Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ.




Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

УПВ.01 Обществознание (включая экономику и право)

Дата 8.05.2020 (урок начался 6 мая)

Курс: 1 Группа 4 Специальность: 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Тема программы: Модуль 6. Правовое регулирование общественных отношений

Тема урока: Законотворческий процесс в РФ (тема рассчитана на 2 часа)

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: формирования новых знаний

Цель: расширить и закрепить знания обучающихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов, изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ.

Литература: Конституция РФ, https://www.constitution.ru/

Никитин А.Ф. Обществознание. 11 класс: учебник для 11 классов общеобразоват учреждений. М.: «Просвещение», 2015.

Конституция РФ.

https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1

Основные понятия.

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами.

Промульгация закона — это опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства.

Государственная Дума - представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами.

Совет федерации - палата Федерального Собрания парламента РФ.

 

Актуализация знаний. Ответить устно.

Вопросы:

1. Какая форма правления в России?

2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России?

3. Как называются палаты Федерального собрания?

4. Как формируется нижняя палата — Государственная Дума?

5. Сколько депутатов в Государственной Думе?

6. Какова основная функция Государственной Думы?

7. Что такое закон?

8. Когда и как принята Конституция РФ?

9. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов?

 

Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ.

Законодательный процесс – это порядок деятельности по организации и принятию закона или иного нормативного акта. Можно выделить четыре стадии этого процесса: 1)законодательная инициатива; 2)анализ законопроекта в парламентских палатах и комитетах; 3) принятие закона; 4) утверждение закона; 5) опубликование закона.

Законопредложение – это лишь идея или концепция предстоящего закона. Наличие у лица права законодательной инициативы, означает, что парламент должен проанализировать, внесенные данным лицом предложение о публикации закона.

В соответствии 104 статьи по Конституции РФ субъектами права законодательной инициативы являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Советом государственной Думы, внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект, направляется в соответствующий профильный комитет, там проект выносится на пленарное заседание Государственной Думы со своими новыми предложениями. На пленарном заседании проходит три чтения при обсуждении законопроекта. В ходе чтений в его текст вносятся исправления.

 

Закон принятый Государственной Думой подлежит передаче в течение 5 дней на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации может одобрить федеральный закон, если за него проголосовало больше половины от числа членов палаты. Если федеральный закон будет отклонен Советом Федерации, могут быть созданы согласительные комиссии для разрешения споров. Тем не менее, Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторив голосование за закон.

Вето — это право, предоставляющее лицу полномочие отменить принятое решения или же закон. Но в данном случае требуется 2 или 3 квалифицированных депутатов. Принятые парламентом законы, направляются главе государства, он имеет право наложить на них вето, то есть не допустить, или на время отложить вступление закона в силу. Вето бывает абсолютным (или резолютивным), когда глава государства вправе отказаться от санкционирования закона или же вообще его отменить. В данном случае Парламент может принять этот закон вторичным голосованием, то есть преодолеть вето.

Промульгация закона — это опубликование утверждённого закона в официальном печатном органе, которое осуществляется главой государства в установленные законом сроки. Неукоснительную силу закон приобретает только после промульгации. В Российской Федерации в течение 7 дней законы должны быть официально опубликованы в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ, после того, как их подпишет Президентом РФ. А через 10 дней после опубликования закон вступает в силу.

 

· Работа с текстом Конституции РФ. Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ.

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

— В какой орган власти вносят законопроект?

 

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

— Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации?

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ.

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

— Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

— Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? Задание:

Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Закрепление материала

Ответь устно.

1. Как осуществляется законодательная инициатива и создается законопроект?

2. Каково содержание законодательной деятельности Государственной Думы?

3. Каковы действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как избирается Государственная Дума?

 

Реши тесты.

1. Поставьте в правильном порядке стадии законодательной деятельности в РФ.

 

Подготовка законопроекта

Внесение законопроекта в Государственную Думу

Правотворческая инициатива

Подписание и обнародование закона Президентом РФ

Принятие закона Государственной Думой

Утверждение закона в Совете федерации

Рассмотрение законопроекта Государственной Думой

 

2. Вставь пропущенные числа:

Государственная Дума состоит из ______ депутатов. Она избирается сроком на _____ лет

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют ______________________________.

На основании чего и кем Государственная Дума может быть распущена_____________________________________________________________ (для ответа – см. Конституцию)

3. Все перечисленные ниже органы и лица, кроме двух, обладают правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов. Отметьте два пункта, «выпадающих» из ряда.

Президент РФ

Совет Федерации

Глава субъекта РФ

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Группа граждан РФ, обладающих избирательным правом

Верховный Суд РФ

4.Что из перечисленного не относится к стадиям законотворческого процесса?

1) принятие закона;

2) законодательная возможность;

3) санкционирование и опубликование закона;

4) переработка законопроекта.

5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

При обсуждении законопроекта на пленарном заседании проходит три ______(А), в ходе которых в его _____(Б) вносятся поправки.

Слова в списке даны в именительном падеже.

Список терминов:

1) текст;

2) содержание;

3) заседание;

4) чтение.

 

 

4. Домашнее задание

Составить конспект по теоретическому материалу.

Составь схему «Основные стадии законодательного процесса в РФ»

Письменный ответ на вопрос «Необходимо ли вето Президента в законодательном процессе?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: