Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ----»
Рабочая программа
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Основное общее образование 9 класс
(базовый уровень)
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 18» с учетом авторской программы «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)(Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.)/Информатика. Программы для образовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М. Н. Бородин. -2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в 9 классах общеобразовательной школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. В настоящей программе предлагается минимальный вариант планирования учебного времени базового курса – 70 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника и задачника-практикума. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет учителю возможность варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.
|
Учебное пособие является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя. Книга содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса, используя модульно-рейтинговую технологию.
Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
|
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания для практических работ с ними присутствуют в разделах настоящей программы.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (2 часа в неделю), что соответствует авторской программе.
Сроки реализации рабочей учебной программы – 2017-2018 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Передача информации в компьютерных сетях(10 ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в интернете. Копирование информационных объектов из Интернета.
2. Информационное моделирование (5 ч)
|
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
4. Табличные вычисления на компьютере(10 ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходный данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условных и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ. Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
5. Управление и алгоритмы(10 ч)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.
6. Программное управление работой компьютера(12 ч)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
7. Информационные технологии и общество(4 ч)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | В том числе | ||
общее | К/р | Л/р | Пр/р | ||
Передача информации в компьютерных сетях | |||||
Информационное моделирование | |||||
Хранение и обработка информации в базах данных | |||||
Табличные вычисления на компьютере | |||||
Управление и алгоритмы | |||||
Программное управление работой компьютера | |||||
Информационные технологии и общество | |||||
Резерв | |||||
Итого: |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
¾ виды информационных процессов;
¾ примеры источников и приемников информации;
¾ единицы измерения количества и скорости передачи информации;
¾ принцип дискретного (цифрового) представления информации;
¾ основные свойства алгоритма;
¾ типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
¾ понятие вспомогательного алгоритма;
¾ программный принцип работы компьютера;
¾ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся должны уметь:
¾ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
¾ проверять свойства объектов;
¾ выполнять и строить простые алгоритмы;
¾ пользоваться персональным компьютером;
¾ следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;
¾ оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
¾ предпринимать меры антивирусной безопасности;
¾ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
¾ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
¾ следовать требованиям техники безопасности;
¾ гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
¾ структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
¾ проводить проверку правописания;
¾ использовать в тексте таблицы, изображения;
¾ создавать записи в базе данных;
¾ создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
¾ осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
¾ осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
¾ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
§ в базах данных,
§ в компьютерных сетях,
§ в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
§ при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
¾ создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;
¾ создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
¾ переходить от одного представления данных к другому;
¾ создавать презентации на основе шаблонов.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | |
Основная школа | |||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — 3-4-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012. - 341 с. | Д | |
1.2 | Семакин И.Г., Хеннера Е.К.Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1. - 2 изд. - - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012. - 309 с. | Д | |
1.4 | Семакин И.Г., Хеннера Е.К.Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. - 2 изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012. - 294 с. | К | |
1.6 | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 584 с., С.400. | П | |
1.7 | Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. — 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 416 с. | Д | |
2. | Печатные пособия | ||
Комплект плакатов | Д | ||
3. | информационно-коммуникативные средства | ||
Программные средства | |||
3.1 | Операционная система | К | |
3.2 | Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами | К | |
3.3 | Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. | К | |
3.4 | Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. | К | |
3.5 | Редакторы векторной и растровой графики. | К | |
3.6 | Программа для просмотра статических изображений. | К | |
3.7 | Мультимедиа проигрыватель | К | |
3.8 | Браузер | К | |
3.9 | Клавиатурный тренажер. | К | |
4. | Экранно-звуковые пособия | ||
4.1 | Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов | Д | |
5. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
5.1 | Экран настенный | Д | |
5.2 | Мультимедиа проектор | Д | |
5.3 | Персональный компьютер – рабочее место учителя | Д | |
5.4 | Персональный компьютер – рабочее место ученика | К | |
5.5 | Принтер лазерный | Д | |
5.6 | Источник бесперебойного питания | Д | |
5.7 | Комплект сетевого оборудования | Д | |
5.8 | Комплект оборудования для подключения к сети Интернет | Д | |
5.9 | Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения) | Д | |
5.10 | Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации | Д | |
5.11 | Устройства создания графической информации (графический планшет) | Д | |
5.12 | Сканер | Д | |
Расходные материалы | |||
5.13 | Бумага | ||
5.14 | Картриджи для лазерного принтера | ||
5.15 | Диск для записи (CD-R или CD-RW) | ||
5.16 | Средство для протирки оборудования | ||
6. | МОДЕЛИ ИНТЕРАКТИВНЫЕ | ||
6.1 | Устройство персонального компьютера | Д | |
6.2 | Преобразование информации в компьютере | Д | |
6.3 | Информационные сети и передача информации | Д | |
6.4 | Модели основных устройств ИКТ | Д | |
7. | МЕБЕЛЬ | ||
7.1 | Компьютерный стол | Д/Ф | |
7.2 | Аудиторная доска | Д | |
7.3 | Шкафы для хранения оборудования | Д |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 9А класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
1. | Техника безопасности. Компьютерные сети. | |||
2. | Устройство компьютерной сети. | |||
3. | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | |||
4. | Работа с электронной почтой | |||
5. | Интернет и всемирная паутина. Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете | |||
6. | Работа с WWW | |||
7. | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. | |||
8. | Создание простейший Web-страницы с использованием текстового редактора. | |||
9. | Итоговая практическая работа по теме: "Интернет". | |||
10. | Итоговое тестирование по теме: "Передача информации в компьютерных сетях". | |||
11. | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | |||
12. | Табличные модели. | |||
13. | Информационное моделирование на компьютере. | |||
14. | Проведение компьютерных экспериментов с моделью. | |||
15. | Итоговое тестирование по теме "Информационное моделирование". | |||
16. | Понятие базы данных и информационной системы. | |||
17. | Реляционные базы данных. | |||
18. | Назначение СУБД. | |||
19. | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | |||
20. | Проектирование однотабличной базы данных. | |||
21. | Условия поиска информации, простые логические выражения. | |||
22. | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | |||
23. | Логические операции. Сложные условия поиска. | |||
24. | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | |||
25. | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. | |||
26. | Итоговая практическая работа по теме «Базы данных». | |||
27. | Итоговый тест по теме "Хранение и обработка информации в базах данных". | |||
28. | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. | |||
29. | Представление чисел в памяти компьютера. | |||
30. | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице, встроенные функции. | |||
31. | Работа с готовой электронной таблицей. | |||
32. | Абсолютная и относительная адресация | |||
33. | Использование встроенных математических и статистических функций. | |||
34. | Деловая графика. Логические операции и условная функция. | |||
35. | Построение графиков и диаграмм. | |||
36. | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. | |||
37. | Итоговый тест по теме "Табличные вычисления на компьютере". | |||
38. | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. | |||
39. | Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы. | |||
40. | Вспомогательные алгоритмы. | |||
41. | Использование вспомогательных алгоритмов. | |||
42. | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | |||
43. | Работа с циклами. | |||
44. | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | |||
45. | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. | |||
46. | Зачётное занятие по алгоритмизации. | |||
47. | Понятие программирования | |||
48. | Возникновение и назначение языка Паскаль | |||
49. | Работа с готовыми программами на языке Паскаль | |||
50. | Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером. | |||
51. | Разработка программы на языке Паскаль | |||
52. | Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций. | |||
53. | Циклы на языке Паскаль. | |||
54. | Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | |||
55. | Одномерные массивы в Паскале. | |||
56. | Использование одномерных массивов на Паскале. | |||
57. | Датчик случайных чисел в Паскале. | |||
58. | Сортировка массива. | |||
59. | Итоговый тест по теме: " Программное управление работой компьютера ". | |||
60. | Предыстория информационных технологий. | |||
61. | История ЭВМ и ИКТ. | |||
62. | Информационные ресурсы современного общества. | |||
63. | Итоговый тест по теме: "Информационные технологии и общество". | |||
64. | Резерв учебного времени. | |||
65. | Резерв учебного времени. | |||
66. | Резерв учебного времени. | |||
67. | Резерв учебного времени. | |||
68. | Резерв учебного времени. | |||
69. | Резерв учебного времени. | |||
70. | Резерв учебного времени. |
Календарно-тематическое планирование 9Б класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
1. | Техника безопасности. Компьютерные сети. | |||
2. | Устройство компьютерной сети. | |||
3. | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | |||
4. | Работа с электронной почтой | |||
5. | Интернет и всемирная паутина. Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете | |||
6. | Работа с WWW | |||
7. | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. | |||
8. | Создание простейший Web-страницы с использованием текстового редактора. | |||
9. | Итоговая практическая работа по теме: "Интернет". | |||
10. | Итоговое тестирование по теме: "Передача информации в компьютерных сетях". | |||
11. | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | |||
12. | Табличные модели. | |||
13. | Информационное моделирование на компьютере. | |||
14. | Проведение компьютерных экспериментов с моделью. | |||
15. | Итоговое тестирование по теме "Информационное моделирование". | |||
16. | Понятие базы данных и информационной системы. | |||
17. | Реляционные базы данных. | |||
18. | Назначение СУБД. | |||
19. | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | |||
20. | Проектирование однотабличной базы данных. | |||
21. | Условия поиска информации, простые логические выражения. | |||
22. | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | |||
23. | Логические операции. Сложные условия поиска. | |||
24. | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | |||
25. | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. | |||
26. | Итоговая практическая работа по теме «Базы данных». | |||
27. | Итоговый тест по теме "Хранение и обработка информации в базах данных". | |||
28. | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. | |||
29. | Представление чисел в памяти компьютера. | |||
30. | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице, встроенные функции. | |||
31. | Работа с готовой электронной таблицей. | |||
32. | Абсолютная и относительная адресация | |||
33. | Использование встроенных математических и статистических функций. | |||
34. | Деловая графика. Логические операции и условная функция. | |||
35. | Построение графиков и диаграмм. | |||
36. | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. | |||
37. | Итоговый тест по теме "Табличные вычисления на компьютере". | |||
38. | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. | |||
39. | Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы. | |||
40. | Вспомогательные алгоритмы. | |||
41. | Использование вспомогательных алгоритмов. | |||
42. | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | |||
43. | Работа с циклами. | |||
44. | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | |||
45. | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. | |||
46. | Зачётное занятие по алгоритмизации. | |||
47. | Понятие программирования | |||
48. | Возникновение и назначение языка Паскаль | |||
49. | Работа с готовыми программами на языке Паскаль | |||
50. | Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером. | |||
51. | Разработка программы на языке Паскаль | |||
52. | Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций. | |||
53. | Циклы на языке Паскаль. | |||
54. | Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | |||
55. | Одномерные массивы в Паскале. | |||
56. | Использование одномерных массивов на Паскале. | |||
57. | Датчик случайных чисел в Паскале. | |||
58. | Сортировка массива. | |||
59. | Итоговый тест по теме: " Программное управление работой компьютера ". | |||
60. | Предыстория информационных технологий. | |||
61. | История ЭВМ и ИКТ. | |||
62. | Информационные ресурсы современного общества. | |||
63. | Итоговый тест по теме: "Информационные технологии и общество". | |||
64. | Резерв учебного времени. | |||
65. | Резерв учебного времени. | |||
66. | Резерв учебного времени. | |||
67. | Резерв учебного времени. | |||
68. | Резерв учебного времени. | |||
69. | Резерв учебного времени. | |||
70. | Резерв учебного времени. |
Календарно-тематическое планирование 9В класс