Учебно – методическое обеспечение




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ----»

 

Рабочая программа

 

 

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Основное общее образование 9 класс

(базовый уровень)

 

 

 

2017-2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 18» с учетом авторской программы «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)(Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.)/Информатика. Программы для образовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М. Н. Бородин. -2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в 9 классах общеобразовательной школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. В настоящей программе предлагается минимальный вариант планирования учебного времени базового курса – 70 учебных часов, по 2 часа в неделю.

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника и задачника-практикума. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.

Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет учителю возможность варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.

Учебное пособие является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя. Книга содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса, используя модульно-рейтинговую технологию.

Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания для практических работ с ними присутствуют в разделах настоящей программы.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (2 часа в неделю), что соответствует авторской программе.

Сроки реализации рабочей учебной программы – 2017-2018 учебный год.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Передача информации в компьютерных сетях(10 ч)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в интернете. Копирование информационных объектов из Интернета.

2. Информационное моделирование (5 ч)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

4. Табличные вычисления на компьютере(10 ч)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходный данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условных и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ. Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

5. Управление и алгоритмы(10 ч)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.

6. Программное управление работой компьютера(12 ч)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

7. Информационные технологии и общество(4 ч)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы Количество часов В том числе
общее К/р Л/р Пр/р
  Передача информации в компьютерных сетях        
  Информационное моделирование        
  Хранение и обработка информации в базах данных        
  Табличные вычисления на компьютере        
  Управление и алгоритмы        
  Программное управление работой компьютера        
  Информационные технологии и общество        
  Резерв        
  Итого:        

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учащиеся должны знать:

¾ виды информационных процессов;

¾ примеры источников и приемников информации;

¾ единицы измерения количества и скорости передачи информации;

¾ принцип дискретного (цифрового) представления информации;

¾ основные свойства алгоритма;

¾ типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

¾ понятие вспомогательного алгоритма;

¾ программный принцип работы компьютера;

¾ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

 

Учащиеся должны уметь:

¾ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

¾ проверять свойства объектов;

¾ выполнять и строить простые алгоритмы;

¾ пользоваться персональным компьютером;

¾ следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

¾ оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

¾ предпринимать меры антивирусной безопасности;

¾ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

¾ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

¾ следовать требованиям техники безопасности;

¾ гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

¾ структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

¾ проводить проверку правописания;

¾ использовать в тексте таблицы, изображения;

¾ создавать записи в базе данных;

¾ создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

¾ осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

¾ осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

¾ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):

§ в базах данных,

§ в компьютерных сетях,

§ в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),

§ при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

¾ создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;

¾ создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);

¾ переходить от одного представления данных к другому;

¾ создавать презентации на основе шаблонов.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество  
Основная школа  
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)  
1.1 Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — 3-4-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012. - 341 с. Д  
1.2 Семакин И.Г., Хеннера Е.К.Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1. - 2 изд. - - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012. - 309 с. Д  
1.4 Семакин И.Г., Хеннера Е.К.Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. - 2 изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012. - 294 с. К  
1.6 Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 584 с., С.400. П  
1.7 Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. — 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 416 с. Д  
2. Печатные пособия
  Комплект плакатов Д
3. информационно-коммуникативные средства
  Программные средства
3.1 Операционная система К
3.2 Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами К  
3.3 Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. К  
3.4 Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. К  
3.5 Редакторы векторной и растровой графики. К
3.6 Программа для просмотра статических изображений. К
3.7 Мультимедиа проигрыватель К
3.8 Браузер К
3.9 Клавиатурный тренажер. К
4. Экранно-звуковые пособия
4.1 Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов Д
5. Технические средства обучения (средства ИКТ)
5.1 Экран настенный Д
5.2 Мультимедиа проектор Д
5.3 Персональный компьютер – рабочее место учителя Д
5.4 Персональный компьютер – рабочее место ученика К
5.5 Принтер лазерный Д
5.6 Источник бесперебойного питания Д
5.7 Комплект сетевого оборудования Д
5.8 Комплект оборудования для подключения к сети Интернет Д
5.9 Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения) Д
5.10 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации Д
5.11 Устройства создания графической информации (графический планшет) Д
5.12 Сканер Д
  Расходные материалы
5.13 Бумага  
5.14 Картриджи для лазерного принтера  
5.15 Диск для записи (CD-R или CD-RW)  
5.16 Средство для протирки оборудования  
6. МОДЕЛИ ИНТЕРАКТИВНЫЕ
6.1 Устройство персонального компьютера Д
6.2 Преобразование информации в компьютере Д
6.3 Информационные сети и передача информации Д
6.4 Модели основных устройств ИКТ Д
7. МЕБЕЛЬ  
7.1 Компьютерный стол Д/Ф
7.2 Аудиторная доска Д
7.3 Шкафы для хранения оборудования Д

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование 9А класс

Тема Дата проведения Примечание
План Факт
1. Техника безопасности. Компьютерные сети.      
2. Устройство компьютерной сети.      
3. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами      
4. Работа с электронной почтой      
5. Интернет и всемирная паутина. Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете      
6. Работа с WWW      
7. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.      
8. Создание простейший Web-страницы с использованием текстового редактора.      
9. Итоговая практическая работа по теме: "Интернет".      
10. Итоговое тестирование по теме: "Передача информации в компьютерных сетях".      
11. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.      
12. Табличные модели.      
13. Информационное моделирование на компьютере.      
14. Проведение компьютерных экспериментов с моделью.      
15. Итоговое тестирование по теме "Информационное моделирование".      
16. Понятие базы данных и информационной системы.      
17. Реляционные базы данных.      
18. Назначение СУБД.      
19. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.      
20. Проектирование однотабличной базы данных.      
21. Условия поиска информации, простые логические выражения.      
22. Формирование простых запросов к готовой базе данных.      
23. Логические операции. Сложные условия поиска.      
24. Формирование сложных запросов к готовой базе данных.      
25. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.      
26. Итоговая практическая работа по теме «Базы данных».      
27. Итоговый тест по теме "Хранение и обработка информации в базах данных".      
28. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.      
29. Представление чисел в памяти компьютера.      
30. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице, встроенные функции.      
31. Работа с готовой электронной таблицей.      
32. Абсолютная и относительная адресация      
33. Использование встроенных математических и статистических функций.      
34. Деловая графика. Логические операции и условная функция.      
35. Построение графиков и диаграмм.      
36. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц.      
37. Итоговый тест по теме "Табличные вычисления на компьютере".      
38. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.      
39. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы.      
40. Вспомогательные алгоритмы.      
41. Использование вспомогательных алгоритмов.      
42. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.      
43. Работа с циклами.      
44. Ветвления. Использование двухшаговой детализации.      
45. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.      
46. Зачётное занятие по алгоритмизации.      
47. Понятие программирования      
48. Возникновение и назначение языка Паскаль      
49. Работа с готовыми программами на языке Паскаль      
50. Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером.      
51. Разработка программы на языке Паскаль      
52. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.      
53. Циклы на языке Паскаль.      
54. Разработка программ с использованием цикла с предусловием.      
55. Одномерные массивы в Паскале.      
56. Использование одномерных массивов на Паскале.      
57. Датчик случайных чисел в Паскале.      
58. Сортировка массива.      
59. Итоговый тест по теме: " Программное управление работой компьютера ".      
60. Предыстория информационных технологий.      
61. История ЭВМ и ИКТ.      
62. Информационные ресурсы современного общества.      
63. Итоговый тест по теме: "Информационные технологии и общество".      
64. Резерв учебного времени.      
65. Резерв учебного времени.      
66. Резерв учебного времени.      
67. Резерв учебного времени.      
68. Резерв учебного времени.      
69. Резерв учебного времени.      
70. Резерв учебного времени.      

Календарно-тематическое планирование 9Б класс

Тема Дата проведения Примечание
План Факт
1. Техника безопасности. Компьютерные сети.      
2. Устройство компьютерной сети.      
3. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами      
4. Работа с электронной почтой      
5. Интернет и всемирная паутина. Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете      
6. Работа с WWW      
7. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.      
8. Создание простейший Web-страницы с использованием текстового редактора.      
9. Итоговая практическая работа по теме: "Интернет".      
10. Итоговое тестирование по теме: "Передача информации в компьютерных сетях".      
11. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.      
12. Табличные модели.      
13. Информационное моделирование на компьютере.      
14. Проведение компьютерных экспериментов с моделью.      
15. Итоговое тестирование по теме "Информационное моделирование".      
16. Понятие базы данных и информационной системы.      
17. Реляционные базы данных.      
18. Назначение СУБД.      
19. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.      
20. Проектирование однотабличной базы данных.      
21. Условия поиска информации, простые логические выражения.      
22. Формирование простых запросов к готовой базе данных.      
23. Логические операции. Сложные условия поиска.      
24. Формирование сложных запросов к готовой базе данных.      
25. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.      
26. Итоговая практическая работа по теме «Базы данных».      
27. Итоговый тест по теме "Хранение и обработка информации в базах данных".      
28. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.      
29. Представление чисел в памяти компьютера.      
30. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице, встроенные функции.      
31. Работа с готовой электронной таблицей.      
32. Абсолютная и относительная адресация      
33. Использование встроенных математических и статистических функций.      
34. Деловая графика. Логические операции и условная функция.      
35. Построение графиков и диаграмм.      
36. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц.      
37. Итоговый тест по теме "Табличные вычисления на компьютере".      
38. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.      
39. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы.      
40. Вспомогательные алгоритмы.      
41. Использование вспомогательных алгоритмов.      
42. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.      
43. Работа с циклами.      
44. Ветвления. Использование двухшаговой детализации.      
45. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.      
46. Зачётное занятие по алгоритмизации.      
47. Понятие программирования      
48. Возникновение и назначение языка Паскаль      
49. Работа с готовыми программами на языке Паскаль      
50. Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером.      
51. Разработка программы на языке Паскаль      
52. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.      
53. Циклы на языке Паскаль.      
54. Разработка программ с использованием цикла с предусловием.      
55. Одномерные массивы в Паскале.      
56. Использование одномерных массивов на Паскале.      
57. Датчик случайных чисел в Паскале.      
58. Сортировка массива.      
59. Итоговый тест по теме: " Программное управление работой компьютера ".      
60. Предыстория информационных технологий.      
61. История ЭВМ и ИКТ.      
62. Информационные ресурсы современного общества.      
63. Итоговый тест по теме: "Информационные технологии и общество".      
64. Резерв учебного времени.      
65. Резерв учебного времени.      
66. Резерв учебного времени.      
67. Резерв учебного времени.      
68. Резерв учебного времени.      
69. Резерв учебного времени.      
70. Резерв учебного времени.      

Календарно-тематическое планирование 9В класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: