Цель эксперимента: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Материалы: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.
Процесс:
·Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).
·Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.
·Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.
·Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.
·Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.
·Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.
Итоги: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.
Почему? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого
ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.
Цель эксперимента: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
Материалы: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.
Процесс:
·Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
·Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
·Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни.
·Поместить растение в емкость с водой на решётку.
·Закрыть плотно крышкой.
·Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).
·Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.
Итоги: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.
|
Почему? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.
РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
Цель эксперимента: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
Материалы: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.
Процесс:
·Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
·Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет.. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
·Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
Итоги: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
Почему? Растение не может жить без воды и может умереть.
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
Цель эксперимента: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
Процесс:
·Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
·Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
·Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).
|
·Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной.
Итоги: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
Почему? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
Цель эксперимента: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
Материалы: Комнатное растение, подставка.
Процесс:
·Поставить цветок с горшком набок на подставку.
·В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев.
Итоги: Стебли и листья поворачиваются к верху.
Почему? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
Цель эксперимента: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
Процесс:
·Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
·Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
·Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.
·Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель.
Итоги: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
|
Почему? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ Сост.О.В. Дыбина.-М.:ТЦ «Сфера».- 2001
3. План –программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Н.В. Гончарова.- СПб.: «Акцидент».-1997