АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ




Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов,
у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А. И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом – черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют,
а ключ – выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...?» Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» – говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

Страхи:

1) дома один;

2) нападение бандитов;

3) заболеть, заразиться; когда остаешься один;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) боязнь каких-то людей;

7) мамы или папы;

8) того, что они тебя накажут;

9) сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский сад;

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющееся нормативным (по А. И. Захарову) показывает следующая таблица.

Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
     
     
     
     
7 (дошкольники)    
7 (школьники)    

Возрастные особенности проявления страхов:

  • 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;
  • 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;
  • после 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;
  • 2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – могут присутствовать страхи:

  • боязнь сказочных персонажей;
  • уколов;
  • боли;
  • крови;
  • высоты;
  • неожиданных звуков;
  • типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – могут присутствовать страхи:

  • смерти;
  • смерти родителей;
  • животных;
  • сказочных персонажей;
  • глубины;
  • страшных снов;
  • огня;
  • пожара;
  • нападения;
  • войны;
  • у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

 

«Шкала тревожности»

Назначение – выявить уровень тревожности ребёнка, сферу значимых переживаний.

Их три:

1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитателями внутри этой деятельности (учебная тревожность).

2. Ситуации анализа представлений о себе (самооценочная).

3. Ситуации общения (межличностная).

Материал – три цветных карточки: красная, зелёная, голубая (или жёлтая).

Инструкциия. «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство.
У меня здесь 3 карточки разного цвета. Если тот случай, о котором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмёшь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно – зелёную. А если этот случай тебе не страшен – голубую».

(Все выборы и спонтанные комментарии фиксируются.)

Опросник:

1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.

2. Тебя ругает папа или мама.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Идёшь в гости к незнакомым людям.

5. Ты остаёшься дома один.

6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.

7. Не можешь справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят, как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны ребята, спорят.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Воспитатель даёт трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу родители или ребята.

21. Не понимаешь объяснений воспитателя.

22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.

25. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.

26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что-то делаешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дружат с тобой.

30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.

Оценка.

Один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;

зелёного – 2 балла;

голубого – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.

1. Учебная – 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.

2. Самооценочная – 5, 8, 9, 11, 17, 19. 20, 23.24.28.

3. Межличностная – 2, 3, 4. 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.

Обратить внимание на:

– высокий уровень тревожности – более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов в сумме;

– очень низкий уровень тревожности – не выше 5 баллов по разделу.

Норма – от 10 до 20 баллов по каждому разделу.

 

 

Выявление тревожности старших дошкольников
(автор Мерлин В. С.)

Цель: выявление тревожности.

Испытуемые – три ребенка старшего дошкольного возраста, наблюение ведется за одним из них.

Показатель тревожности – поведение ребенка во фрустрирующей ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания.

Организация.Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, материал для занятий за первым и вторым столом.

Ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым – без часов. Задание должно быть рассчитано на 10–15 минут (например, за первым столом задание со строительным материалом, за вторым – с узором из мозаики).

Инструкция общая: «Ты будешь выполнять задания за двумя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу».

Инструкция для первого стола: «По моей команде начнешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 минуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Поработаешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять задание надо аккуратно, хорошо? Если сделаешь плохо, работа не будет зачтена и придется делать все заново».

Инструкция для второго стола: «Начинай работать. Поработаешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по истечении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снова вернешься сюда. Часы я закрою, и ты должен сам, без напоминания, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо аккуратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново». Через полторы минуты надо напомнить ребенку: «Ты не забыл про часы?»

Показатели тревожности: работа за вторым столом без часов; проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится).

Регистрируются характер действий испытуемого, время работы. К числу «тревожных» относят испытуемых, которые за вторым столом работали меньше 3 минут; к числу «беззаботных» – более 3 минут.

Опросники для родителей

 

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

РЕБЕНОК ДА НЕТ
1. Не может долго работать не уставая    
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то    
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство    
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован    
5. Смущается чаще других    
6. Часто говорит о возможных неприятностях    
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8. Жалуется, что сняться страшные сны    
9. Руки обычно холодные и влажные    
10. Нередко бывает расстройство стула    
11. Сильно потеет, когда волнуется    
12. Не обладает хорошим аппетитом    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16. Часто не может сдержать слезы    
17. Плохо переносит ожидание    
18. Не любит браться за новое дело    
19. Не уверен в себе, в своих силах    
20. Боится сталкиваться с трудностями    

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

Высокая тревожность – 15–20 баллов

Средняя тревожность – 7–14 баллов

Низкая тревожность – 1–6 баллов

 

Оценка уровня тревожности ребенка
(тест А. И. Захарова)

Инструкция. Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время –
2 балла;

данный пункт проявляется периодически – 1 балл;

данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Тест выполняют родители детей 4–10 лет.

Ваш ребенок:

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с чего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит
в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

от 20 до 30 баллов – невроз;

от 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;

от 10 до 15 баллов – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

от 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку;

менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

 

Игры с тревожными детьми

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: