Классификация морских портов
По назначению порты можно подразделить:
-транспортные;
- военные;
- промысловые;
- порты-убежища.
По народнохозяйственному значению основным классификационным признаком порта является объем выполняемой портом работы.
Табл.2. Категории портов на внутренних водных путях
Категория | Среднесуточный грузооборот, усл. т | Среднесуточный пассажирооборот, усл. пассажиров | Категория | Среднесуточный грузооборот, усл. т | Среднесуточный пассажирооборот, усл. пассажиров |
I | Более 15000 3501—15000 | Более 2000 501—2000 | 751—3500 750 и менее | 201—500 200 и менее |
Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, делятся на три основные категории (табл. 3).
К внекатегорийным портам относятся: Санкт-Петербургский, Одесский, Ильичевский, Новороссийский и Находкинский.
Табл.3 Категории морских портов
Характер грузооборота | Категории портов в зависимости от годового грузооборота, тыс. т. | ||
I | II | III | |
А. Порты общего назначения Общий грузооборот Грузооборот по генеральным и лесным грузам Б. Порты специального назна чения, перегружающие: а) навалочные грузы (уголь, руда) б) инертные минерально- строительные грузы | Более 1400 Более 400 Более 4500 Более 10000 | 601—1400 101—400 3001-4500 7001—10000 | 600 и менее 100 и менее 3000 и менее 7000 и менее |
По географическому положению различают порты: морские, речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.
Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах водохранилищ.
Устьевые порты, характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути.
Береговые морские порты создаются на открытом морском берегу.
Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовавшихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря.
Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и не имеют сухопутной связи с берегом.
По годовой продолжительности эксплуатации порты на внутренних водных путях подразделяют на постоянные и временные.
По отношению к уровню воды морские порты бывают открытые и закрытые.
Закрытые морские порты располагаются в бассейнах, отделенных от моря шлюзами или полушлюзами.
По отношению к международной торговле порты разделяются на порты мирового, международного и внутреннего значения.
Классификация речных портов
Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке, подразделяют на русловые (рис. 2а), вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле реки и внерусловые или затонные (рис. 2 б), в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтные заводы.
Состав и основные элементы порта
Состав современного порта представляет собой крупный и очень сложный технический комплекс. В него входят территория и акватория, береговые и рейдовые причалы, оградительные и берегоукрепительные сооружения.
Учитывая то, что порт является прежде всего транспортным узлом, он должен иметь:
-удобные и хорошо оснащенные навигационными средствами подходные каналы;
-сеть путей сообщения, удобно связанную с основными магистралями, подходящими к порту (железные дороги, автодороги, внутренние водные пути);
-станционные устройства, районные сортировочные подстанции; внутрипортовый рельсовый и безрельсовый транспорт и подвижной состав.
Для перегрузки и хранения грузов, а также выполнения других операций порт оснащается следующими элементами:
-подъемно-транспортным оборудованием для производства грузовых операций как у берега, так и на плаву;
-складскими зданиями, навесами, площадками и емкостями-складами для штучных грузов, складами: холодильными (холодильники), рыбными, для зерна (элеваторы этажные и силосные), навалочных грузов, жидких грузов и др.;
-служебными и бытовыми зданиями и постройками;
-электрическим хозяйством - группа сильных токов (питание элементов портового оборудования, освещение порта и др.) и группа слабых токов (телеграф, телефон, телевидение, радиосвязь, пожарная сигнализация и т. д.);
-сетью освещения для проведения работ в ночное время;
-водопроводом и канализацией;
-устройством и оборудованием для защиты среды от загрязнения;
-служебно-вспомогательным флотом;
-строительно-ремонтными подразделениями и оборудованием для ремонта портовых сооружений и устройств.
-причальным фронтом, оборудованным всеми приспособлениями, необходимыми для выполнения перегрузочных работ, а также для безопасного подхода и стоянки судна у причалов;
-специальные причалы для ремонта судов, причалы для судов портового и технического флота и др;
- гаражи и ремонтные мастерские для автопогрузчиков и другого перегрузочного и транспортного оборудования, административные здания, базы материально-технического флота, санитарно-бытовые помещения (медпункт, уборные, душевые и столовые), ремонтно-строительная контора, электроподстанция, таможня, карантинная станция. Иногда приходится на территории порта располагать сортировочные железнодорожные станции и парки отстоя железнодорожных вагонов.