Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
(165 часов, 5 часов в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них контрольных работ | |
административных | тематических | |||
Числа от 1 до 1 000 (продолжение) (16 часов) | ||||
Повторение изученного в 3 классе. Многозначные числа | ||||
Числа, которые больше 1 000 (154 часов) | ||||
Нумерация больше 1000 | ||||
Величины | ||||
Сложение и вычитание многозначных чисел | ||||
Умножение и деление | ||||
Итоговое повторение | ||||
Итого: | 165 ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
– представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
– названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
– связь между компонентами и результатом каждого действия;
– основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
– правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
– правила нахождения значений буквенных выражений вида а ± 3, 8 · r, b: 2, a ± b, c · d, k: n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
– таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
– записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без них);
– выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
– выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
– решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х: 5 = 420, 600: х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
– решать задачи в 1–3 действия;
– выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание чисел в пределах миллиона, умножение двух-, трехзначного числа на однозначное, двузначное число);
– называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
– вычислять значения числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия, на основе знания правила порядка выполнения действий;
– решать простые текстовые задачи, раскрывающие смысл отношений «меньше на», «больше на», «меньше в», «больше в»;
– решать составные задачи.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений; о выполнении арифметических действий с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число).
Обучающиеся должны знать:
– единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
– связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
– находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
– находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
– узнавать время по часам;
– применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), углы и их виды: прямой, острый, тупой.
Обучающиеся должны знать:
– определение прямоугольника (квадрата);
– свойство противоположных сторон прямоугольника;
– названия и обозначения единиц важнейших величин: длины (км, м, дм, см, мм), массы (кг, г), площади (кв. м, кв. см, кв. дм), скорости (км/ч, м/сек), времени (ч, мин, с).
Обучающиеся должны уметь:
– распознавать и изображать (на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки) простейшие геометрические фигуры (точка, отрезок, прямая, ломаная, окружность, круг, многоугольник);
– строить заданный отрезок;
– строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;
– измерять длину отрезка, ломаной;
– вычислять периметр и площадь многоугольника.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. Числа от 1 до 1 000 (продолжение) (16 часов) Повторение изученного. Нумерация (16 часов) | |||
1. | Инструктаж по ТБ. Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 01.09 | |
2. | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий | 02.09 | |
3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 03.09 | |
4. | Вычитание трехзначных чисел вида 903-574 | 04.09 | |
5. | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | 07.09 | |
6. | Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные. | 08.09 | |
7. | Приемы письменного деления на однозначное число | 09.09 | |
8. | Входная административная контрольная работа | 10.09 | |
9. | Анализ работы. | 11.09 | |
10. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | 14.09 | |
11. | Письменное деление на однозначное число. | 15.09 | |
12. | Письменное деление на однозначное число. | 16.09 | |
13. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи есть нуль. | 17.09 | |
14. | Диаграммы | 18.09 | |
15. | Проверочная работа по теме «Нумерация». | 21.09 | |
16. | Анализ работы. | 22.09 | |
2. Числа, которые больше 1 000 (159 часов) Нумерация больше 1000 (20 часов) | |||
17. | Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. | 23.09 | |
18. | Разряды и классы. | 24.09 | |
19. | Чтение многозначных чисел | 25.09 | |
20. | Запись многозначных чисел. | 28.09 | |
21. | Разрядные слагаемые. | 29.09 | |
22. | Разрядные слагаемые. | 30.09 | |
23. | Сравнение многозначных чисел. | 01.10 | |
24. | Сравнение многозначных чисел. | 02.10 | |
25. | Увеличение числа в 10,100,1000 раз. | 05.10 | |
26. | Уменьшение числа 10,100,1000 раз. | 06.10 | |
27. | Изменение значения цифры в зависимости от ее места в записи числа | 07.10 | |
28. | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе | 08.10 | |
29. | Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. | 09.10 | |
30. | Класс миллионов и класс миллиардов. | 12.10 | |
31. | Класс миллионов и класс миллиардов. | 13.10 | |
32. | Проверочная работа по теме «Нумерация». | 14.10 | |
33. | Анализ работы. | 15.10 | |
34. | Угол. Построение углов различных видов. Практическая работа. | 16.10 | |
35. | Обобщение по теме «Нумерация» | 19.10 | |
36. | Что узнали. Чему научились. | 20.10 | |
Величины (19 часов) | |||
37. | Единицы длины. Километр. | 21.10 | |
38. | Административная контрольная работа за 1 четверть. | 22.10 | |
39. | Работа над ошибками. | 23.10 | |
40. | Таблица единиц длины. | 26.10 | |
41. | Соотношение между единицами длины. | 27.10 | |
42. | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 28.10 | |
43. | Таблица единиц площади. | 29.10 | |
44. | Соотношение между единицами площади. | 30.10 | |
45. | Измерение площади фигуры с помощью палетки (практическая работа). | 09.11 | |
46. | Площадь прямоугольника, квадрата. | 10.11 | |
47. | Единицы массы. Тонна. Центнер. | 11.11 | |
48. | Таблица единиц массы. | 12.11 | |
49. | Соотношение между единицами массы. | 13.11 | |
50. | Единицы времени. | 16.11 | |
51. | Определение времени по часам. | 17.11 | |
52. | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события | 18.11 | |
53. | Секунда. | 19.11 | |
54. | Век. Таблица единиц времени. | 20.11 | |
55. | Проверочная работа по теме «Величины» | 23.11 | |
Сложение и вычитание многозначных чисел (35часов) | |||
56. | Письменные приемы сложения и вычитания. | 24.11 | |
57. | Письменные приемы сложения и вычитания. | 25.11 | |
58. | Приемы письменного вычитания для случаев вида 600-26 | 26.11 | |
59. | Приемы письменного вычитания для случаев вида 1000-124 | 27.11 | |
60. | Приемы письменного вычитания для случаев вида 30007-648. | 30.11 | |
61. | Приемы письменного вычитания для случаев вида 30007-648. | 01.12 | |
62. | Решение уравнений вида Х+15=68: 2 | 02.12 | |
63. | Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого. | 03.12 | |
64. | Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 04.12 | |
65. | Решение уравнений. Нахождение неизвестного вычитаемого. | 07.12 | |
66. | Нахождение нескольких долей целого | 08.12 | |
67. | Нахождение нескольких долей целого | 09.12 | |
68. | Задачи разных видов. | 10.12 | |
69. | Задачи разных видов. | 11.12 | |
70. | Сложение и вычитание значений величин. | 14.12 | |
71. | Сложение и вычитание значений величин. | 15.12 | |
72. | Сложение и вычитание значений величин. | 16.12 | |
73. | Административная контрольная работа за 2 четверть. | 17.12 | |
74. | Анализ работы. | 18.12 | |
75. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. | 21.12 | |
76. | Задачи на увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. | 22.12 | |
77. | Самостоятельная работа «Решение задач». | 23.12 | |
78. | Анализ работы. | 24.12 | |
79. | Задачи разных видов. | 25.12 | |
80. | Задачи, решаемые сложением и вычитанием. | 11.01 | |
81. | Задачи, решаемые сложением и вычитанием. | 12.01 | |
82. | Письменные приёмы сложения. | 13.01 | |
83. | Способы проверки сложения. | 14.01 | |
84. | Письменные приёмы вычитания. | 15.01 | |
85. | Способы проверки вычитания. | 18.01 | |
86. | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 19.01 | |
87. | Анализ работы. | 20.01 | |
88. | Обобщение по теме «Сложение и вычитание». | 21.01 | |
89. | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 22.01 | |
90. | Анализ работы. | 25.01 | |
Умножение и деление многозначных чисел (70 часов) | |||
91. | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 26.01 | |
92. | Письменные приемы умножения. | 27.01 | |
93. | Приемы письменного умножения для случаев вида 4037 * 4 | 28.01 | |
94. | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. | 29.01 | |
95. | Решение уравнений вида Х * 8=26+70. | 01.02 | |
96. | Деление как арифметическое действие. | 02.02 | |
97. | Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число. | 03.02 | |
98. | Приемы письменного деления | 04.02 | |
99. | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз. | 05.02 | |
100. | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи есть нули. | 08.02 | |
101. | Задачи на пропорциональное деление | 09.02 | |
102. | Деление многозначных чисел на однозначные | 10.02 | |
103. | Деление многозначных чисел. | 11.02 | |
104. | Деление многозначных чисел. | 12.02 | |
105. | Деление многозначных чисел. | 15.02 | |
106. | Деление. | 16.02 | |
107. | Решение задач на пропорциональное деление. | 17.02 | |
108. | Среднее значение. | 18.02 | |
109. | Скорость. Время. Расстояние. | 19.02 | |
110. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 29.02 | |
111. | Взаимосвязь между временем, скоростью и расстоянием. | 01.03 | |
112. | Решение задач на движение. | 02.03 | |
113. | Контрольная работа «Решение задач на движение» | 03.03 | |
114. | Анализ работы. Умножение числа на произведение | 04.03 | |
115. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 09.03 | |
116. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | 10.03 | |
117. | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | 11.03 | |
118. | Решение задач на встречное движение. Перестановка и группировка множителей. | 14.03 | |
119. | Административная контрольная работа за 3 четверть. | 15.03 | |
120. | Анализ работы. | 16.03 | |
121. | Решение задач по теме «Движение». | 17.03 | |
122. | Решение задач на движение «Движение» | 18.03 | |
123. | Деление числа на произведение | 21.03 | |
124. | Деление числа на произведение | 22.03 | |
125. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 23.03 | |
126. | Решение задач на движение. | 24.03 | |
127. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 25.03 | |
128. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 04.04 | |
129. | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 05.04 | |
130. | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 06.04 | |
131. | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 07.04 | |
132. | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 08.04 | |
133. | Умножение числа на сумму. | 11.04 | |
134. | Устные приемы умножения вида 12 * 15, 40*32 | 12.04 | |
135. | Письменное умножение на двузначное число | 13.34 | |
136. | Письменное умножение на двузначное число | 14.04 | |
137. | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 15.04 | |
138. | Самостоятельная работа по теме «Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям» | 18.04 | |
139. | Работа над ошибками. Письменное умножение на двузначное число | 19.04 | |
140. | Письменное умножение на трехзначное число. | 20.04 | |
141. | Контрольная работа «Письменное умножение» | 21.04 | |
142. | Работа над ошибками. | 22.04 | |
143. | Письменное деление на двузначное число. | 25.04 | |
144. | Письменное деление с остатком на двузначное число | 26.04 | |
145. | Деление на двузначное число | 27.04 | |
146. | Деление на двузначное число | 28.04 | |
147. | Деление на двузначное число | 29.04 | |
148. | Деление на двузначное число | 04.05 | |
149. | Деление на двузначное число. | 05.05 | |
150. | Деление на двузначное число. | 06.05 | |
151. | Деление на двузначное число (в записи частного есть нули). | 10.05 | |
152. | Деление на двузначное число (в записи частного есть нули). | 11.05 | |
153. | Письменное деление на трехзначное число. | 12.05 | |
154. | Деление на трехзначное число | 13.05 | |
155. | Деление на трехзначное число. | 16.05 | |
156. | Проверка умножения делением. | 17.05 | |
157. | Проверка деления умножением | 18.05 | |
158. | Административная контрольная работа за 4 четверть. | 19.05 | |
159. | Анализ работы. | 20.05 | |
160. | Повторение по теме «Умножение и деление». | 23.05 | |
Итоговое повторение (5 часов) | |||
161. | Нумерация. Выражения и уравнения. | 24.05 | |
162. | Равенства и неравенства. Сложение и вычитание. | 25.05 | |
163. | Умножение и деление. | 26.05 | |
164. | Порядок выполнения действий. | 27.05 | |
165. | Величины. Геометрические фигуры. | 30.06 | |
Итого: 165ч. |