Статистичечкое моделирование и прогнозирование соц эк явлений




Моделирование- многофун-ное исследование, прим-ся для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Задача: воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не быть его полным аналогом (это основное условие), так как в этом случае моделирование теряет смысл. Основное отличие модели от оригинала — способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

цель моделирования — воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы. Потребность в моделировании возникает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени— это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, социальными группами, обществом в целом.

Выделяют несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические, модели будущего – прогностические, модели желаемого, заданного состояния.

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в социальной сфере. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация.

Под прогнозом понмиается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на достижениях науки в области познания закономерностей развития общества, выяснения тенденций социально-экономического и технологического прогресса. Типология прогнозов может строиться по различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д.

Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз?

два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).Прогнозы могут иметь разное время упреждения – от краткосрочных (например, суточные, связанные с колебаниями акций) до долгосрочных (на десятки) и сверхдолгосрочные

К статистическим относят методы, основу которых составляет формирование стохастических моделей прогнозирования. Предпосылкой применения таких методов является наличие необходимых статистических данных. Характеризующих период ретроспекции, и сведений, необходимых для определения модели прогноза. Широкое применение в прогнозировании статистических методов объясняется тем, что предметом статистики служит изучение методов выявления закономерностей массовых процессов.Относительно приложений математической статистики обратим внимание на появляющуюся у ряда авторов тенденцию рассматривать соответствующие методы как средство снятия неопределенности на различных этапах принятия решений.
Подобное отношение сужает область применения статистических методов, однако справедливо акцентирует внимание на наиболее сложных случаях их использования.

42. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. исследование взаимоотношений спроса и предложения на рынке товаров и услуг и выявление закономерностей формирования цен и установления рыночного равновесия в экономической системе. А. с. и п. построен на анализе кривых спроса и предложения, который и позволяет понять динамику цен на рынке и механизмы формирования избытка и дефицита товаров и услуг. Чем выше цены, запрашиваемые производителем, тем меньше спрос на товары и услуги у потребителя, и наоборот. Если при этом баланса не получается, создается либо излишек, либо дефицит товаров и услуг. Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения. Однако часто бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым. рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Организация работы по изучению общехозяйственной и товарной конъюнктуры и, в частности, проведение анализа и прогнозирования конъюнктуры состоит из последовательных стадий:
1. определение объекта исследования;
2. накопление исходных данных и других материалов;
3. осуществление анализа конъюнктуры;
4. разработка прогноза развития конъюнктуры.
Прогноз развития конъюнктуры — это главная цель и конечный результат осуществляемого анализа конъюнктуры. Прогноз служит основой для формирования торговой политики.Качество прогноза развития конъюнктуры, его точность и достоверность зависят от правильности выявления важнейших факторов формирования конъюнктуры.Конъюнктура никогда не повторяется в точности. Новые явления, факторы и тенденции, изменение силы и направленности действия основных конъюнктурообразующих факторов постоянно вносят специфику в развитие конъюнктуры.Возможен альтернативный характер прогнозов. Исследователь определяет вероятную направленность развития конъюнктуры, но вместе с тем указывает на возможность альтернативного хода развития конъюнктуры.Прогноз развития общехозяйственной и отраслевой конъюнктуры представляет собой синтез экономических, научно-технических и социально-политических прогнозов.

В.43. Статистическое изучение результативности научной и инновационной деятельности. В международной практике используются такие показатели, как количество научных публикаций и их цитируемость, а межстрановые научные связи нередко измеряются показателями соавторства. Подобные оценки применяются не только для анализа динамики научных направлений и выполнения исследовательских программ, но и при принятии решений об их финансировании. Количественному измерению технологических результатов научных исследований и разработок служит патентная статистика. Она базируется на данных о регистрации изобретений, выступающих результатом научных исследований и разработок либо производственной деятельности; новым, обладающим существенными отличиями техническим решением задачи в любой области экономики, социальной сферы, обороны, являющимся продуктом интеллектуальной деятельности, техническим воплощением идеи, направленным на удовлетворение определенной потребности общества. Статистика использует абсолютные и относительные показатели патентования изобретений. К наиболее важным абсолютным показателям относятся: 1.число патентных заявок (патентов), поданных (полученных) в стране,из него — отечественными и зарубежными заявителями; 2.число патентных заявок (патентов), поданных (полученных)отечественными заявителями за рубежом; 3.общее число действующих патентов, зарегистрированных в стране. Для характеристики уровня изобретательской активности, интен­сивности распространения национальных научно-технических достижений, степени технологической зависимости страны в статистике применяются следующие относительные показатели:

1.коэффициент изобретательской активности, определяемый как число патентных заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в патентное ведомство страны, в расчете на 10 тыс. человек; 2.коэффициент самообеспеченности — отношение числа патентных заявок, поданных отечественными заявителями внутри страны, к общему числу патентных заявок, поданных в патентное ведомство страны; 3.коэффициент технологической зависимости — отношение числа патентных заявок, поданных зарубежными заявителями в национальное патентное ведомство, к числу внутренних патентных заявок, поданных отечественными заявителями; 4.коэффициент распространения — соотношение числа внешних патентных заявок, поданных отечественными заявителями за рубежом, и числа внутренних заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в национальное патентное ведомство. Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего, это оп­ределение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель инновационной продукции — продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые или подвергавшиеся усо­вершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Статистика учитывает объем инновационной продукции в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, без налога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов, в том числе экономических, связанных с финансовыми ресурсами предприятия, спросом на новую продукцию, стоимостью, рисками и сроками окупаемости инноваций; производственных, выражающихся в наличии у предприятия необходимого инновационного потенциала, квалифицированных кадров, информации, возможностей производственной и научной кооперации; а также иных причин, сдерживающих инновационную деятельность.

44. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ ПАРИТЕТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ. Основной целью международных макроэкономических сопоставлений является перевод ВВП и других агрегатов национальных счетов различных стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении данной задачи предпочтение было отдано расчету фактических паритетов покупательной способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для перевода национальных валют. Данный показатель также используется для целей международных сопоставлений, поскольку он является экономическим показателем, наиболее подходящим для измерения агрегированных конечных результатов экономической деятельности. используется метод конечного использования товаров и услуг. Проведение меж-х сопоставлений макроэк-их стоимостных показателей требует решения двух основных проблем:1) унификация экономического содержания сравниваемых показателей; 2) выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, т. е. выбор метода расчета результатов сопоставлений. При этом существуют некоторые особенности ППС:1) могут сравниваться страны, разные по масштабам национальных экономик; 2) сопоставление осуществляется в течение базисного года. В настоящее время для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров - представителей, по ценам которых рассчитываются ППС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: