МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
_________________________________________________________________
Кафедра гуманитарных и социально-политических наук
Л.И. КАРПОВА
ИСТОРИЯ
ПОСОБИЕ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для студентов I-III курсов заочного обучения
Всех направлений и специальностей
Москва - 2013
Рецензент доктор филос. наук, проф. К.Н. Панферов
Карпова Л.И.
История: Пособие по изучению дисциплины. - М.: МГТУ ГА, 2013 - с.
Данное пособие издается в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «История», утвержденными в 2012 году для студентов I курса направления 190700 (технология транспортных процессов); I курса направлений 080200 (менеджмент), 162500 (техническая эксплуатация авиационных электросистем и ПНК), специальности 162107 (техническая эксплуатация РЭО ВС и АП);III курса направления 162300 (техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей) заочной формы обучения.
Рассмотрено на заседании кафедры ГСПН 05.02.2013 г.
Введение
В современных условиях перед российской высшей школой стоит задача не только повышения уровня подготовки специалистов, но и достижения мировых стандартов в этом направлении. В связи с этим особую роль приобретают такие качества будущих специалистов, как высокая профессиональная компетенция, способность постоянно обогащать багаж своих знаний, гражданская зрелость, социальная активность и нравственная порядочность, и высокая общая культура. Для решения этих задач большое значение имеет углубление гуманизации образования, расширение и обновление системы гуманитарной подготовки студенческой молодежи.
В МГТУ ГА существует стройная структура гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающая возможность дать студенту целостное гуманитарное образование в единстве его исторического, философского, экономического и социально-политического аспектов.
I. Учебный план дисциплины
Таблица №1
Направления, специальности | Курс | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | ||||
Общее | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||||
Всего | ЛЗ | СЗ | |||||
I | |||||||
I | |||||||
I | |||||||
I | |||||||
III |
История России – изучается студентами всех специальностей заочного факультета на первом курсе. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Не менее чем за две недели до начала первой экзаменационной сессии каждый студент-заочник обязан выполнить и отправить в деканат одну контрольную работу. Методические указания по выполнению контрольных работ представлены в учебно-методическом пособии Л.И. Карповой: «История России. Пособие к выполнению контрольной работы. Для студентов I курса всех специальностей заочного обучения». – М.: МГТУ ГА, 20013.
В период экзаменационной сессии на первом и третьем курсах у студентов в соответствии с рабочим учебным планом по истории следующий объем распределения занятий (табл. 1, с.3).
II. Основные сведения о дисциплине
История России – одна из отраслей исторической науки, имеющая свой предмет и специфику. Она изучает взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон развития народов нашей Родины (экономика, социальные отношения, политический строй, международные связи, общественная мысль, культура и т.д.). Таким образом, учебную дисциплину «История России» кратко можно определить как дисциплину, изучающую прошлое российского общества во всем его многообразии. В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием она способствует его профессиональному становлению, гражданскому воспитанию. История позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Образы прошлого помогают формировать ценностные установки настоящего, и поэтому знание Истории России – серьезная гарантия правильной ориентации в современных социальных и политических процессах, одна из важнейших предпосылок усвоения будущими специалистами гуманистических идеалов, лучших традиций мировой и национальной культуры.
Постижение прошлого обогащает личность студента духовно и нравственно. Историческая память – лучший воспитатель любви к Родине, уважения к человеку, благородства, милосердия. Изучение истории развивает в человеке нравственно-этическое мышление, пробуждает самосознание личности.
Цель дисциплины:
- на основе современных научных концепций дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;
- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, основные тенденции, закономерности исторического процесса и их конкретные проявления в отечественной истории;
- проанализировать общее и особенное отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
- показать проблемы отечественной истории, по которым ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
- раскрыть место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии место и роль российской истории и историографии в мировой науке;
- проанализировать те изменения, которые произошли в России в начале XXI века.
Задачи изучения дисциплины находят свое концентрированное выражение в приобретении необходимого комплекса знаний и умений. Чем конкретно должен овладеть студент заочной формы обучения в процессе усвоения российской истории?
1. Иметь представление:
- о методологии и инструментарии исторической науки;
- о различных историографических направлениях и концепциях;
- о взаимосвязи отечественной истории и мирового исторического процесса.
2. Знать:
- категориальный аппарат дисциплины;
- основные события, факты и даты;
- о деятельности отдельных личностей, оказавших существенное влияние на исторический процесс и судьбы России;
- причинно-следственные связи важнейших исторических явлений и событий.
3. Уметь:
- использовать основные научные категории при анализе исторических явлений;
- применять исторические знания для анализа современных проблем;
- самостоятельно работать с исторической литературой и отдельными видами исторических источников;
- излагать события в устной и письменной форме.
История России представлена в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла общеобразовательных программ всех специальностей. Она создает теоретическую основу и базу для их изучения: обеспечивает тесную взаимосвязь с философией, социологией, психологией, политологией, экономикой, культурологией, а также позволяет решить задачу взаимодействия с дисциплинами технического и научно-естественного профиля.
Первоначальных знаний по истории в объеме средней школы совершенно недостаточно для серьезного осмысления событий прошлого и настоящего российского государства. Вузовский курс истории направлен на расширение, фундаментальное углубление теоретических знаний и представлений об историческом развитии нашей Родины.
III. Рекомендуемая литература
Основная учебная литература
1. Орлов А.С.,. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013.
2. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2012.
3. Карпова Л.И. История России (VI – XVI вв.) – М.: МГТУ ГА, 2011.
4. Карпова Л.И. История России (XVII–XIX вв.) – М.: МГТУ ГА, 2013.
5. Карпова Л.И. История России (XX – XXI вв.) – М.: МГТУ ГА, 2013.
Учебно-методическая литература
6. Бакланова И.С. Гражданская война в России. – М.: МГТУГА, 2011.
7. Бакланова И.С.,Коваленко Н.А. Древнерусское государство в IX – XII вв.М.: МГТУ ГА, 2010.
8. Карпова Л.И. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV – нач.XVI вв.) – М.: МГТУГА, 2011.
9. Карпова Л.И. История. Пособие к выполнению контрольной работы для студентов I – III курсов заочного обучения. – М.: МГТУГА, 2013.
Дополнительная литература
10. Владимирова О.В. История России в XX – в нач. XXI века (1941 – 2009). – М.: Весть, 2010.
11. История России (XX – нач. XXI века). – М.: Юрайт, 2013.
12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: ЭКСМО, 2012.
13. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Юринформ, 2009.