Основное отличие пересказа от комментария.




Интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе.

«Счастье – это когда тебя понимают»

(по рассказу Тамары Ломбиной «Объяснительная записка»)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

Цель:

- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.

Задачи:

- обратить внимание на речевое оформление сочинения,

- помочь десятиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

- отработать методику определения проблемы в тексте художественного

стиля, комментария проблемы и формулировки позиции автора.

Оборудование: текст рассказа Т. Ломбиной «Объяснительная записка»,

слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и

содержащая дополнительную информацию, карточки с типовыми

конструкциями (клише).

 

Ход урока.

Организационный момент.

Слово о писателе. Выступление заранее подготовленного ученика.

Тамара Николаевна Ломбина - замечательный детский писатель. Она родилась в 1949 году в Казахстане. Сейчас живёт в Республике Коми, преподаёт в институте повышения квалификации и переподготовки учителей, заведует лабораторией института «Одарённые дети».

Т.Н.Ломбина во многом развивает традиции так называемой подростковой прозы второй половины XX – начала XXI века. Она пишет об отношениях детей и взрослых.

Сборник рассказов Т.Ломбиной имеет подзаголовок – «для семейного чтения», а это значит, что в нем содержится материал для чтения и размышления не только детей, но и взрослых.

Т.Ломбина создаёт произведения, призывающие подростка и взрослого к диалогу.

Писательница пытается донести до читателя, что часто в неприятностях и бедах детей виноваты именно взрослые.

Она пишет о том периоде подростков, когда они начинают соприкасаться с миром взрослых: с его трудностями, проблемами, жестокостью, социальными и нравственными законами, когда человек впервые начинает задумываться над «вечными» вопросами: «Как нужно жить, чтобы быть счастливым и непротивным себе и другим?», «Кто виноват, если счастье никак не сбывается?».

Именно об этом и наш рассказ «Объяснительная записка».

Чтение рассказа

4. Работа над рассказом Т. Н. Ломбиной «Объяснительная записка».

1) «О чём этот текст?» Определение темы рассказа и главной проблемы.

- Есть ли ощущение радости после прочтения рассказа? Почему? Закончится ли всѐ на этом?

/конфликт может иметь дальнейший ход/

-Кто в рассказе представляет конфликтующие стороны?

/На доске: Серѐжа – конфликт – учительница/

- Можно ли было Серѐже избежать конфликта? Почему он не решился на просьбу пересадить его?

/ Боялся строгой учительницы/

- Докажите текстом, что учительница была строгой?

/Строгая, “колючая”, редко улыбается, колючие глаза, воротничок с острыми углами. Учительнице было важно, чтобы еѐ все слушали и понимали еѐ предмет, не отвлекались, а Серѐжа отвлекался. Трудно говорить с таким человеком, а надо объяснить, почему он хотел сидеть с Юлей. /

- Какая она, Юля Мальцева? Докажите текстом.

/На доске: Юля: славная, не просто славная, а очень славная девочка…и смешная. /

(Юля- внимательная, отрытая, добрая, сердечная. В еѐ глазах Серѐжа видел поддержку, поэтому чувствовал себя сильным и открытым и хорошо учился)

- Но сильный не стал бы плакать по пустякам. Из- за чего плакал Серѐжа?

/Серѐжа не слабый, а впечатлительный. Он всѐ понимает по- своему. Далеко не каждый способен чувствовать глубоко и тонко. Это талант. Человек, наделѐнный им, остро воспринимает чужую боль, поэтому не может намеренно причинить зло. И такой Серёжа решил написать учительнице объяснительную записку.

- Серёжа пишет именно объяснительную записку, но сумел ли выдержать в нужном стиле?

/Нет, у него получилось письмо./

/Татьяна Ломбина показала читателю напряженную работу Серёжи над запиской, и мы понимаем, что это не просто записка, а крик души, взывающий о помощи. В тексте он поставил три восклицательных знака./

- Как вы думаете, сколько раз читала это письмо учительница?

/Один. И была возмущена поведением своего ученика./

- Как ведут себя герои во время собрания? Почему молчит класс?

/Все её боятся/

- Попытаемся сформулировать главную проблему, поставленную в рассказе.

/Проблема непонимания между учителем и учеником. Не должен быть таким учитель/

- Задание. Даю карточки с заданием: все ли указанные проблемы отражены в данном тексте? Назовите номера правильных ответов.

/показываю слайд для проверки/

- К какой категории относятся данные проблемы? (нравственные).

Работа в группах

Сформулируйте письменно проблему, поставленную автором, в виде лирического отступления

Сформулируйте письменно проблему, обозначенную автором текста, в виде риторических вопросов

Напишите начало сочинения в виде прямо заявленной проблемы

/ Ученики в группе обсуждают главную проблему, поставленную в рассказе и записывают ее на своих листах. Затем группы читают свои записи./

- Актуальна ли сегодня названная проблема?

- Итак, проблема определена, постараемся её прокомментировать.

2)Комментируем проблему.

Основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Задача комментирования – отразить правильное понимание исходного текста и заявленной в нём проблемы.

 

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

- На чём заостряет внимание?

/Примерный комментарий главной проблемы.

Т. Н. Ломбина такую интересную и актуальную для нашей сегодняшней жизни проблему раскрывает на случае из школьной жизни. Она заостряет внимание на отношениях одноклассников Серёжи и Юли, которых объединяют чуткость и внимание, такие редкие качества для нашей жизни.

Важное место занимают и семейные диалоги, и монологи учительницы, и, конечно, сама объяснительная записка, в котрой наш герой пытался высказать свою просьбу. Классный руководитель не сумела в своих учениках увидеть впечатлительных и тонко чувствующих детей. А классное собрание ещё больше осложнило отношения учителя и детей./

3) Определяем позицию автора.

- Итак, перед нами рассказ, а это значит, текст художественного стиля.

Сложно определить авторскую позицию, т.к. она не выражена чётко, в каком-либо отдельном предложении).

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

-Какие средства выразительности, какая лексика помогают выявить авторское отношение к проблеме? На чьей стороне автор?

/Конечно же, автор на стороне детей. Мы это видим по тому, какую лексику использует автор. (Математичка, но Юлька, Серёжка, мордашка)

Задания в группах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: