Интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе.
«Счастье – это когда тебя понимают»
(по рассказу Тамары Ломбиной «Объяснительная записка»)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Цель:
- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.
Задачи:
- обратить внимание на речевое оформление сочинения,
- помочь десятиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,
- отработать методику определения проблемы в тексте художественного
стиля, комментария проблемы и формулировки позиции автора.
Оборудование: текст рассказа Т. Ломбиной «Объяснительная записка»,
слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и
содержащая дополнительную информацию, карточки с типовыми
конструкциями (клише).
Ход урока.
Организационный момент.
Слово о писателе. Выступление заранее подготовленного ученика.
Тамара Николаевна Ломбина - замечательный детский писатель. Она родилась в 1949 году в Казахстане. Сейчас живёт в Республике Коми, преподаёт в институте повышения квалификации и переподготовки учителей, заведует лабораторией института «Одарённые дети».
Т.Н.Ломбина во многом развивает традиции так называемой подростковой прозы второй половины XX – начала XXI века. Она пишет об отношениях детей и взрослых.
Сборник рассказов Т.Ломбиной имеет подзаголовок – «для семейного чтения», а это значит, что в нем содержится материал для чтения и размышления не только детей, но и взрослых.
Т.Ломбина создаёт произведения, призывающие подростка и взрослого к диалогу.
Писательница пытается донести до читателя, что часто в неприятностях и бедах детей виноваты именно взрослые.
|
Она пишет о том периоде подростков, когда они начинают соприкасаться с миром взрослых: с его трудностями, проблемами, жестокостью, социальными и нравственными законами, когда человек впервые начинает задумываться над «вечными» вопросами: «Как нужно жить, чтобы быть счастливым и непротивным себе и другим?», «Кто виноват, если счастье никак не сбывается?».
Именно об этом и наш рассказ «Объяснительная записка».
Чтение рассказа
4. Работа над рассказом Т. Н. Ломбиной «Объяснительная записка».
1) «О чём этот текст?» Определение темы рассказа и главной проблемы.
- Есть ли ощущение радости после прочтения рассказа? Почему? Закончится ли всѐ на этом?
/конфликт может иметь дальнейший ход/
-Кто в рассказе представляет конфликтующие стороны?
/На доске: Серѐжа – конфликт – учительница/
- Можно ли было Серѐже избежать конфликта? Почему он не решился на просьбу пересадить его?
/ Боялся строгой учительницы/
- Докажите текстом, что учительница была строгой?
/Строгая, “колючая”, редко улыбается, колючие глаза, воротничок с острыми углами. Учительнице было важно, чтобы еѐ все слушали и понимали еѐ предмет, не отвлекались, а Серѐжа отвлекался. Трудно говорить с таким человеком, а надо объяснить, почему он хотел сидеть с Юлей. /
- Какая она, Юля Мальцева? Докажите текстом.
/На доске: Юля: славная, не просто славная, а очень славная девочка…и смешная. /
(Юля- внимательная, отрытая, добрая, сердечная. В еѐ глазах Серѐжа видел поддержку, поэтому чувствовал себя сильным и открытым и хорошо учился)
|
- Но сильный не стал бы плакать по пустякам. Из- за чего плакал Серѐжа?
/Серѐжа не слабый, а впечатлительный. Он всѐ понимает по- своему. Далеко не каждый способен чувствовать глубоко и тонко. Это талант. Человек, наделѐнный им, остро воспринимает чужую боль, поэтому не может намеренно причинить зло. И такой Серёжа решил написать учительнице объяснительную записку.
- Серёжа пишет именно объяснительную записку, но сумел ли выдержать в нужном стиле?
/Нет, у него получилось письмо./
/Татьяна Ломбина показала читателю напряженную работу Серёжи над запиской, и мы понимаем, что это не просто записка, а крик души, взывающий о помощи. В тексте он поставил три восклицательных знака./
- Как вы думаете, сколько раз читала это письмо учительница?
/Один. И была возмущена поведением своего ученика./
- Как ведут себя герои во время собрания? Почему молчит класс?
/Все её боятся/
- Попытаемся сформулировать главную проблему, поставленную в рассказе.
/Проблема непонимания между учителем и учеником. Не должен быть таким учитель/
- Задание. Даю карточки с заданием: все ли указанные проблемы отражены в данном тексте? Назовите номера правильных ответов.
/показываю слайд для проверки/
- К какой категории относятся данные проблемы? (нравственные).
Работа в группах
• Сформулируйте письменно проблему, поставленную автором, в виде лирического отступления
• Сформулируйте письменно проблему, обозначенную автором текста, в виде риторических вопросов
• Напишите начало сочинения в виде прямо заявленной проблемы
/ Ученики в группе обсуждают главную проблему, поставленную в рассказе и записывают ее на своих листах. Затем группы читают свои записи./
|
- Актуальна ли сегодня названная проблема?
- Итак, проблема определена, постараемся её прокомментировать.
2)Комментируем проблему.
Основное отличие пересказа от комментария.
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Задача комментирования – отразить правильное понимание исходного текста и заявленной в нём проблемы.
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чём заостряет внимание?
/Примерный комментарий главной проблемы.
Т. Н. Ломбина такую интересную и актуальную для нашей сегодняшней жизни проблему раскрывает на случае из школьной жизни. Она заостряет внимание на отношениях одноклассников Серёжи и Юли, которых объединяют чуткость и внимание, такие редкие качества для нашей жизни.
Важное место занимают и семейные диалоги, и монологи учительницы, и, конечно, сама объяснительная записка, в котрой наш герой пытался высказать свою просьбу. Классный руководитель не сумела в своих учениках увидеть впечатлительных и тонко чувствующих детей. А классное собрание ещё больше осложнило отношения учителя и детей./
3) Определяем позицию автора.
- Итак, перед нами рассказ, а это значит, текст художественного стиля.
Сложно определить авторскую позицию, т.к. она не выражена чётко, в каком-либо отдельном предложении).
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
-Какие средства выразительности, какая лексика помогают выявить авторское отношение к проблеме? На чьей стороне автор?
/Конечно же, автор на стороне детей. Мы это видим по тому, какую лексику использует автор. (Математичка, но Юлька, Серёжка, мордашка)
Задания в группах.