Межотраслевой баланс производства и использования товаров и услуг (МОБ) детализирует счета товаров и услуг, производства и образования доходов, операций с капиталом; отражает процессы, позволяет проверить системный счет основных показателей СНС и анализ взаимосвязей между отраслями экономики, выявить главные экономические пропорции, изучать структурные сдвиги и особенности ценообразования в экономике и т.д. По методологии СНС в схеме МОБ выделяются 3 основные части: - внутренний или 1 квадрант. - боковое(правое) крыло или 2 квадрант. - нижнее крыло или 3 квадрант. В 1 квадранте по строкам и колонкам записываются отрасли экономики, в колонках по каждой отрасли представлены затраты на производство товаров и услуг(стоимость сырья, топлива и т.п.), а по строкам, как распределяется продукция каждой отрасли между всеми отраслями. Во 2 квадранте строки соответствуют отраслям потребителям. Колонки – категории конечного использования: конечное потребление, валовое накопление, сальдо экспорта- импорта товаров и услуг. В 3 квадранте представлена стоимостная структура ВВП. Колонки- отрасли производители, строки- основные стоимостные компоненты валовой добавленной стоимости и налогам и субсидиям на продукты. Для каждой отрасли экономики ресурсы продуктов равны из использованию. Виды МОБ: 1 По периоду анализа. Динамический - МОБ как процесс производства в течении нескольких лет. Из состава конечного использования исключаются капиталовложения. Точно описывает развитие экономики.Статистические - капиталовложения включены в состав конечного использования.2 По объему используемой информации: Национальные (для страны в целом), Районные, Межрайонные(производственные связи в различных регионах), Отраслевые.3 По характеру используемых измерителей. Денежный(стоимостной)- все показатели приводятся в денежном выражении. Показатели денежного баланса можно складывать по колонке. Натуральный. 4 По характеру отражения межотраслевых связей: «Затраты- выпуск», «Ресурсы и использование товаров».В СНС предусмотрены 2 схемы составления МОБ: 1) Анализируются итоги деятельности отраслей (совокупности однородных заведений) «хозяйственных» (группы однородных товаров и услуг).2) Анализируются потоки товаров, сгруппированных по «чистым» отраслям(содержат товары, независимо от того, в какой «хозяйственной» отрасли они произведены).
|
Промежуточное потребление (1 квадрант) | Конечное использование (2 квадрант) |
Валовая добавленная стоимость (3 квадрант) |
46. Статистическое изучение инфраструктуры рынка. Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, реклама, обмен товаров на деньги, а также финансовую и хозяйственно-экономическую деятельность рыночных предприятий. Предметом статистики рыночной инфраструктуры являются массовые явления и процессы ее формирования и функционирования, включая материально-технический потенциал и трудовой контингент сбыта, торговли и сферы услуг, электронно-вычислительное и информационное оборудование, а также транспортные средства и другие виды обеспечения рыночной деятельности, которые могут быть выражены количественно. В нее входят: 1.эффективность использования основных фондов предприятиями торговли, массового питания и услуг: где Фотд – фондоотдача; Фемк – фондоемкость; – стоимость основных фондов; Σpq – товарооборот; – прибыль; 2.размер предприятия, торговой единицы: магазина и предприятия услуг – площадь (для предприятия массового питания – число мест для посетителей, для склада – площадь, или емкость): где M – площадь предприятия, м2; S – число потребителей; k – пропускная возможность предприятия; – коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность. Рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенной по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте.
|
где W – емкость складских помещений; З – товарный запас; – норматив плотности размещения товарного запаса на 1 м2 складского помещения; V – коэффициент неравномерности поступления товаров на склад; К – нормативный коэффициент использования объема складских помещений; h – высота склада; Мскл – площадь, предназначенная для складирования; Мобщ – общая площадь склада; 3.удельный вес площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия:
где Мтз – площадь торгового зала; Мобщ – вся площадь магазина;
пропускная способность предприятия: для интерактивного маркетинга – число web-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью; 4.число электронных магазинов; 5.время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги); 6.число и удельный вес в общей численности универсальных, специализированных и смешанных предприятий:
где Nсп – число специализированных предприятий; Мобщ – общее число предприятий; 7.коэффициенты плотности торговых предприятий: