Программа
Внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 41 города Тюмени
Учебный год
Составитель
Чайковская Н. В.,
Заместитель директора по УВР,
Учитель высшей категории
Тюмень 2011
Содержание
- Пояснительная записка
- Предполагаемые результаты освоения программы
- Рабочие программы курсов
3.1. Детская риторика
3.2. Информатика в играх и задачах
3.3. Умники и умницы
3.4. Творческая мастерская юных волшебников
3.5. Театр
3.6. Клуб «Айболит»
3.7. Я – исследователь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В основу программы внеурочной деятельности в 1-х классах в рамках реализации стандартов нового поколения положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в первых классах.
Программа рассчитана на 330 часов в каждом классе и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).
В 2011-2012 учебном году обучение в первых классах будет осуществляться по ОС Школа 2100.
Цель образовательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Следовательно, воспитательная цель – формирование человеческих качеств личности, обладающей общечеловеческими и национальными ценностями.
Одна из форм воспитательной работы в Программе воспитания и развития младших школьников МАОУ СОШ № 41 города Тюмени – это внеурочная деятельность.
Цель организации внеурочной деятельности:
Осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования и развития младших школьников.
Внеурочная деятельность организована по направлениям:
- Духовно-нравственное
- Гражданско-патриотическое
- Научно-познавательное
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Проектная деятельность.
По данным направлениям внеурочной деятельности ставятся воспитательные задачи.
Задачи.
1. Воспитание нравственности, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.
2. Воспитание патриотизма и гражданственности.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Воспитание эстетических чувств.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
При создании программы внеурочной деятельности были проанализированы возможности школы, учреждений дополнительного образования и учреждений, заинтересованных в сотрудничестве со школой. МАОУ СОШ № 41 города Тюмени – школа-центр воспитательной и досуговой работы в микрорайоне. Социальные партнеры школы: клуб «Ровесник», центр «Этнос», СДЮШОР № 2, 3, 4, «Прибой»; городская филармония, театры и музеи. Поэтому
наиболее продуктивной нам представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.
Проведенный анализ ученического и кадрового состава школы, изучение социального запроса родителей позволил сделать следующее распределение часов внеурочной деятельности по направлениям воспитательной работы. Часы внеурочной деятельности распределены по направлениям воспитательной работы с учетом социальной инфраструктуры школы. Наибольшее внимание уделено научно-познавательному направлению.
Направления деятельности | Форма реализации | Название кружка, секции |
Военно-патриотическое | Организация деятельности в рамках Программы воспитания класса | - |
Научно-познавательная деятельность | Организация деятельности в предметном кружке | Информатика в играх и задачах |
Организация деятельности в кружке | Риторика | |
Спортивно-оздоровительное | Организация оздоровительной профилактической работы клуба «Айболит» в рамках Программы воспитания класса | - |
Организация деятельности в кружке | Шахматы | |
Организация деятельности в кружке | Ритмика | |
Художественно-эстетическое | Организация деятельности в кружке | Театр |
Организация деятельности в кружке | Творческая мастерская юных волшебников | |
Общественно-полезная деятельность | Организация деятельности в рамках Программы воспитания класса | - |
Проектная деятельность | Организация деятельности в предметном кружке | Умники и умницы. Развитие познавательных способностей |
Организация учебно-исследовательской деятельности «Я – исследователь» в рамках Программы воспитания класса | - | |
Духовно-нравственное | Организация деятельности в предметном кружке | Час общения |
ИТОГО |
Выбор таких рабочих программ, как «Театр», «Информатика в играх и задачах»,
«Риторика», обусловлен тем, что данные программы разработаны в рамках ОС Школа 2100, и обучение в первых классах в 2011-2012 учебном году будет вестись по данной системе.
Внеурочная деятельность предусматривает несколько направлений, из которых учащийся выбирает не менее двух в соответствии со своими интересами. Для отслеживания внеурочной деятельности может быть предложено ведение дневника, в котором указываются направления и результаты деятельности ученика:
Направления деятельности | Названия секций, кружков | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. |
Духовно-нравственное | Риторика. | ||||
Научно-познавательное | Информатика в играх и задачах. | ||||
Умники и умницы. Развитие познавательных способностей. | |||||
Художественно-эстетическое | Театр. | ||||
Проектная деятельность | Творческая мастерская юных волшебников. | ||||
Спортивно-оздоровительное | Греко-римская борьба | ||||
Шахматы |
Также может проводиться отслеживание внеурочной деятельности всего класса:
II четверть
№ | ФИ | Страна граждан | Труд | Здоровье | Приро да | Про ект ная | Красота | ||||
Я – гражда нин России | Инф | Нагл.геом. | Рито рика | Я – иссле дова тель | ОФП | Айболит | Мы и окр. мир | Твор-ческаямаст. | Театр | ||
… | + | + | + | ||||||||
… | + | + | |||||||||
… | + | + | + |
Итогом внеурочной деятельности может стать выступление на школьной научно-практической конференции, защита проектов, выставка работ, подарки малышам, родителям и т.д. Самое главное, чтобы ребенок имел возможность свободного выбора направлений внеурочной деятельности, удовлетворяющих его потребности. В случае, если ученик посещает музыкальную школу, секции, кружки – это засчитывается во внеурочную деятельность.