I. План и методическийматериал к фронтальному занятию по формированию лексико‒грамматических средств языка и развитию связной речи
(I период первого года обучения)
Тема: «Предметы посуды».
Цели занятия:
1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.
2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.
3. Развитие навыков звукового анализа слов.
4. Развитие вербальной памяти.
5. Формирование навыков диалогической грамматически правильной речи.
Организационная форма: беседа, чтение и разбор содержания рассказа.
Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды и др.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы‒задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается
(шкаф, буфет, полки и др.).
II. Упражнение в узнавании предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды.
Предлагаемые загадки‒описания:
Толстый, пузатый,
Сопит, шипит, а все потому, (Чайник, в кото‒
Что вода в нем кипит ром кипятят
воду)
Из горячего колодца
Через нос водица льется (Чайник)
(Педагог: «А если кофе льется, то это уже не чайник, а....)
Деревянная темница,
А в ней хлеб хранится (Хлебница)
Круглая, как блин, а сбоку ‒
ручка длинная (Сковорода)
и т.д.
Примечание: на демонстрационной доске ‒ картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов ‒ кастрюля, тарелка, сахарница и др.
III. Чтение и разбор рассказа «Как Вася один дома остался».
(Педагог: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася остался один дома.)
|
Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. Апапа ‒ строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася дома один остался. Но ведь он уже не совсем маленький ‒ скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.
Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.
На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плите узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,‒ подумал Вася. ‒ Правда, кофе или чай мама мне всегда дает «на третье»... Но ведь мамы‒то нет». Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево‒кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного, ‒ решил Вася. ‒ Бумажка‒то все равно вся исписанная. А стол я сейчас вытру».
После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка, ‒ догадался Вася. ‒ А я ее кофе залил... Ну, ничего, как‒нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.
«Вася, ты сегодня дома один, ‒ стал читать мальчик мамино письмо. ‒ Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл... в ка... ‒ молочный суп...»
|
‒»Молочный суп ‒ это хорошо, я люблю молочный суп, ‒ подумал Вася. ‒ Только вот что это за пл... и что это за ка...? Ну, «ка»‒ это каша, конечно... А может быть, и не каша? Как это так? ‒ Молочный суп в «каше». Чепуха какая‒то... А супа так хочется».
(Педагог: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете, ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас... А кастрюля стояла на п... / плите /. Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.)
Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.
«Возьми по... на крю... над мой... и та... из сушки. Налей суп в та..., возьми большую л... из буф..., хлеб возьми из хл... и ешь».
«И ешь, ‒ повторил вслух Вася. ‒ А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Я и забыл! Одни загадки какие‒то... Что же я наделал!»
Прочитал Вася еще раз внимательно письмо и все понял.
Педагог:‒ А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по... (Чем наливают суп?) на крю... над мой...
(Где моют посуду?) и та... (Во что наливают суп?) из сушилки... Возьми большую л... (Что это за большая «л»?).
‒ Верно. А как по‒другому называют большую ложку? ‒ Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл.... (Кто вспомнил?)
‒ А теперь, что было дальше.
Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:
«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл... Там... на ск... ‒ яичница...» ‒ «Что это за ск...?» ‒ старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он быстро нашел, а вот название посуды, где была яичница, он так и не мог вспомнить. ‒ «Ну круглая такая, с длинной ручкой...» (Что это, ребята?)
|
‒ Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал:
«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко... («Нашел уже», ‒ пробурчал Вася)... А чай в буф... вмаленьком чай... Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер... Потом возьми сахар в сахар... и чайную л... в верхнем ящ... бу... Пей на здоровье!»
‒ «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»
‒ Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:
‒ В чем заваривают чай?
‒ Где хранилась горячая вода?
‒. Где лежит сахар?
‒ Где хранится хлеб?
‒ Как называется большая ложка и как называется
маленькая?
‒ Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во‒первых, сразу стал пить кофе. А во‒вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно.
Вопрос‒задание к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?
IV. Упражнение в дополнении предложений нужным по смыслу словом. (Предложения даются педагогом.) Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.
Суп варят в... ‒ В кастрюле.
Едят суп из тарелки.
Наливают суп в тарелку половником.
Котлеты, яичницу жарят на сковородке.
Хлеб хранят в хлебнице. Хлеб кладут в
хлебницу.
Еду разогревают на плите.
Чай заваривают в чайнике. А кофе ‒ в ко‒
фейнике.
Чай пьют из чашки. Чай наливают в
чашку.
Суп едят столовой ложкой.
Хлеб режут ножом.
Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в
сахарницу.
Посуда ставят в буфет. Тарелки лежат
в буфете.
Второе блюдо (макароны, котлеты и др.) едят вилкой и т.д.
__________________________________________
Примечание: после того как предложение составлено (совместно ‒ педагогом и одним из детей), другой ребенок повторяет его целиком
Y. Итог занятия (оценка работы 3‒4‒х детей, повторение обобщающего слова «посуда», слов‒названий предметов посуды и др.).