К занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию




 

I. План и методическийматериал к фронтальному занятию по формированию лексико‒грамматических средств языка и развитию связной речи

(I период первого года обучения)

Тема: «Предметы посуды».

Цели занятия:

1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков диалогической грамматически правильной речи.

Организационная форма: беседа, чтение и разбор содержания рассказа.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды и др.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы‒задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается

(шкаф, буфет, полки и др.).

II. Упражнение в узнавании предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды.

Предлагаемые загадки‒описания:

Толстый, пузатый,

Сопит, шипит, а все потому, (Чайник, в кото‒

Что вода в нем кипит ром кипятят

воду)

Из горячего колодца

Через нос водица льется (Чайник)

(Педагог: «А если кофе льется, то это уже не чайник, а....)

 

Деревянная темница,

А в ней хлеб хранится (Хлебница)

Круглая, как блин, а сбоку ‒

ручка длинная (Сковорода)

и т.д.

Примечание: на демонстрационной доске ‒ картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов ‒ кастрюля, тарелка, сахарница и др.

 

III. Чтение и разбор рассказа «Как Вася один дома остался».

(Педагог: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася остался один дома.)

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. Апапа ‒ строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася дома один остался. Но ведь он уже не совсем маленький ‒ скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.

На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плите узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,‒ подумал Вася. ‒ Правда, кофе или чай мама мне всегда дает «на третье»... Но ведь мамы‒то нет». Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево‒кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного, ‒ решил Вася. ‒ Бумажка‒то все равно вся исписанная. А стол я сейчас вытру».

После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка, ‒ догадался Вася. ‒ А я ее кофе залил... Ну, ничего, как‒нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Вася, ты сегодня дома один, ‒ стал читать мальчик мамино письмо. ‒ Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл... в ка... ‒ молочный суп...»

‒»Молочный суп ‒ это хорошо, я люблю молочный суп, ‒ подумал Вася. ‒ Только вот что это за пл... и что это за ка...? Ну, «ка»‒ это каша, конечно... А может быть, и не каша? Как это так? ‒ Молочный суп в «каше». Чепуха какая‒то... А супа так хочется».

(Педагог: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете, ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас... А кастрюля стояла на п... / плите /. Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.)

Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.

«Возьми по... на крю... над мой... и та... из сушки. Налей суп в та..., возьми большую л... из буф..., хлеб возьми из хл... и ешь».

«И ешь, ‒ повторил вслух Вася. ‒ А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Я и забыл! Одни загадки какие‒то... Что же я наделал!»

Прочитал Вася еще раз внимательно письмо и все понял.

Педагог:‒ А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по... (Чем наливают суп?) на крю... над мой...

(Где моют посуду?) и та... (Во что наливают суп?) из сушилки... Возьми большую л... (Что это за большая «л»?).

‒ Верно. А как по‒другому называют большую ложку? ‒ Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл.... (Кто вспомнил?)

А теперь, что было дальше.

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл... Там... на ск... ‒ яичница...» ‒ «Что это за ск...?» ‒ старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он быстро нашел, а вот название посуды, где была яичница, он так и не мог вспомнить. ‒ «Ну круглая такая, с длинной ручкой...» (Что это, ребята?)

‒ Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал:

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко... («Нашел уже», ‒ пробурчал Вася)... А чай в буф... вмаленьком чай... Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер... Потом возьми сахар в сахар... и чайную л... в верхнем ящ... бу... Пей на здоровье!»

‒ «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

‒ Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

‒ В чем заваривают чай?

‒ Где хранилась горячая вода?

‒. Где лежит сахар?

‒ Где хранится хлеб?

‒ Как называется большая ложка и как называется

маленькая?

‒ Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во‒первых, сразу стал пить кофе. А во‒вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно.

Вопрос‒задание к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

 

IV. Упражнение в дополнении предложений нужным по смыслу словом. (Предложения даются педагогом.) Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в... В кастрюле.

Едят суп из тарелки.

Наливают суп в тарелку половником.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

Хлеб хранят в хлебнице. Хлеб кладут в

хлебницу.

Еду разогревают на плите.

Чай заваривают в чайнике. А кофе ‒ в ко‒

фейнике.

Чай пьют из чашки. Чай наливают в

чашку.

Суп едят столовой ложкой.

Хлеб режут ножом.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в

сахарницу.

Посуда ставят в буфет. Тарелки лежат

в буфете.

Второе блюдо (макароны, котлеты и др.) едят вилкой и т.д.

__________________________________________

Примечание: после того как предложение составлено (совместно ‒ педагогом и одним из детей), другой ребенок повторяет его целиком

 

Y. Итог занятия (оценка работы 3‒4‒х детей, повторение обобщающего слова «посуда», слов‒названий предметов посуды и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: