Моделирование объемно-пространственной формы при помощи отмывки выполняется специально приготовленными растворами акварели. Ни в коем случае нельзя использовать для приготовления растворов жидкую спиртовую, черную или цветную тушь.
Приготовление раствора для отмывки представляет собой особый процесс. Поверхность фарфорового блюдца или другой неглубокой чашечки смачивается водой и немного воды оставляется на дне. Акварель набирают смоченной в воде кисточкой (водя по краске в строго определенном направлении), промывают кисточку в приготовленной посуде и повторяют процедуру до получения необходимой концентрации цвета.
Полученный раствор фильтруют через марлю с тонким слоем ваты или используют для фильтрования другой гигроскопический материал, чтобы в растворе не осталось мелких кусочков акварели и ее взвесей, так как при отмывке эти крупинки могут оставить на бумаге полосы и пятна.
Количество раствора определяется практикой, но его всегда следует заготовить значительно больше, чем требуется для отмывки на один раз, т.к. даже при большом умении нужный тон за 1 раз трудно получить.
Приготовленный концентрированный раствор можно разлить по небольшим, стеклянным банкам и разбавлять его кипяченой водой до необходимой насыщенности. Таким образом, можно получить три-четыре различных по тональности раствора и каждый из них использовать в отмывке по мере необходимости.
Контурные линии детали или другого архитектурного объекта, должны быть видимыми, следовательно, необходимо учитывать характер наносимого поверх контура красочного слоя. При прозрачной отмывке достаточно тонкого карандашного контура, а при более плотной – целесообразней обвести карандашную линию слабым раствором акварели или туши, чтобы закрепить линию.
|
При работе акварелью следует учитывать ее особенности:
- при высыхании она становится несколько светлее и менее насыщенной, сохраняя при этом свой цветовой тон;
- добавляя воду, можно менять светлоту краски вплоть до белого фона бумаги.
Технике работы с акварелью свойственны как способ механического смешения красок, так и способ лессировки. Способ механического смешения красок больше используется в живописи.
Способ лессировки основан на прозрачности акварельных красок и заключается в последовательном многократном нанесении одного красочного слоя на другой. Именно этот способ наиболее часто употребляется в разработке архитектурных чертежей.
Акварельная техника лессировки позволяют ознакомиться с основными свойствами акварельных красок – прозрачностью и насыщенностью тона.
Часто при отмывке архитектурных деталей, фасадов, перспектив, желая передать общий колорит, оказывается достаточным нанесение так называемого цветового грунта. Выбор цвета грунта зависит от того, теплую или холодную гамму предпочитает исполнитель, а также от характера строительного материала, из которого выполнена деталь или объект. Основная же отмывка, передача объемно-пространственной формы выполняется только раствором плиточной туши или раствором черной акварели.
Нами не ставится задача разработки сложного цветового решения. Отмывка может выполняться как в монохромном варианте, так и в полихромном. При этом цветовое исполнение не должно быть самоцелью, а являться дополнительным элементом эмоционального восприятия.
|
Не следует готовить раствор акварели более чем из двух цветов, раствор быстро портится, и подобрать исходный цвет будет сложно.
Последовательность светотеневой отмывки архитектурной детали следующая:
1) нанесение тонкими карандашными линиями без обводки тушью всех собственных и падающих теней;
2) обводка контурных линий слабым акварельным или тушевым раствором;
3) определение цветовой гаммы;
4) светосила главных (солнце) и второстепенных (стена, небо) источников света;
5) промывка чертежа перед началом нанесения красочных слоев;
6) отмывка прозрачными растворами от светлого к темному, путем последовательного нанесения одного цвета на другой.
Для закрепления полученных знаний на практике, необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут овладеть техникой отмывки. Все упражнения выполняются на хорошем ватмане, предварительно натянутом на подрамник. Раствор акварели средней насыщенности приготавливают в соответствии с вышеперечисленными рекомендациями.
Прежде чем начать отмывку, промываем бумагу, натянутую на планшет, пилообразными движениями большой кистью №18-22 слева направо чистой водой.
Отмывку рекомендуется выполнять последовательным наложением одного светлого тона на другой до требуемой насыщенности. Не следует накладывать следующий слой раствора до тех пор, пока полностью не высохнет предыдущий.
Первое упражнение
В квадрате 15x15 см создать равномерную однородную по тональности плоскость при помощи отмывки (цвет любой).
|
Заливка квадрата выполняется кистью № 18-22 хорошо напитанной приготовленным раствором. Раствор наносят горизонтальными, слегка зигзагообразными движениями кисти от левой до правой границы квадрата и сверху вниз.
Обязательным условием является наклонное положение подрамника под углом 20-30°, при котором стекание раствора, направляемое кистью к нижнему краю квадрата, значительно облегчается.
Первая полоса раствора, которую нанесли от верхней границы квадрата, будет иметь в нижней части натек, которому кистью помогают стекать вниз, сохраняя его все время горизонтальным во всю ширину квадрата.
При этом кисть должна управлять стеканием раствора по всей ширине квадрата без пропусков, обеспечивая достаточную полноту натека и ровную заливку границ квадрата. Опустившись до нижней границы квадрата, натек раствора снимают кистью, отжатой о мягкую ткань или край банки. Через некоторое время, если натек вновь образовался по мере медленного стекания раствора, его также нужно убрать отжатой кистью.
Дав бумаге полностью высохнуть, процедуру нанесения раствора необходимо повторить. Для более однородной насыщенности отмывки планшет можно поворачивать на 90 или 180°. Если все условия техники отмывки были соблюдены, то белая плоскость квадрата должна приобрести совершенно однородный, ровный по тональной насыщенности цвет (рисунок 1).
Рис. 1. Равномерная тушевка
Второе упражнение
В квадрате 15x15 см при помощи отмывки создать поверхность из пяти полос разной тональности с четкой границей между ними.
Квадрат делится на пять горизонтальных полос по 6 см каждая. При этом разделительная карандашная линия между полосами должна быть едва заметной.
Так же как и в предыдущем упражнении, заливка поверхности квадрата раствором на первый раз производится слева направо и сверху вниз от верхней кромки квадрата до нижней его границы. После того, как бумага полностью просохла, второй слой раствора наносят от нижней границы первой полосы до нижней кромки квадрата.
Таким образом, покрытыми вторым слоем раствора оказываются четыре полосы без верхней – пятой. Вновь дав бумаге полностью просохнуть, отмывают три полосы, начиная с нижней кромки второй и т.д. В итоге, верхняя полоса квадрата оказывается покрытой одним слоем раствора, а на нижнюю, пятую полосу раствор был нанесен пять раз.
Это упражнение наглядно показывает степень градации тональности, в зависимости от количества нанесенных слоев раствора (рисунок 2).
Рисунок 2. Слоевая тушевка
Третье упражнение
В квадрате 15x15 см при помощи отмывки создать поверхность, имеющую плавный переход от светлого тона к темному.
Заливка раствором плоскости квадрата на первый раз производится от верхней кромки квадрата слева направо и сверху вниз до его нижней границы. Мысленно разбивают квадрат на пять горизонтальных полос. От середины первой полосы кистью, напитанной чистой водой, заливают полосу до ее нижней кромки. Затем, слегка отжав кисть мягкой тканью, продолжают заливку теперь уже раствором до нижней границы квадрата. Обязательным остается требование полного высыхания бумаги после нанесения каждого слоя раствора.
Далее заливку с воды начинают от мысленной середины второй полосы до ее нижней кромки. И вновь, промокнув кисть о ткань, вводят раствор и помогают натеку стекать вниз до границы квадрата. Последовательно смещаясь на середину третьей полосы и так далее, весь процесс отмывки, начинающийся с воды, повторяют. Это размывная тушевка.
В результате выполнения этого упражнения поверхность квадрата должна иметь плавный мягкий переход от светлого тона к насыщенному темному (рисунок 3).
Рисунок 3. Размывная тушевка
Четвертое упражнение
При помощи отмывки выявить объемно-пространственную форму архитектурного элемента (карниз).
Вычертить в карандаше архитектурную деталь. Перед тем как начать отмывку, необходимо построить собственные тени, для того, чтобы иметь ясное представление о распределении светотени по поверхности формы.
Собственные тени тел вращения и тел, имеющих криволинейные формы, имеют плавный переход от светлого к темному. Следовательно, подрамник следует развернуть таким образом, чтобы натек раствора оставался горизонтальным и смещался параллельно собственной тени.
Рассмотрим последовательный процесс отмывки архитектурной детали, освещенной солнечным светом, изображенной на рисунке 4.
Рисунок 4. Последовательность отмывки
Приготовленным прозрачным раствором краски теплого цвета покрывается вся поверхность листа (предварительно выполнены пункты 1-5 по работе с акварелью).
Цвет первого красочного слоя и будет цветом освещенной светлой поверхности. Второй красочный раствор, которым покрываются теневые места, определяется цветом второго источника света – неба. В данном случае вся теневая часть будет иметь холодный оттенок (стена или небо).
При нанесении второго красочного слоя холодного оттенка те части карниза, которые были покрыты «теплым» красочным слоем, то есть освещенные прямым светом, второй раз раствором не покрываются. Тени наносятся тем же «холодным» раствором. В качестве раствора холодного оттенка может быть использована берлинская лазурь или раствор черной акварели.
На последней стадии выполнения уточняются элементы детали, выявляется контрастами света и тени главное и второстепенное. Последовательность нанесения красочного слоя от светлого к темному соответствует закономерностям освещения и воздушной перспективы и с другой стороны – техническим свойствам и возможностям акварельных красок.
Во время работы над передачей воздушной перспективы необходимо сохранять правильные соотношения силы света, полутона, тени и рефлексов. Блик всегда подчиняется свету, а рефлекс – тени.
ПРИМЕЧАНИЯ
Во всех упражнениях при выполнении отмывки подрамник должен иметь наклонное положение, то есть быть приподнятым относительно горизонтальной плоскости стола. Угол наклона не должен быть слишком большим, так как в этом случае, натек раствора может двигаться слишком быстро и превратится в потек.
В то же время, слишком маленький наклон подрамника, может сказаться на отмывке таким образом, что раствор, задерживаясь на бумаге, впитывается и оставляет тонкую контурную, темную линию. Поэтому оптимальный угол наклона подрамника составляет 20-30° и подставка под подрамник должна быть соответствующей высоты.
Другим способом отмывки является работа «по сырому». Этот способ значительно сложнее слоевой и размывной тушевки и требует профессиональных навыков в работе. Сначала покрывается вся поверхность начальным тоном, и по сырой поверхности бумаги постепенно вводятся более сильные тона краски. Качество отмывки зависит от ее консистенции, вида бумаги и опыта.
Источники:
https://best-real.com.ua/raznoe/texnika-akvarelnoj-i-tushevoj-otmyvki.html
https://rudocs.exdat.com/docs/index-496179.html
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=988