контрольных измерительных материалов по русскому языку
государственной итоговой аттестации по основным образовательным
программам основного общего образования в 2022 году
1. Общие положения
1.1. Апробация контрольных измерительных материалов по русскому языку государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования (далее - апробация) проводится с целью проверки и оценки измерительных качеств контрольных комплексов заданий по русскому языку, изучения возможности их использования при проведении государственной итоговой аттестации в 2022 году.
1.2. Проведение апробации направлено на обеспечение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, поддержки реализации ГОС за счет предоставления общеобразовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
1.3. Основные принципы проведения апробации: научная
обоснованность, объективность и конфиденциальность.
1.4. Для проведения апробации используются контрольные измерительные материалы по русскому языку, предоставляемые Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки.
1.5. Апробация не влечет за собой дополнительной нагрузки учащихся, так как она может заменять обязательные виды контроля по русскому языку в общеобразовательной организации.
1.6. В ходе апробации решаются следующие задачи:
1) оценка эффективности использования разработанных контрольных измерительных материалов в контексте процедуры оценки качества основного общего образования;
2) выявление заданий, в которых есть недочеты (несоответствие трудности заданий уровню подготовленности испытуемых; непонятные или двусмысленные формулировки заданий, выявление неработающих дистракторов в заданиях закрытой формы и др.);
|
3) анализ ответов на открытые вопросы с целью возможного уточнения формулировки правильных ответов или оценочной схемы;
4) определение среднего количества времени, необходимого для выполнения всего контрольного комплекса заданий;
5) отработка организационных и технологических процедур проведения основного республиканского экзамена по русскому языку государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования;
6) ознакомление администрации и работников общеобразовательных организаций с технологическими и организационными особенностями проведения основного республиканского экзамена по русскому языку;
7) формирование среди участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов;
8) использование результатов апробации для принятия управленческих решений по повышению качества образования.
1.7. Апробация проводится общеобразовательными организациями самостоятельно в единые сроки, определяемые приказом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки (по согласованию с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики).
1.8. Учащиеся, не посещающие учреждение по состоянию здоровья на момент проведения апробации, в проведении апробации участие не принимают.
1.9. Решение об участии в апробации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов принимается общеобразовательной организацией в индивидуальном порядке. В случае участия в апробации учащихся данной категории, общеобразовательная организация создает для них специальные условия, учитывающие состояние здоровья и (или) особенности психофизического развития.
|
1.10. При проведении апробации в общеобразовательной организации могут присутствовать представители Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки.
2. Организация проведения апробации
2.1. Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки:
1) координирует проведение апробации;
2) осуществляет методическое обеспечение проведения апробации;
3) предоставляет контрольные измерительные материалы в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для обеспечения ими общеобразовательных организаций;
4) разрабатывает бланки ответов и размещает их на официальном сайте для использования при проведении апробации;
5) направляет своих полномочных представителей в общеобразовательные организации для осуществления контроля за ходом проведения апробации;
6) собирает, обобщает, анализирует информацию о проведении апробации, полученную от органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
7) составляет общий отчет по результатам проведения апробации.
2.2. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
|
1) осуществляют контроль за проведением апробации;
2) обеспечивают общеобразовательные организации контрольными измерительными материалами, полученными от Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки;
3) собирают, обобщают, анализируют информацию о проведении апробации, полученную от общеобразовательных организаций;
4) составляет отчет по результатам проведения апробации и предоставляют его в Республиканскую службу по контролю и надзору не позднее чем через семь календарных дней с даты окончания проведения апробации.
2.3. Руководитель общеобразовательной организации:
1) организует проведение апробации в общеобразовательной организации;
2) устанавливает даты проведения апробации в сроки, определяемые приказом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки (по согласованию с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики);
3) издает приказ о проведении апробации, назначении ответственного, изменении в расписании (при необходимости);
4) принимает решение об участии в апробации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. В случае участия в апробации учащихся данной категории, обеспечивает создание для них специальных условий, учитывающих состояние здоровья и (или) особенности психофизического развития.
2.4. Ответственный за проведение апробации, назначенный руководителем общеобразовательной организации:
1) несет ответственность за проведение апробации в общеобразовательной организации: техническую готовность аудитории, соблюдение процедуры и информационной безопасности;
2) обеспечивает контроль проведения апробации;
3) организует своевременное ознакомление учителей, учащихся и их родителей с распорядительными документами, регламентирующими проведение апробации;
4) проводит разъяснительную работу с учителями по обеспечению объективности результатов, соблюдению процедуры апробации и информационной безопасности;
5) обеспечивает учителей, задействованных в проведении апробации в аудитории, необходимыми материалами:
контрольными измерительными материалами, полученными от органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
бланками ответов со штампом общеобразовательной организации, согласно количеству участников апробации;
черновиками;
протоколами проведения апробации в аудитории; справочными материалами (орфографические словари);
6) организует проверку работ участников апробации;
7) составляет отчет по результатам проведения апробации и предоставляет его в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и науки не позднее чем через три календарных дня с даты окончания проведения апробации.
2.5. Учителя, задействованные в проведении апробации в аудитории:
1) несут ответственность за проведение апробации в аудитории;
2) проводят инструктаж для участников апробации перед началом выполнения заданий;
3) выдают каждому участнику апробации контрольные измерительные материалы, бланк ответов, черновики;
4) выдают справочный материал (орфографические словари) по просьбе участника апробации (при необходимости);
5) собирают выполненные работы и передают их ответственному за проведение апробации для организации проверки;
6) заполняют протокол проведения апробации в аудитории (после каждого этапа).
3. Проведение апробации
3.1. Дату проведения апробации общеобразовательная организация устанавливает самостоятельно в период, определенный Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки.
3.2. Апробация проводится в три этапа:
1 этап - написание сжатого изложения по прослушанному тексту;
2 этап - выполнение тестовых заданий;
3 этап — написание сочинения по прочитанному тексту.
3.3. Длительность каждого этапа определяется исходя из сложности заданий и продолжительности их выполнения:
1 этап (написание сжатого изложения по прослушанному тексту) - проводится в течение 1 урока (в рамках урока, отведенного для выполнения обязательного вида контроля - контрольное изложение или урока развития речи);
2 этап (выполнение тестовых заданий) - проводится в течение 1 урока (в рамках урока, отведенного для выполнения обязательного вида контроля - тестовые контрольные задания);
3 этап (написание сочинения по прочитанному тексту) - проводится в течение 2 спаренных уроков (в рамках урока, отведенного для выполнения обязательного вида контроля - контрольное сочинение и урока развития речи).
3.4. Апробацию рекомендуется проводит^ на втором, третьем или четвертом уроке (по решению общеобразовательной организации). С этой целью возможно внесение изменений в расписание.
3.5. Особенности проведения 1 этапа апробации (сжатое изложение по прослушанному тексту):
1) для воспроизведения текста изложения используется аудиозапись на электронном носителе;
2) каждая аудитория для проведения 1 этапа апробации должна быть оснащена средствами воспроизведения аудиозаписи, которые необходимо настроить так, чтобы аудиозапись была слышна всем участникам апробации;
3) аудиозапись прослушивается участниками апробации дважды с перерывом в 5-6 минут. Во время прослушивания текста участникам ГИА разрешается делать записи на листах бумаги для черновиков. После повторного прослушивания участники ГИА приступают к написанию изложения. Модель проведения сжатого изложения:
№ | Функции учителя | Действия участников апробации | Примерное время |
Поставить аудиозапись первый раз | Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи в черновике | 3—4 минуты | |
Дать время на осмысление текста | Работают с черновиками | 5-6 минут | |
Поставить аудиозапись второй раз | Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи в черновике | 3-4 минуты | |
Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и возможности пользоваться словарём | Пишут сжатое изложение |
3.6. Общие требования:
1) рассадка участников апробации в аудитории осуществляется привычным образом, исключающим создание стрессовой ситуации;
2) участникам апробации запрещается пользоваться мобильными телефонами и другими средствами связи, а также бумажными записями; общаться друг с другом, пересаживаться, свободно перемещаться по аудитории. При выходе из аудитории участник апробации оставляет вариант КИМ, бланк ответов и черновик на рабочем месте;
3) участникам апробации разрешается пользоваться
орфографическими словарями, выданными учителем, задействованным в проведении апробации в аудитории;
4) все задания выполняются участником апробации самостоятельно;
5) бланки ответов заполняются ручкой синего цвета.
4. Проверка работ участников апробации.
4.1. Проверку работ участников апробации осуществляет учитель, который преподает учебный предмет «русский язык» в классе, учащиеся которого принимали участие в апробации.
4.2. Учитель проверяет работы участников апробации с помощью критериев, предоставленных Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки. Сроки проверки - не более 2 рабочих дней с момента окончания каждого этапа апробации.
4.3. По окончании проверки учитель проводит анализ выполненных работ, заполняет соответствующую форму.
5. Хранение материалов апробации и использование результатов апробации
5.1. Все материалы апробации хранятся в общеобразовательной организации. Срок хранения материалов апробации устанавливает руководитель общеобразовательной организации.
5.2. Результаты апробации предоставляются в Республиканскую службу по контролю и надзору в сфере образования и науки через органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
5.3. Общеобразовательная организация может использовать результаты апробации для самодиагностики, корректировки плана учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации; организации повышения квалификации педагогических работников, повышения информированности учащихся и их родителей о структуре и содержании контрольных измерительных материалов, об уровне подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации.