Тезисы лекций к темам: №№ 1, 3, 7, 8, 9, 10




Факультет социального управления

 

Кафедра «Связи с общественностью»

«РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Для студентов специальности

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Санкт-Петербург

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа

1. 1. Цель и задачи курса……..…………………………………….…4

1.2. Тематический план……………………………………………..7

1.3. Содержание дисциплины, планы семинарских и

практических занятий………………………………………….. 10

1.4. Тематика контрольных работ для заочников………….……...17

1.5. Список контрольных вопросов для подготовки к экзамену…..

1.6. Рекомендуемая литература………………………………………19

 

2. Методические рекомендации по изучению курса……………...16

 

3. Дидактические материалы………………………………………..21

 

4. Методические рекомендации по выполнению

 

контрольных работ………………………………………………….37

 

5. Контрольный тест для оценки качества подготовки

 

специалиста по специальности 350400-

 

«Связи с общественностью»……………………………………..39

 

 

1. Рабочая программа

 

1.1. Цель и задачи курса

 

Основной целью преподавания курса «Речевые коммуникации» является всестороннее ознакомление с процессом речевой коммуникации в связях с общественностью, его формами, средствами, методами; ознакомление студентов с современными теориями, понятиями и терминологией коммуникативной лексики; а также формирование у студентов системы знаний о лингвистической культуре общества, о роли речевых коммуникаций в выборе ценностных ориентаций и моделей поведения РR-служащего в практическом деятельности.

Изучение речи человека, его языковой способности в коммуникации, видов речи, механизмов, трудностей и успехов в овладении ею совершенно необходимо будущему специалисту по связям с общественностью, чья профессия требует навыков свободного, доходчивого, убедительного выражения своей мысли.

 

Задачи курса:

 

· Ознакомить студентов со спецификой речевой РR-коммуникации;

· Сформировать понимание места и роли языка в процессах социальных коммуникаций;

· Через знакомство со средствами вербальной и невербальной коммуникации развить у студентов специальные речевые умения;

· Научить студентов владению методикой анализа речевых коммуникаций.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны:

 

Знать:

 

· Особенности становления и основные этапы развития отечественной речевой коммуникации;

· Разновидности, принципы и составляющие речевой коммуникации в РR-процессе;

· Критерии эффективности речевой коммуникации;

· Правила и этические нормы современной речевой коммуникации в профессиональной сфере.

 

Уметь:

 

· Выражать мысли, эффективно слышать и слушать партнера, устанавливать контакт, преодолевая речевые, коммуникативные и психологические барьеры;

· Применять языковые средства современной речевой коммуникации в соответствии с нормами и традициями отечественной лингвистической культуры.

 

Иметь представление:

 

· По ведению деловых бесед, переговоров, пресс-конференций, самопрезентаций;

· По освоению техники психологической защиты при общении с деструктивным партнером в сфере РR;

· О технике речи и умелом использовании интонации, тембра, темпа речи и др. компонентов;

· О ведении публичных речевых коммуникаций.

 

Курс «Речевые коммуникации» носит комплексный характер и обобщает знания студентов в области лингвистики, культуры речи, психологии межличностных отношений, социальной психологии и этики деловых отношений, логики, риторики.

Актуальность курса определяется необходимостью естественного дополнения к изучению дисциплин по специальности «Связи с общественностью». Курс обучает умению использовать достижения ряда наук: психолингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, психологии речи, теории дискурса, функциональной стилистики, современной риторики, семиотики, культурологии, билингвизма и др. Дисциплина помогает студентам на основе научных знаний повысить свою собственную речевую культуру в сфере PR – коммуникации.

Предлагаемый курс интегративен, однако он имеет вполне определенный свой предмет: это речь человека, взятая в ее различных аспектах – коммуникативном, деятельностном, процессуальном, формальном, социальном, личностном; в аспекте генетическом, в ее связях с языком и другими кодовыми системами.

Изучение курса «Речевые коммуникации» предполагает взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров (практических занятий) и самостоятельной работы. Лекции знакомят студентов с теоретическими и практическими аспектами речевых коммуникаций. На семинарах организуется творческое обсуждение учебного материала в интересах предстоящей профессиональной деятельности.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с отечественной и зарубежной литературой по содержанию курса, готовятся к докладам, научным сообщениям, обзорам литературы по изучаемым вопросам.

Формы контроля – выступления на занятиях, текущее и контрольное тестирование по теоретическим вопросам, зачет. Для студентов заочной формы обучения планируется одна письменная контрольная работа по тематике курса.

 

1.2. Тематический план

 

 

Очная форма обучение-5лет

 

Наименование тем дисциплины Всего часов Распределение часов Сам.раб
лекции Семинары
  Вводная тема          
  Коммуникация как процесс          
3. Функции языка и их реализация в речи          
  Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе          
  Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи          
  Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения          
  Жанры речевого общения          
  Публичные коммуникации          
9. Речевые коммуникации, технические и электронные средства связи          
  Речевой этикет сотрудника сферы PR          
ИТОГО:        
    Очно-заочная форма обучения 6 года    
Наименование тем дисциплины Всего часов Распределение часов Сам.раб
лекции семинары
  Вводная тема       -  
  Коммуникация как процесс       -  
  Функции языка и их реализация в речи          
  Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе          
  Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи     -    
  Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения       -  
  Жанры речевого общения     -    
  Публичные коммуникации     -    
  Речевые коммуникации и электронные средства связи          
  Речевой этикет сотрудника сферы PR          
ИТОГО:   60-      
             

 

 

Заочная форма обучения 6 лет

 

Наименование тем дисциплины Всего часов Распределение часов Сам.раб
лекции семинары
  Вводная тема       -  
  Коммуникация как процесс       -  
  Функции языка и их реализация в речи          
  Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе       -  
  Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи     -    
  Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения       -  
  Жанры речевого общения     -    
  Публичные коммуникации     -    
  Речевые коммуникации, технические и электронные средства связи          
  Речевой этикет сотрудника сферы PR          
ИТОГО:          

 

 

1.3. Содержание тем дисциплины

 

 

Тема 1. Вводная тема

 

Предмет и задачи курса. Понятие коммуникации. Специфика речевой коммуникации. Понятие коммуникации в СО: процесс и средства. Цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО.

Основоположники теории речевой коммуникации. Гипотезы, проблемы, наблюдения, выводы. (Ч. Пирс, Ч. Моррис и др.). Теория речевой коммуникации в трудах зарубежных и российских ученых. (И.С. Нарский, А.А. Реформатский, Ф.де–Сосюр, Г. Фреге, М.М. Бахтин и др.).

Физиологические основы речи, речевой деятельности. Механизмы речи по ее видам: механизм говорения, механизм аудирования. Кодовые переходы. Взаимосвязь мышления и речи.

Текст как языковая ткань произведения. Основные компоненты текста. Текст как языковой творческий процесс сотрудника сферы PR.

 

Тема 2. Речевая коммуникация как процесс

 

Модели коммуникации. Виды коммуникации. Прямая и опосредованная коммуникация. Внутренняя и внешняя коммуникация в СО. Линейная, интерактивная и трансакционная модели коммуникаций. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации. Коммуникативный акт, коммуниканты в сфере PR.

Теория речевых актов. (Дж. Остин, Дж. Р. Серл, Н.А. Безменова, Н.Д. Арутюнова).

Докоммуникативный этап, коммуникативный, посткоммуникативный этап речи. Порождение высказывания, его отправление говорящим.

Восприятие речи, ее понимание слушающим. Обратная связь, речевое действие и его результат.

 

Семинар № 1. Тема: «Речевая коммуникация как процесс»

 

Темы докладов и рефератов:

1. Выбор исходных позиций на уровне исходной подготовки к речи. Мотивация.

2. Обстановочная афферентация (приток информационных импульсов).

3. Прогнозирование результатов высказывания.

4. Факторы, обслуживающие реализацию речевой интенции.

5. Выбор адресата и мотивы выбора адресата.

6. Мысленный план высказывания.

7. Социолингвистический фактор интенции.

 

Литература:

 

- Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.

- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1992.

- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Таллин. 1977.

- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1980.

 

Тема 3. Функции языка и их реализация в речи

 

Язык и речь. Общая характеристика языковых функций. Функция сообщения, ее информационная сущность, подфункция сохранения информации. Контактная функция – связь времен и поколений. Функция оформления культурных ценностей.

Коммуникативная функция языка и ее функция. Эмотивная (эмоциональная) функция языка. Безграничные возможности эмоциональных средств речи.

Функция формирования и выражения мысли. Функция воздействия и ее разновидность – функция агитационная.

Психологическая суть регулятивной функции языка и речи. Когнитивная (познавательная) функция, ее значение в обогащении лексики, в практике говорящего и слушающего человека.

Речь как способ реализации потенциальных функций языка, как средство организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

 

Тема 4. Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе

 

Коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации: в культуре Древнего мира, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени.

Роль письменности в развитии речевой коммуникации. Коммуникативная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютер, факс и т.д. Интернет. Социальные последствия и изменения в развитии речевой коммуникации.

 

 

Семинар № 2. Тема: «Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе»

 

Темы докладов и рефератов:

1. Возникновение и развитие речевого общения.

2. Речевая деятельность в Древнем мире. Памятники древней письменности.

3. Речевая коммуникация как наука о знаковых системах. Алфавит.

4. Античные риторики.

5. Речевая коммуникация в Европейском средневековье. Проповедничество. Гомилетика.

6. Речевое общение в эпоху Просвещения.

7. Коммуникативная революция Нового и Новейшего времени.

 

Литература:

 

- Античные риторики. Сост. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.

- Винокур Г.О. Культура языка. М., 1930.

- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

- Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

- Якушиш Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.

 

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR. Техника выражения мыслей. Причины, затрудняющие передачу информации.

Виды замечаний и приемы их нейтрализации. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, лингвистический, фонетический. Физические барьеры в речевой коммуникации. Коммуникативные просчеты.

Роль невербального общения в речевой коммуникации. Модели комфортно-психологического речевого общения: познавательная, экспрессивная, суггестивная, убеждающая, ритуальная.

Словесные диаграммы моделей дискомфортно-психологического общения. Специфика визуального восприятия речи.

 

Семинар № 3. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Темы рефератов и докладов:

1. Разговорная речь как не кодифицированная сфера общения.

2. Роль прагматического фактора в разговорном общении.

3. Формы разговорной речи: монолог, диалог, полилог.

4. Ситуативное речевое поведение.

5. Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников.

6. Основные единицы общения. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевое взаимодействие.

 

Литература:

 

1. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

2. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 1989.

3. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек. М., 1997.

4. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Пер. с англ. Ростов н/Д., 1995.

5. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

 

Тема 6. Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения.

 

Особенности развития речевой ситуации. Паритетность общения. Ритуализация речевого общения. Коммуникативные установки. Их классификация. Влияние стилистической формы на формирование речевой стратегии.

Речевая тактика как функция способов осуществления стратегии речи. Понятие атмосферы разговора. Тривиальный и нетривиальный способы выражения смысла.

Способы привлечения внимания собеседника. Эстетическая атмосфера речевого общения. Консультирование и телефонная коммуникация в работе специалиста PR.

Психологические аспекты телефонных бесед и консультаций. Речевые клише и сигналы успеха. Приемы быстрого установления контакта. Техника убеждающего воздействия.

 

 

Семинар № 4. Тема: «Общие принципы речевого поведения»

Темы докладов и рефератов:

1. Звучащая речь и ее особенности.

2. Зависимость звучания голоса от характера, состояния человека.

3. Фонационное (речевое) дыхание и голос.

4. Дикция и ее роль в речевой коммуникации.

5. Интонация, темп, интенсивность звучания, тембр в речевой коммуникации.

Литература:

1. Бельчиков Ю.А. Говорите \ясно и просто. М., 1980.

2. Бернштейн С.Н. Языковая сторона радиолекции. В сб.: Речевое воздействие. М. 1972.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1998.

4. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1996.

5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

6. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., 1975.

7. Чихаев В.П. Речевое мастерство пропагандиста. М., 1987.

 

 

Тема 7. Жанры речевого общения

 

Беседа. Характеристика различных видов бесед. Взаимовлияние прагматических факторов на ход речевого взаимодействия во время беседы.

Разговор. Основные характеристики различных видов разговора. Мотивы, структура разговора. Стратегия прекращения разговора.

Спор. Цели спора. Конструктивное начало спора. Приемы аргументации позиций в процессе спора. Запрещенные приемы в споре. Примирение в споре. Рассказ. Характерные черты жанра рассказа. Идиоматика и фразеология рассказа. Способы поддержки коммуникативной инициативы рассказчика. Приемы оказания влияния на слушателей рассказа.

История. Коммуникативные цели истории. Особенности стилистики речевого жанра «история». Письмо. Необходимые условия этого жанра речевого общения. Стихия разговорной речи в письме. Исторический и современный аспекты структуры письма.

Записка. Отличие и сходство записки и письма. Дневник как текст адресованной разговорной речи. Стилистика дневниковых записей. Другие жанры речевого общения.

 

Практическое занятие № 1. Тема: «Речевые жанры».

 

1. Контрольное тестирование по изученным темам.

2. Составление и написание текстов в различных речевых жанрах.

3. Взаимоанализ и оценка работ студентов.

4. Выполнение упражнений по определению речевых жанров (студенты готовят заранее и обмениваются текстами на занятии).

 

Тема 8. Публичные коммуникации

 

Эффективность речевой публичной коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи.

Способы словесного оформления публичного выступления. Логика в речевом общении. Основы полемического мастерства в сфере PR.

 

Тема 9. Речевая коммуникация. Технические и электронные средства связи

 

Традиционные виды речевого общения и специфика электронных средств связи. Основные принципы использования электронных средств связи. Виды электронных средств связи.

Выбор приемлемой технологии. Правильное использование технических средств речевого общения.

Факс. Факс и конфиденциальность. Пейджер. Телефон в автомобиле. Конференц-связь. Автоответчик. Код обратного вызова. Корректные способы передачи сообщения с помощью технических средств. Этикет киберпространства.

Офисная электронная почта. Пользовательская сеть.

Общая культура разговоров по телефону. Специфика процедуры пользования телефоном.

 

Практическое занятие 2. Речевая коммуникация. Технические и электронные средства связи

Деловые игры по тематике курса. Контрольное тестирование

1. Учебная игра «Профессия».

2. Тест «Мотивация к успеху».

3. Учебная игра «Испорченный телефон».

4. Деловая игра «Доклад и дискуссия». Анализ.

5. Деловая игра «Претензия».

6. Деловая игра «Доказательство и убеждение».

7. Учебная игра «Обратная связь».

Упражнения: «Слуховая память», «Инструктаж», «Метод зацепок», «Речь адвоката».

 

 

Тема 10. Речевой этикет сотрудника сферы РR

 

Понятие о речевом этикете. Манера речи в общении с подчиненными и вышестоящими коллегами. Умение внимательно молчать и быть, когда это необходимо пассивным собеседником.

Привнесение в речевой «репертуар» общения служащего сферы РR элементов доброжелательности, вежливости, приветливости.

Этикетные формулы приветствия и обращения. Умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом конкретных обстоятельств.

Роль стандартных, повторяющихся выражений в речевой коммуникации.

Языковые средства, отражающие индивидуальность говорящего, помогающие устанавливать и поддерживать «обратную связь» с собеседником.

Деликатность, тактичность в обращении со словами – важнейшее правило сотрудника сферы РR. Пути совершенствования речевой культуры будущего специалиста по связям с общественностью.

 

 

Семинар № 5. Речевой этикет сотрудника сферы РR

Культура профессиональной речи РR – служащего

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Нормативный аспект культуры речи сотрудника сферы PR.

2. Коммуникативные качества речи.

3. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет в СО.

4. Контактоустанавливающие свойства языка.

5. Общие принципы речевого поведения.

 

Литература:

 

1. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

2. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 1989.

3. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек. М., 1997.

4. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Пер. с англ. Ростов н/Д., 1995.

5. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

 

 

1.4. Тематика контрольных работ для заочников

 

1. Специфика речевой коммуникации.

2. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации.

3. Коммуникативный акт и коммуниканты в сфере PR.

4. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации.

5. Роль письменности в развитии речевой коммуникации.

6. Коммуникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение.

7. Интернет и его роль в речевом общении.

8. Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR.

9. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, фонетический и др.

10. Роль невербального общения в речевой коммуникации.

11. Особенности визуального восприятия речи.

12. Коммуникация как дискус.

13. Общие принципы речевого общения.

14. Коммуникативные установки. Их классификация.

15. Речевые клише и сигналы успеха.

16. Жанры речевого общения.

17. Роль техники речи в речевой коммуникации.

18. Эффективность речевой публичной коммуникации.

19. Оратор и его аудитория.

20. Роль логики в речевом общении.

21. Культура профессиональной речи PR – служащего.

22. Речевой этикет в PR.

 

1.5. Список контрольных вопросов для подготовки к

зачету

 

1. Понятие речевой коммуникации в PR.

2. Цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО.

3. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации.

4. Коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR.

5. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации: в культуре Древнего мира, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени.

6. Роль письменности в развитии речевой коммуникации.

7. Коммуникационная революция индустриального общества в ХХ века.

8. Интернет и его взаимосвязь с речевыми коммуникациями.

9. Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста РR.

10. Коммуникативные барьеры в речевом общении.

11. Роль невербального общения в речевой коммуникации.

12. Основные условия успешного речевого общения.

13. Общие принципы речевого поведения.

14. Ритуализация речевого общения.

15. Влияние стилистической нормы на формирование речевой стратегии.

16. Эстетическая атмосфера речевого общения.

17. Жанры речевого общения.

18. Роль техники речи в речевой коммуникации.

19. Оратор и его аудитория. Речевой этикет.

20. Культура профессиональной речи РR-служащего.

 

 

1.6. Рекомендуемая литература

 

Основная:

 

1. Дорошенко В. Ю. и др. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. –М., 2003.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. –М., 2003.

3. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. –М., 1995.

4. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. –М., 2001.

6. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек: Пособие и словарь – справочник. М., 1997.

7. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и каждого. –М., 1999.

 

Дополнительная:

 

1. Азбука делового общения: встречи, переговоры, переписка. Бизнес для всех. Вып.1.М., 2001.

2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.,1994.

3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

4. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 2000.

5. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. М., 1998.

6. Еемерин Ф.Х., Гроотендорст Роб, Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб, 1992.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2005.

8. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д, 1997.

9. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1993.

10. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Организация встреч, приемов, презентаций. Минск, 1995.

11. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов н/Д, 1995.

12. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному человеку. СПб, 1995.

13. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1998.

14. Эрнет О. Слово предоставляется вам: Практические рекомендации по ведению бесед и переговоров. М., 1988.

 

 

2. Методические рекомендации по изучению курса

«Речевые коммуникации»

 

 

Тема 1. Вводная тема

 

Знакомство с дисциплиной «Речевые коммуникации» целесообразней начинать с изучения основных понятий курса. Конечно, для лучшего усвоения новых теоретических и специальных понятий необходимо опираться на многие уже известные студентам представления по другим дисциплинам и прежде всего на курс «Основы теории коммуникации», «Стилистика», «Русский язык и культура речи», «Риторика» и др. Предмет и задачи курса, понятие коммуникации, специфику речевой коммуникации и особенно понятие коммуникации в СО, такие как: процесс и средства, цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО – исследуются студентами с опорой на сопутствующие дисциплины.

Особый интерес в изучении данной темы представляют основоположники теории речевой коммуникации, их гипотезы, проблемы, наблюдения, выводы. (Ч. Пирс, Ч. Моррис и др.). Студентам необходимо иметь представление о теории речевой коммуникации в трудах зарубежных и российских ученых. (И.С. Нарский, А.А. Реформатский, Ф.де–Сосюр, Г. Фреге, М.М. Бахтин и др.).

Изучая вводную тему, студенты рассматривают такие вопросы, как физиологические основы речи, речевой деятельности, механизмы речи по ее видам: механизм говорения, механизм аудирования, кодовые переходы, взаимосвязь мышления и речи.

Особенно важно рассмотреть понятие текста как языковой ткани произведения, основные его компоненты, а также понятие текста как языкового творческого процесса сотрудника сферы PR.

 

 

Тема 2. Речевая коммуникация как процесс

 

Эта тема предусматривает углубленное изучение моделей коммуникации, видов коммуникации, прямую и опосредованную коммуникацию, внутреннюю и внешнюю коммуникацию в СО. Сложность при изучении данной темы могут вызвать вопросы линейной, интерактивной и трансакционной моделей коммуникаций, системы форм, уровней и видов речевой коммуникации, коммуникативный акт, коммуниканты в сфере PR, так как разные дисциплины наполняют эти вопросы разным содержанием.

Изучая данную тему студентам обязательно следует рассмотреть теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Серла, Н.А. Безменова, Н.Д. Арутюнова.

Докоммуникативный этап, коммуникативный, посткоммуникативный этап речи, порождение высказывания, его отправление говорящим рассматриваются срудентами после изучения теории вопроса.

Завершая подготовку по данному вопросу, необходимо рассмотреть вопросы восприятия речи, ее понимание слушающим, обратную связь, речевое действие и его результат. Студенты должны уметь самостоятельно составлять схему (формулу) успешного речевого взаимодействия.

 

 

Тема 3. Функции языка и их реализация в речи

 

Определяя основные функции языка и речи, студенты опираются на общую характеристику языковых функций, функцию сообщения, ее информационную сущность, на подфункцию сохранения информации. Необходимо также рассмотреть контактную функцию – связь времен и поколений, функцию оформления культурных ценностей, коммуникативную функцию языка и ее роль.

Трудности в изучении могут вызвать вопросы, связанные с эмотивной (эмоциональной) функцией языка, в связи с безграничными возможностями эмоциональных средств речи.

Особое внимание следует обратить на функцию формирования и выражения мысли, функцию воздействия и на ее разновидность – функцию агитационную.

Рассматривая психологическую суть регулятивной функции языка и речи, когнитивную (познавательную) функцию, необходимо обратить внимание на ее значение в обогащении лексики в практике говорящего и слушающего человека.

Студенты должны четко представлять речь, как способ реализации потенциальных функций языка, как средство организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

 

 

Тема 4. Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе

 

Данная тема обычно не вызывает трудностей в изучении, так как опирается на известные раннее студентам сведения о возникновении и развитии речевого общения, о речевой деятельности в Древнем мире, о памятниках древней письменности, о речевой коммуникации как науки о знаковых системах.

Важной темой данного раздела представляется получение студентами дополнительных сведений об античных риториках, о речевой коммуникации в европейском средневековье, о проповедничестве, гомилетике, о речевом общении в эпоху Просвещения.

Вопрос будет рассмотрен более детально, если студенты рассмотрят и коммуникативную революцию Нового и Новейшего времени.

Одним из важнейших вопросов данной темы является коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR.

Завершая изучения данной темы, следует определить роль письменности в развитии речевой коммуникации, роль коммуникативной революции индустриального общества: телеграфа, телефона, радио, телевидения, компьютера, факса и т.д. Интернета. Необходимо также обратить внимание на роль социальных последствий и изменений в развитии речевой коммуникации.

 

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Специфику вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR, технику выражения мыслей, причины, затрудняющие передачу информации, студенты рассматривают с использованием знаний по другим дисциплинам.

Важным при изучении данной темы являются коммуникативные барьеры: логические, стилистические, лингвистические, фонетические, физические барьеры в речевой коммуникации, коммуникативные просчеты.

Необходимо обратить внимание на роль невербального общения в речевой коммуникации, на модели комфортно-психологического речевого общения: познавательную, экспрессивную, суггестивную, убеждающую, ритуальную.

7. Можно предложить студентам построить словесные диаграммы моделей дискомфортно-психологического общения, схему специфики визуального восприятия речи, проверить соответствие планов и схем речевого поведения собеседников.

 

Тема 6. Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения.

 

Исследуя данную тему, студенты рассматривают особенности развития речевой ситуации, условия паритетности общения, ритуализацию речевого общения, коммуникативные установки, их классификацию, влияние стилистической формы на формирование речевой стратегии.

При изучении данной темы студенты исследуют речевую тактику как функцию способов осуществления стратегии речи, рассматривают понятие атмосферы разговора, определяют тривиальный и нетривиальный способы выражения смысла.

Данная тема поможет студентам сформировать свои собственные способы привлечения внимания собеседника, определить эстетическую атмосферу речевого общения, изучить роль консультирования и телефонной коммуникации в работе специалиста PR.

Важное значение в данной теме приобретают психологические аспекты телефонных бесед и консультаций, речевые клише и сигналы успеха, приемы быстрого установления контакта, роль техники убеждающего воздействия.

 

 

Тема 7. Жанры речевого общения

 

Данная тема предусматривает практическое изучение важных вопросов речевой коммуникации, таких как беседа, характеристика различных видов бесед, взаимовлияние прагматических факторов на ход речевого взаимодействия во время беседы.

Студенты строят всевозможные модели такого важного элемента речевой коммуникации, как разговор, рассматривают основные характеристики различных видов разговора, мотивы, структуру разговора, стратегию прекращения разговора.

Практически реализуются в данной теме вопросы, связанные с понятием спора, целями спора, конструктивным началом спора.

Практически вырабатываются приемы аргументации позиций в процессе спора, запрещенные приемы в споре, примирение в споре.

Требуются тренировки, для реализации составления рассказа, изучения характерных черт жанра рассказа, идиоматики и фразеологии рассказа, определяют способы поддержки коммуникативной инициативы рассказчика, приемы оказания влияния на слушателей рассказа.

Практического изучения требует жанр истории, коммуникативные цели истории, особенности стилистики речевого жанра «история», такие как письмо, определяют необходимые условия этого жанра речевого общения, рассматривают стихию разговорной речи в письме, исторический и современный аспекты структуры письма.

Важным с практической точки зрения представляется жанр записки, отличие и сходство записки и письма, своеобразие жанра дневника как текста, адресованного разговорной речи, роли стилистики дневниковых записей, а также других жанров речевого общения. Кроме того, на этом занятии обязательно выполняется контрольное тестирование по изученным темам, составляются тексты в различных речевых жанрах, проводится взаимоанализ и оценка работ студентов, выполнение упражнений по определению речевых жанров (студенты готовят заранее и обмениваются текстами на занятии).

 

Тема 8. Публичные коммуникации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: