Основные понятия
Группа – определенное количество человек, объединенных для какой-либо цели или имеющих общие интересы, устремления, функции или опасения, что позволяет и им самим и другим выделить их в некую социальную реальность.
Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д.
Планирование работы с группой. Базовые принципы
Основные вопросы
1. Общая модель работы с группой.
2. Основные подходы к динамике группового процесса.
3. Групповые терапевтические модели в социальной работе.
Общая модель работы с группой
Группа рассматривается в психосоциальной практике как система помощи клиентам. Организация группового процесса помощи складывается из определённых структурных элементов:
– организационный процесс (привлечение новых членов групп, выявление проблем);
– контрастирование (заключение контракта помощи с клиентами);
– групповая работа (в рамках агентства и с условиями контракта).
Организация группового процесса помощи.
Групповая работа требует от социального работника выполнение определенных норм, процедуры и условий. К таким требованиям можно отнести:
|
– непрерывное развитие группы на основе индивидуальных усилий членов группы;
– практическая реализация принципа "группа как целое" на основе общих интересов, жизненных ситуаций, проблем и т.д.
Целеполагание в групповом процессе
В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей:
1) чтобы изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта;
2) чтобы изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивидуума, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи;
3) чтобы осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения в целях эффективного социального функционирования;
4) чтобы достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивидуума.
Специфика помощи при использовании группы
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: "Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои “особые”, значимые проблемы и установить особые отношения". Анализируя особенности социальной групповой работы, исследователь выделяла главные цели, к ним она относила "снятие" проблем и стрессов клиента.Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии.
|
Целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии
Социальная групповая работа Папелл и Ротман
Групповая психотерапия:
1. Индивидуально-направленные
• Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д.)
• Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста)
• Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию, групп, испытывающих трудности в социальных обстоятельствах, и т.п.)
Возможность самореализации (группы роста)
• Предоставление возможных путей для саморазвития членов группы
3. Индивидуальное изменение:
• социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и т.п.);
• социализация (работа с группами по формированию социальных навыков для проживания в микросоциуме и т.п.);
• межличностное поведение (группы личностного роста);
• индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентаций и т.п.);
• материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие и т.п.);
• личностная защита (групповая работа с меньшинствами);
• личностный рост и развитие (Т-группы)