Возможность самореализации (группы роста)




Основные понятия

 

Группа – определенное количество человек, объединенных для какой-либо цели или имеющих общие интересы, устремления, функции или опасения, что позволяет и им самим и другим выделить их в некую социальную реальность.

Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д.

Планирование работы с группой. Базовые принципы

 

Основные вопросы

 

1. Общая модель работы с группой.

2. Основные подходы к динамике группового процесса.

3. Групповые терапевтические модели в социальной работе.

Общая модель работы с группой

 

Группа рассматривается в психосоциальной практике как система помощи клиентам. Организация группового процесса помощи складывается из определённых структурных элементов:

– организационный процесс (привлечение новых членов групп, выявление проблем);

– контрастирование (заключение контракта помощи с клиентами);

– групповая работа (в рамках агентства и с условиями контракта).

 

Организация группового процесса помощи.

 

Групповая работа требует от социального работника выполнение определенных норм, процедуры и условий. К таким требованиям можно отнести:

– непрерывное развитие группы на основе индивидуальных усилий членов группы;

– практическая реализация принципа "группа как целое" на основе общих интересов, жизненных ситуаций, проблем и т.д.

 

 

Целеполагание в групповом процессе

 

В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей:

1) чтобы изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта;

2) чтобы изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивидуума, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи;

3) чтобы осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения в целях эффективного социального функционирования;

4) чтобы достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивидуума.

 

Специфика помощи при использовании группы

 

Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: "Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои “особые”, значимые проблемы и установить особые отношения". Анализируя особенности социальной групповой работы, исследователь выделяла главные цели, к ним она относила "снятие" проблем и стрессов клиента.Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии.

Целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии

 

Социальная групповая работа Папелл и Ротман

 

Групповая психотерапия:

1. Индивидуально-направленные
Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д.)

Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста)

Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию, групп, испытывающих трудности в социальных обстоятельствах, и т.п.)

Возможность самореализации (группы роста)

• Предоставление возможных путей для саморазвития членов группы

3. Индивидуальное изменение:

• социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и т.п.);

• социализация (работа с группами по формированию социальных навыков для проживания в микросоциуме и т.п.);

• межличностное поведение (группы личностного роста);

• индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентаций и т.п.);

• материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие и т.п.);

• личностная защита (групповая работа с меньшинствами);

• личностный рост и развитие (Т-группы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: