Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям.
2.1. Показатели развития внимания:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий | 12 чел. - 48% | 10 чел. - 40% |
Средний | 7 чел. - 28% | 13 чел. - 52% |
Низкий | 6 чел. - 24% | 2 чел. - 8% |
44% пятиклассников имеют высокий уровень развития внимания, способны к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на учебной задаче. 40 % детей обнаружили средний уровень развития внимания, и 16% - низкий уровень. Эти ребята легко отвлекаются, с трудом могут сосредоточено сконцентрироваться на учебной задаче 10-15 минут, имеют высокую умственную утомляемость.
Рекомендовано: развитие внимания этим учащимся. Кроме того, родителям следует проконсультироваться у психоневролога о причинах низкого развития внимания, и при необходимости пройти курс медикаментозного лечения.
Для поддержания работоспособности учащихся на уроке, рекомендуется:
Не задерживаться долго на одном и том же материале.
Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.
- Теоретический материал давать небольшими дозами.
- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.
- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.
- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.
- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).
- Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.
- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.
- Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей: исключение повторений учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока, исключение закрепления пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная -?).
- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.
В качестве рекомендаций для родителей по созданию условий для развития внимания у детей рекомендуем составленную нами памятку "Как помочь ребёнку развить внимание?" Приложение2
2.2. Показатели развития памяти:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий | 5 чел. - 20% | 1 чел. - 4% |
Средний | 19 чел. - 76% | 19 чел. - 76% |
Ниже среднего | 1 чел. - 4% | 4 чел. - 16% |
Низкий | 0 чел. | 1 чел. - 4% |
Большинство учащихся 5-классов (80% ребят) имеют высокий и средний уровень развития памяти. Таким образом, опосредованная слуховая память является одной из наиболее благополучно сформированных и сильнейших функций развития пятиклассников на которую следует опираться педагогам.
Низкий уровень развития памяти имеет один ученик 5 "Б" класса. С учетом того, что данный ученик имеет и низкие показатели по развитию других познавательных функций (внимания и мышления) возможно предположить у него наличие остаточных явлений ММД, которые еще не компенсировались.
Рекомендации: Настоятельно рекомендовать родителям данного ученика обраться за консультацией к психоневрологу. В работе с учителями и родителями можно использовать следующую памятку-рекомендацию по развитию памяти "Как правильно работать над развитием памяти ребёнка?" Приложение 3
2.3. Показатели развития словесно-логического мышления:
О развитии словесно-логического мышления мы судим по способности делать умозаключение по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Получены следующие результаты:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий | 8 чел. - 32% | 8 чел. - 32% |
Выше среднего | 3 чел. - 12% | 1 чел. - 4% |
Средний | 6 чел. - 24% | 9 чел. - 36% |
Ниже среднего | 2 чел. - 8% | 4 чел. - 16% |
Низкий | 6 чел. - 24% | 3 чел. - 12% |
Итак, большинство пятиклассников (70%) имеют высокий и средний уровни развития мышления. Ниже среднего уровня - 12% учащихся. И низкий уровень развития мышления показали 18% детей.
Рекомендации: развивать навыки мыслительных операций у ребят, имеющих низкий и ниже среднего уровни развития словесно-логического мышления. Для этого родители и учителя могут использовать памятку "Развиваем мышление ребенка". Приложение 4