МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет дизайна и технологии»
(НТИ (филиал) «МГУДТ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной и
научной работе
___________ Мокеева Н.С.
«____»____________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: МЕТОДЫИ СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЙ
по направлению: 260900.65 – «Технология и конструирование изделий
(подготовки дипл. специалиста) лёгкой промышленности»
по специальности: 260901.65 – «Технология швейных изделий»
Факультет: Заочного обучения и экстерната
Кафедра: Технология и дизайн швейных изделий
Курс: 3 Семестр: 6
Лекции 10 час. Зачет 6 семестр
Практические занятия 4 час.
Самостоятельная работа 86 час.
Всего 100 час.
Новосибирск – 2012
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 656100 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности». Квалификация – Инженер. – М.: Министерство образования РФ, 2000. Номер государственной регистрации 194 тех/дс. Утвержден 23.03.2000.
2 Рабочий учебный план. Направление 260800.62 «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности». Направление 260900.65 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности». Специальность 260901.65 «Технология швейных изделий». Набор 2009.- Новосибирск: Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал). Утверждено Ученым советом НТИ МГУДТ (филиал) 10.09.2009, протокол №1.
Разработчик:
к.т.н., доцент _____________________________ Е.В. Арчинова
Рецензент:
к.т.н., доцент ______________________________ Т.В. Глушкова
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры "Технология и дизайн швейных изделий " протокол № 1 от " 28 " 08 2012г.
Зав. кафедрой ТДШИ _______________________ Н.С. Мокеева
Декан факультета заочного
обучения и экстерната ______________ А.Р.Соколовский
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс “Методы и средства исследований” является учебной дисциплиной, направленной на формирование у студентов первоначальных навыков выполнения научно-исследовательской работы (НИР), обработки, оформления и внедрения научных результатов.
Основными задачами курса является изучение основных понятий науки, этапов научных исследований, ознакомление с основными видами носителей научно-технической информации, изучение теоретических и экспериментальных методов и средств научных исследований и правил оформления их результатов.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Согласно требованиям стандарта, инженер должен иметь представление о видах и этапах научно-исследовательских работ в легкой промышленности; знать и уметь использовать методы и средства теоретического и экспериментального исследования, теоретических процессов и получаемых продуктов; иметь опыт применения числовых и функциональных характеристик случайных величин для анализа технологических процессов; планирования и обработки его результатов, анализа математических моделей с использованием аналитических и числовых методов.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА (ИНЖЕНЕРА)
(Выписка из ГОСВП)
ЕН.Ф.06 Всего 100 часов
Методы и средства исследований:
виды и этапы научных исследований; применение числовых и функциональных характеристик случайных величин для анализа технологических процессов; точечное и интервальное оценивание параметров, планирование объема выборки; применение основных статистических критериев для сравнения числовых характеристик продукта или технологического процесса; планирование и обработка активного однофакторного эксперимента; планирование эксперимента для получения линейных многофакторных моделей; анализ математических моделей с использованием аналитических и численных методов; применение измерительной техники для исследования материалов и технологических процессов.
4.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(Выписка из рабочего учебного плана)
Форма контроля Семестр | Объем работы студента (час.) | Распределение по курсам и семестрам | |||||||||
В С Е Г О | С преподавателем | 3 курс | |||||||||
Экз. | Зач. | Аудиторные занятия | 5 сем. | 6 сем. | |||||||
Всего | В том числе | 18 нед. | 17 нед. | ||||||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | ИЗ | СР | |||||||
- | - | ЛК | - | ||||||||
ПЗ | - | ||||||||||
ЛБ | - | - | |||||||||
ИЗ | - | - |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РАЗДЕЛЫДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫЗАНЯТИЙ
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем в час | |||
ЛК | С, ПЗ | ЛБ | СР | ||
1. | Современная наука и ее систематика. Этапы научно-исследовательской работы. | - | - | - | |
2. | Научно-техническая информация, современные информационные системы. Патентная информация и патентные исследования. | - | - | ||
3. | Методы научных исследований. Анализ математических моделей с использованием аналитических и численных методов. | - | - | ||
4. | Классификация, типы и задачи эксперимента. Планирование и обработка эксперимента. | - | |||
5. | Оформление результатов исследований. Форма и структура научных сообщений. | - | - |
5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
5.2.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ – РАЗДЕЛЫ, НОМЕРА ТЕМ, ИХ
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ЕЕ СИСТЕМАТИКА. ЭТАПЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(Шестой семестр)
ЛК-1.1. (2 часа) Цель и программа курса. Основные понятия науки. Закономерности развития и классификация наук. Организационная структура науки в России. Научные проблемы швейной промышленности. Выбор направления научного исследования, виды и этапы научных исследований.
Всего по разделу СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ЕЕ СИСТЕМАТИКА. ЭТАПЫНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: 2 часа.
РАЗДЕЛ 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(Шестой семестр)
ЛК-2.1. (2 часа) Научно-техническая информация. Ее роль в научных исследованиях. Государственная система научно-технической информации. Современные информационные системы. Патентная информация и патентные исследования. Поиск информации и работа над литературными источниками. Структура патентной заявки, отличительные признаки новизны и полезности.
Всего по разделу НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ,
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ПАТЕНТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ И ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: 2 часа.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АНАЛИТИЧЕСКИХ И ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ
(Шестой семестр)
ЛК-3.1. (2 часа) Методы научных исследований. Математические методы, применяемые для решения задач швейной промышленности. Применение измерительной техники для исследования материалов и технологических процессов.
Всего по разделу МЕТОДЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. АНАЛИЗ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АНАЛИТИЧЕСКИХ И ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ 2 часа.
РАЗДЕЛ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫИ ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТА
(Шестой семестр)
ЛК-4.1.(2часа) Классификация, типы и задачи эксперимента. Предварительный эксперимент. Планирование объема выборки, точечное и интервальное оценивание параметров. Применение числовых и функциональных характеристик случайных величин для анализа технологических процессов. Отсеивающий эксперимент. Применение основных статистических критериев для сравнения числовых характеристик продукта или технологического процесса.
Всего по разделу КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫИ ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТА: 2 часа.
РАЗДЕЛ 5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. ФОРМА И СТРУКТУРА НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ
(Шестой семестр)
ЛК-5.1. (2 часа) Оформление результатов исследования. Форма и структура научных сообщений.
Всего по разделу ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. ФОРМА И СТРУКТУРА НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ: 2 часа.
Всего лекционных занятий в 6 семестре: 10 часов.
5.2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – НОМЕРА ТЕМ, ИХ ОБЪЕМ И
СОДЕРЖАНИЕ
(Шестой семестр)
ПЗ-1. (2 часа) Априорное ранжирование факторов. Организация и проведение опроса, обработка результатов опроса, анализ результатов и формулировка выводов.
ПЗ-2. (2часа) Предварительный эксперимент. Цели, виды ошибок, определение необходимого объема выборки, статистические характеристики оценки точности и достоверности. Метод случайного баланса.
Всего практических занятий в 6 семестре: 4 часа.
5.2.3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ
СИ-1. Работа в патентном зале ГПНТБ. Отчет о патентном исследовании.
СИ-2. Теоретические методы научных исследований. Типы инженерных задач, решаемых на предприятиях легкой промышленности. Методы математического моделирования, применяемые при решении поставленных задач. Анализ математических моделей с использованием аналитических и численных методов.
СИ-3. Системный анализ. Задачи исследования операций, математические модели операций, применение ЭВМ в решении этих задач.
СИ-4. Элементы теории графов. Основные понятия; задачи, возникающие при сетевом моделировании; графическое и матричное представление сетевой модели. Определение критического пути на примере изготовления швейного изделия.
СИ-5. Метод случайного баланса.
СИ-6. Основной эксперимент. Планирование и обработка активного однофакторного эксперимента.Планирование эксперимента для получения линейных и нелинейных зависимостей (многофакторпорядка). Полный факторный эксперимент. Многокритериальные задачи; задачи линейного программирования. Задача распределения ресурсов, загрузки оборудования.
На самостоятельное изучение вопросов: 62 часа.
5.2.4. ФОРМЫКОНТРОЛЯ
(6 семестр)
К.1. Контрольная работа (24 часа)
К.2. Зачет
Зачет по основным теоретическим вопросам лекционного материала и темам, выделенным для самостоятельного изучения, проводится в форме собеседования при наличии выполненной контрольной работы.
5.2.5. ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ № 1
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Исследование защитной и сигнальной одежды: назначение, требования, ассортимент, особенности проектирования, пакет материалов».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – состав пакета материалов защитной одежды.
Ключевые слова – вредный фактор, степень защиты, текстильные материалы.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. В результате измерений толщины (мм) вельвета были получены следующие значения:
2,5 2,6 2,8 2,6 2,2 2,8 2,6 2,9 2,2 2,3
2,6 3,5 2,2 2,4 2,6 2,1 2,7 2,4 2,6 2,5
Требуется рассчитать сводные статистические характеристики этого показателя и исключить «грубые» ошибки результатов испытаний, если таковые имеются. (Среднее арифметическое значение; среднее квадратичное отклонение; коэффициент вариации; доверительные интервалы для доверительной вероятности 0,95; ошибку выборки среднего арифметического; относительную ошибку выборки среднего арифметического.)
ВАРИАНТ № 2
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Современные требования к художественному оформлению спецодежды».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – сигнальные и световозвращающие материалы.
Ключевые слова – сигнальные материалы, световозвращающие материалы.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. 3.1 Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для специальной медицинской одежды (медперсонал) эксплуатационные показатели, определяющие уровень качества одежды, среди следующих:
1) формоустойчивость деталей;
2) устойчивость к разрывным нагрузкам;
3) устойчивость к трению;
4) устойчивость к многократному растяжению;
5) устойчивость к действию света;
6) устойчивость к действию стирки;
7) формоустойчивость краев одежды.
3.2. Оценить качество измерения разрывной нагрузки тканей. Приближенное значение разрывной нагрузки для х/б тканей составляет Рр=70даН. Цена деления соответствующего пояса грузовой шкалы разрывной машины РТ-250Ом-2 С=0,2 даН
ВАРИАНТ № 3
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Дрескод. Современные требования к художественному оформлению фирменной одежды».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – оборудование для настрачивания аппликаций.
Ключевые слова – аппликация, настрачивание, полуавтомат.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для спецодежды эстетические показатели, определяющие уровень качества одежды, среди следующих:
1)силуэт;
2) конструктивное членение формы;
3) цветовое решение;
4) фактура материала;
5) форма мелких и отделочных деталей;
6) пластическая выразительность;
7) внутренняя отделка;
8) товарный вид;
9) соответствие современному стилю и моде.
Для исследования выбрать две разных профессии и провести сравнение полученных результатов.
ВАРИАНТ № 4
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Исследование состояния и перспектив развития ассортимента клеевых прокладочных материалов».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – оборудование для фронтального дублирования деталей швейных изделий.
Ключевые слова – пресс, пресс проходного типа, температура и давление прессования, флексосистема.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. 3.1 В результате испытаний поперечно вязаного трикотажа на перекос были получены следующие значения угла перекоса петельных столбиков (°):
4,3° 4,4° 4,3° 4,2° 4,8° 4° 4,9° 4,5° 4,4° 7°
4,7 ° 4,3° 4,4° 4,6° 4,7° 4,4° 4° 4,5° 5,1° 4,5°
Требуется рассчитать сводные статистические характеристики этого показателя и исключить «грубые» ошибки результатов испытаний, если таковые имеются. (Среднее арифметическое значение; среднее квадратичное отклонение; коэффициент вариации; доверительные интервалы для доверительной вероятности 0,95; ошибку выборки среднего арифметического; относительную ошибку выборки среднего арифметического.)
3.2. Оценить качество измерения разрывной нагрузки тканей. Приближенное значение разрывной нагрузки для х/б тканей составляет Рр=70даН. Цена деления соответствующего пояса грузовой шкалы разрывной машины РТ-250Ом-2 С=0,2 даН
ВАРИАНТ № 5
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Новые виды материалов, используемых для изготовления медицинской и госпитальной одежды ».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – новые виды материалов, используемых для изготовления медицинской одежды.
Ключевые слова – ткани, нетканые материалы, бактерицидные свойства, кровеотталкивающая пропитка.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для спецодежды эстетические показатели качества одежды среди следующих:
1)силуэт;
2) конструктивное членение формы;
3) цветовое решение;
4) фактура материала;
5) форма мелких и отделочных деталей;
6) пластическая выразительность;
7) внутренняя отделка;
8) товарный вид;
9) соответствие современному стилю и моде.
Для исследования выбрать две разных профессии и провести сравнение полученных результатов.
ВАРИАНТ № 6
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Одежда для занятий спортивными бальными танцами: особенности проектирования, требования к одежде, применяемые материалы».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – установки для испытания моделей одежды на динамическое соответствие.
Ключевые слова – установка, датчик, одежда, внутреннее и внешнее динамическое соответствие.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для одежды для занятий спортивными бальными танцами эстетические показатели качества одежды среди следующих:
1)силуэт;
2) конструктивное членение формы;
3) цветовое решение;
4) фактура материала;
5) форма мелких и отделочных деталей;
6) пластическая выразительность;
7) внутренняя отделка;
8) товарный вид;
9) соответствие современному стилю и моде.
Для исследования выбрать две разные возрастные группы танцоров и провести сравнение полученных результатов.
ВАРИАНТ № 7
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Защитная одежда для животных: ассортимент, требования, пакет материалов. Особенности проектирования одежды для собак».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – методика конструирования одежды для собак.
Ключевые слова – защитный комбинезон, методика конструирования, конструкция, муляжный метод.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. 3.1 В результате испытаний соединительного стачного шва, выполненного х/б нитками № 60 на пробах ткани арт. 062175 при действии нагрузки 19,6 Н были получены следующие значения показателя удлинения шва (мм):
12 12 13 8 10 9 13 12 11 12
15 11 11 12 13 11 14 12 13 11
Требуется рассчитать сводные статистические характеристики этого показателя и исключить «грубые» ошибки результатов испытаний, если таковые имеются. (Среднее арифметическое значение; среднее квадратичное отклонение; коэффициент вариации; доверительные интервалы для доверительной вероятности 0,95; ошибку выборки среднего арифметического; относительную ошибку выборки среднего арифметического.)
3.2. Оценить качество измерения разрывной нагрузки тканей. Приближенное значение разрывной нагрузки для х/б тканей составляет Рр=70даН. Цена деления соответствующего пояса грузовой шкалы разрывной машины РТ-250Ом-2 С=0,2 даН
ВАРИАНТ № 8
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Исследование современного ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов для детской одежды».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – автоматизированные системы для настилания текстильных материалов.
Ключевые слова – автоматизированный настилочно-раскройный комплекс, скорость настилания, настилочная машина.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить рисунок материала, который оказывает наибольшее влияние на экономичность раскладки, среди следующих:
1) полоска;
2) рисунок с мелким раппортом;
3) крупная клетка;
4) горошек;
5) цветочные рисунки с выраженным направлением рисунка;
6) мелкая клетка;
7) купоны;
8) рисунок с крупным раппортом.
ВАРИАНТ № 9
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Исследование особенностей проектирования одежды для детей».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – оборудование для выполнения вышивки.
Ключевые слова – вышивальный автомат, вышивка, раппорт, количество игл, устройство автоматической замены цвета нитки.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для детской одежды гигиенические показатели среди следующих:
1) гигроскопичность;
2) воздухопроницаемость;
3) водоупорность;
4) пылепроницаемость;
5) электризуемость;
6) теплоемкость;
7) прилипаемость.
ВАРИАНТ № 10
1. Представить оформленный в соответствии с требованиями к оформлению отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001) аналитический литературный обзор по теме: «Исследование современного состояния и перспектив развития швейной промышленности России. Анализ рынков сбыта с точки зрения выбора ассортимента выпускаемой продукции для предприятий отрасли».
2. Провести патентное исследование и представить оформленный отчет в соответствии с заданием:
Предмет поиска – оборудование для ВТО швейных изделий.
Ключевые слова – паровоздушный манекен, пресс, гладильный стол, топпер, утюг.
Страны поиска – Россия, США, Германия, Япония, Англия, Франция, Швейцария.
Глубина (ретроспективность) поиска – 5-10 лет.
3. Провести экспертный опрос и с помощью метода априорного ранжирования выявить наиболее значимые для повседневного женского летнего платья показатели гигиенических свойств среди следующих:
1) влажность в нормальных атмосферных условиях;
2) коэффициент воздухопроницаемости;
3) водоупорность;
4) коэффициент пылепроницаемости;
5) удельное электрическое сопротивление;
6) суммарное тепловое сопротивление.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1.1. Основная литература:
Б – 1 Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник /В.Е. Бережнова, В.В. Краевский – М.: Академия, 2007. – 128 с.
Б – 2 Основы научных исследований: Учебник для технических вузов. В.И. Крутов, И.М. Глушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.
Б – 3 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2004. – 479с.
6.1.2 Дополнительная литература
Б – 4 Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в легкой и текстильной промышленности). – М.: Легкая индустрия, 1974. – 262 с.
Б – 5 Адлер Ю.П., Маркова Е.П., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. – М.: Наука, 1971. – 280 с.
Б – 6 Бездудный Ф.Ф., Павлов А.П. Математические методы и модели в планировании текстильной и легкой промышленности. – М.: Легкая индустрия, 1979. – 440 с.
Б – 7 Патентоведение / Под ред. В.С. Расенцева. – М.: Машиностроение, 1984.
Б – 8 Скирута М.А., Комиссаров А.Ю. Инженерное творчество в легкой промышленности. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 184 с.
Б – 9 ГОСТ 7.32.2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура.
Б – 10 ГОСТ 7.1 – 84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – М.: Издательство стандартов, 1987. – 72 с.
Б – 11. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистики. – М.: Высшая школа, 2003. – 405с.
Б – 12. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. Учебное пособие /Г.И. Андреев, С.А. Смирнов. – М.: финансы и статистика, 2003. – 272 с.
Б – 13. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие /И.Н. кузнецов. – М.: Дашков и К, 2008. – 340 с.
Б – 14. Савина И.А. Библиографическое описание документов: учеб. Метод. Рекомендации /И.А. Савина, под ред. Зиновьевой. – СПб.: Профессия, 2007. – 272 с.
Б – 15. Алексеев Е.Р. Mathcad 12 / Е.Р. Алексеев, О.В. Чеснокова. – М.: НТ Пресс, 2005. – 345 с.
Б – 16. Гурский Д. Mathcad для студентов и школьников. Популярный самоучитель / Д. Гурский, Е. Турбина. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
Б – 17. Пащенко И.Г. Excel 2007 / И.Г. Пащенко. – М.: Эксмо, 2009. – 496 с.
Б – 18. Минько А.А. Функции в Excel. Справочник пользователя / А.А. Минько. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
Б – 19. Вулков Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004, – 464 с.
Б – 20. Планирование эксперимента [Электронный ресурс]:
www.statsoft.ru/home/portal/textbook_ind/modules/examples/plan.htm-
Б – 21. Планирование эксперимента [Электронный ресурс]:
www.chemport.ru/chemical_encyclopedia_article_2855.html-
Б – 22. Планирование эксперимента [Электронный ресурс]:
window.edu.ru/ window_catalog/pdf2txt?p_id=998-
Б – 23. Метод априорного ранжирования [Электронный ресурс]:
www.novsu.ru/npe/files/um/1128/umk/OUP_ATP/Glava_03/Glava_3_3.htm-
Б – 24. Методы предварительного эксперимента [Электронный ресурс]:
www.volpi.ru/uchplan/fales/240801/programms/Osnovi%20nauchnih%20issledovaniy%20(Odoevceva).
6.2. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ,
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
М – 1. ПЛАКАТЫ
М – 2. Структура инженерного и научного исследования.
М – 3. Методические указания по теме «Полный факторный эксперимент». – Новосибирск, НТИ МГУДТ, 2003. – 34с.
6.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
6.3.1. Методические указания к выполнению задания 1
/ аналитический обзор литературы/
Аналитический обзор литературы, как самостоятельный научный документ, оформляется в соответствии с требованиями /Б-3/. Отчет должен содержать следующие разделы: реферат; содержание; введение; основной текст обзора, разбитый на разделы и подразделы; заключение; список использованных источников; приложения.
Аналитический обзор литературы содержит критически осмысленную научно-техническую информацию по теме исследования, полученную при изучении отобранной литературы.
Ознакомление с литературными источниками по интересующей тематике необходимо начинать со справочной, учебной литературы. Затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов научно-технической информации, реферативные журналы, экспресс и обзорная информация, библиографические указатели крупных библиотек.
Наиболее свежая информация содержится в периодических изданиях - отраслевых и научных журналах.
Отобранная по теме литература конспектируется, делаются выписки. Далее информация обобщается и систематизируется, составляется план содержательной части аналитического обзора. После этого пишется и редактируется текст. На заключительном этапе работы аналитический обзор оформляется в соответствии с требованиями.
6.3.2. Методические указания к выполнению задания 2
/патентное исследование/
Важным источником научно-технической информации, обладающей высокой ценностью, является патентная информация. Поиск, отбор, анализ патентной информации называется патентным исследованием. Проведению патентного исследования предшествует тщательное знакомство с темой, изучение научно-технической литературы по теме с целью освоения специфической терминологии, выявления ключевых слов, точного определения предмета поиска.
Для проведения поиска существует справочно-поисковый аппарат (СПА), который состоит из Алфавитно-предметного указателя (АПУ) и Международной классификации изобретений (МКИ). С помощью АПУ в соответствии с ключевыми словами устанавливается раздел, класс, подкласс МКИ, соответствующие кругу рассматриваемых вопросов. Далее по найденному разделу МКИ, которые издаются отдельными томами, определяется группа и подгруппа МКИ, к которым отнесена патентная документация по исследуемой теме. Таким образом устанавливается полный индекс патентных документов, подлежащих рассмотрению.
Поиск и изучение патентных документов в соответствии с найденным индексом проводится по фондам Описаний изобретений к авторским свидетельствам библиотек или реферативным журналам «Бюллетень открытий и изобретений», «Изобретения стран мира». Глубина поиска в научных исследованиях обычно составляет 5-10 лет.
Оформление отчета о патентном исследовании производится в соответствии с /Б-6/.
6.3.3. Методические указания к выполнению задания 3
/экспертный опрос/
Проведение предварительного (психологического) эксперимента заключается в объективной обработке данных, полученных в результате опроса специалистов (экспертов) или из литературных источников.
Метод априорного ранжирования факторов относится к группе отсеивающих экспериментов, позволяющих на начальной стадии исследования выделить из большого числа факторов наиболее важные для дальнейшего исследования и «отсеять» остальные.
На первом этапе формируется экспертная группа, разрабатываются анкеты для опроса. Экспертами выступают, как правило, признанные специалисты в данной области, которые обычно выдают стабильные оценки и могут дать дополнительную информацию об оцениваемых факторах. Число экспертов должно быть не менее 7.
Анкета содержит информацию об эксперте - Ф.И.О., место работы, занимаемую должность, стаж работы в исследуемой области. Каждый эксперт имеет право включать в анкету (или исключать из нее) факторы по своему усмотрению.
При заполнении анкеты влияние каждого фактора оценивается рангом, т.е. местом в порядке убывания значимости. Таким образом, наиболее важный фактор получает ранговую оценку, равную 1, наименее важный- n.
Обработка результатов опроса производится в соответствии с методикой, изложенной в /Б-2/ или /Б-16/.
6.3.4. Методические указания к выполнению задания 3
/статистическая обработка результатов/
Проведение экспериментальных исследований сопровождается большим числом испытаний, при этом получают значительное количество чисел, характеризующих исследуемый объект. Однако эти числовые характеристики могут быть весьма разнообразными и изменяться в более или менее значительном диапазоне в зависимости от использованных методов и средств исследования, состояния объекта исследования. Поэтому вычисляются сводные статистические характеристики, которые дают наиболее полное представление о типичном показателе изучаемого фактора и его равномерности.
В практике экспериментальных исследований в области легкой промышленности приходится иметь дело с нормальным законом распределения случайных величин и небольшими объемами выборки (n не более 30). В этих случаях принято определять следующие сводные статистические характеристики:
- характеристики среднего результата: среднее арифметическое значение, доверительные интервалы;
- характеристики неровноты: среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, абсолютную и относительную ошибку выборки среднего арифметического.
Простейшие способы вычисления сводных статистических характеристик для случайной выборки и нормального распределения изучаемых показателей рассмотрены в /Б-1,2,5,16/.
Расчету сводных статистических характеристик обычно предшествует исключение грубых погрешностей - «выскакивающих» или аномальных результатов. Грубые погрешности возникают случайно из-за неправильного действия наблюдателя вследствие его неопытности, небрежности, невнимательности, утомления и других причин. Чтобы решить вопрос, какую погрешность считать грубой, используют критерии грубых ошибок, изложенные в /Б-1,2,5,16/.
При проведении экспериментальных исследований часто встает вопрос о выборе средств измерения. Наиболее рационально использовать в исследованиях приборы, дающие наилучшее качество измерений, обладающие высокой точностью. Простой метод оценки качества измерений приведен в /Б-1,2,5,16/.
7. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫС ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
НА 20___/20___ УЧЕБНЫЙ ГОД
Наименование дисциплины, изучение которой опирается на данную | Кафедра | Предложения об изменении в рабочей программе и подпись зав. кафедрой | Решение, принятое кафедрой, разрабатывающей программу и подпись зав. кафедрой |
1. Технология швейных изделий 2. Материаловедение швейного производства 3. Конструирование швейных изделий | ТДШИ ТДШИ ТДШИ |
&n