ЮРИДИЧЕСКИ-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА




МОРАЛЬ

Исторические периоды Мораль
Палеолит Система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема, неприкосновенность отца, вождя, жреца.
Неолит и Бронзовый век
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Верность долгу и четкое выполнение своих обязанностей. «Бог есть виновник всякого успеха, старайся угодить ему и не преступай его воли». Покорный богу и родительской воле, египтянин всегда проявлял уважение к старшим и мудрым. Умерший хвалится в своей надгробной надписи тем, что он был мужем вдовиц, отцом сирот, опорой малых и оказывал помощь потерпевшим кораблекрушение.   2. Древняя Месопотамия. С понятием о грехе соединялось прежде всего представление о нарушении воли богов, неисполнении религиозных требований и правил культа. Хотя встречаются и высокие нравственные понятия, пример, покаянные псалмы.   3. Древняя Индия. Соблюдение правил культа, паломничества, обязательства содержать брахманов и священных коров. Табу в общении с неприкасаемыми или в употреблении запрещенных блюд (не только мяса, но и любой пищи, до которой дотрагивались лица низшей касты). Запрет на причинение вреда животным. Жалость, прощение и дружеское участие, гостеприимство. Мораль любви и прощения.   4. Древний Китай. Культ послушания, почитание старших и предков, идея «недеяния» – пассивного, созерцательного отношения к действительности.   5. Древняя Греция. Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством.   6. Древний Рим. Этика была типичной для рабовладельческого общества, в котором высокими моральными качествами наделялись лишь свободные граждане, а рабы находились вне сферы морали. Однако раздавались голоса в защиту достоинства человека независимо от его социального статуса.Семья была фундаментом, который удерживал общественную организацию Древнего Рима. Мораль испытала существенное влияния со стороны знаменитого римского права.
Феодализм Мораль Средних веков – традиционна, корпоративна, сакрализована и весьма противоречива. Утверждается идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Бог- высшая ценность во всем. Средневековый человек обретает смысл жизни, который состоит в служении Богу. Мораль крестьянства, духовенства, рыцарства, горожан в Средние века существенно разнилась.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Опора на разум (девиз эпохи Нового времени – фраза французского философа Рене Декарта:Cogitoergosum – Я мыслю, следовательно, существую). В области морали Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания. Принципы эпохи Просвещения: 1. безграничная вера в человеческий разум, основным идейным содержанием эпохи становится рационализм; 2. возможность перестроить общество на разумных основаниях; исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком» утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально преобразовывая» политические и социальные устои общества; 3. секуляризация общественного сознания; 4. торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – одна из главных идей эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.
XIX-XX век Принятие общих, общечеловеческих ценностей, к которым человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. Поведение людей отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению.
XXI век Консьюмеризм (организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей), антиконсьюмеризм (осознанный протест против культуры потребления и возвращения к исконным культурным ценностям) и футуризм (обращенность в будущее, наиболее подверженное влиянию техники и технологий направление). Перспективы социокультурного бытия людей XXI века не мыслятся без движения за демократизацию общества, развития чувства сопричастности целому, осознания ответственности за будущее мира, природы, культуры.

 


 

ИСКУССТВО

Исторические периоды Искусство
Палеолит Ритуальные танцы, мелкая пластика, наскальные изображения.Геоглифы – изображения на поверхности земли. Выделяют три этапа изобразительной деятельности: 1. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет. 2. Искусственно-изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур. 3. Верхнепалеолитическое изобразительное творчество–росписи пещер, гравировка на кости. Особая область первобытного искусства – орнамент. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. Складываются древнейшие мифы. Формируется система обрядов.
Неолит и Бронзовый век Появляется первый искусственный материал - огнеупорная глина. Более сложные изображения. Декоративно-прикладное искусство - керамика, обработка металла. Луки, стрелы, глиняная посуда. Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Художественные ремесла - изделия из бронзы, золота, серебра. Архитектурные сооружения – крепости из огромных грубо отесанных камней. В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы.
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Архитектура. Основные типы построек: гробницы, дворцы, пирамиды, жилые постройки, храмы, обелиски (дворец фараона Эхнатона, храм Рамсеса III). Скульптура.Основные сюжеты: изображения богов, фараонов, жрецов, вельмож, зооантропоморфных существ – сфинксов, химер. Жанр мелкой пластики – статуэтки ушебти. Живопись.Представлена в виде росписей храмов, гробниц, дворцов, предметов домашнего обихода. Сюжеты – мифологические, зарисовки из жизни фараонов и бытовые. Создаются надгробные «фаюмские портреты» (погребальный портрет, заменяющий традиционную погребальную маску на мумии). Декоративно-прикладное искусство. Сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями.   2.Древняя Месопотамия. Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф.Совершенствуется глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.   3.Древняя Индия. С I в.до н.э создан язык санскрит – один из видов наскальной графики. На этом языке были написаны древнейшие религиозно-философские произведения – Веды. В них излагались основы индуизма. Формы деревянных хижин — круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее — овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа, стамбаха — монолитный столб и пещерный храм. Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства. Большим разнообразием отличаются керамические изделия. Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений.   4. Древний Китай. Развита поэзия. «Книга песен» и «Книга перемен». Живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок. Прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора. Архитектура.Жители Китая строили здания в три и более этажей с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV — III вв. до н. э. для защиты от кочевников. Знали около 20 музыкальныхинструментов(барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые из бамбука, глины), сочиняли трактаты о музыке, готовили проф.музыкантов. Развито театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней.   5. Древняя Греция. Фрески и керамика с растительными узорами, каменные и золотые сосуды с рельефами, статуэтки богов из фаянса и слоновой кости, золотые посмертные маски. Складывается «геометрический стиль» в керамике. Появляются гончарные изделия с орнаментом. Изготавливаются ксоаны – деревянные идолы, изображающие богов. Появляются аэды – профессиональные певцы и рапсоды – декламаторы. Архитектура.VII век – создаются архитектурные ордера – системы несущих и несомых частей здания. Строятся древнейшие храмы типа мегарон, позже – типа простиль, с колоннами на переднем фасаде, и амфипростиль – с колоннадой на переднем и заднем фасадах. Основной тип храма – периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. Прикладное искусство и живопись. В VII–VI веках складываются постоянные формы ваз – амфора, кратер, килик, лекиф. Театр. В VII в. до н. э. происходит рождение драмы как театрального действа.На рубеже VI–V вв. до н. э. зарождается комедия.   6. Древний Рим. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Архитектура.Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н. э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Новые типы зданий, например, базилики,где совершались торговые сделкии вершился суд, амфитеатры,где устраивались гладиаторские бои,цирки,где происходили соревнования колесниц,термы сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальнаяарка.Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов. Скульптура и живопись.Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты,отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов.
Феодализм Архитектура.В архитектуре господствует романский стиль. В романском стиле строились замки феодалов и монастыри.К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. В XIV в. возникает новая техника — пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. Вживописи соблюдается традиция изображения исключительно религиозных мотивов. Постепенно появляются сюжеты, включающие не только христианскую тематику, но и мотивы повседневного, мирского существования. В художественных произведениях авторы стремятся отразить как духовную, так и физическую, телесную сторону человеческой жизни. Высокого развития достигает устная поэзия (героический эпос, саги), рыцарская поэзия («куртуазная»). Появляются элементы эротики. Одна из форм театрального искусства – церковный театр.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Гуманизм и рационализм. В XVII веке в искусстве появляются два новых направления - классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Новые музыкальные жанры – опера и симфония.
XIX-XX век Появляется новое направление в искусстве – символизм. Реализм перерождается в натурализм.Под влиянием представителей живописи критического реализма появилось новое направление в искусстве — импрессионизм.Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм. Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия. Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное балетное искусства, а также симфонические произведения. Постмодернизм.С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура.Новая поп-музыка, рок-н-ролл в 50-х гг. XX в. Появление в 80-х г. XX в. видеоклипови эстрадного танца. Кинематограф – появление сериала.
XXI век информации В сфере искусства можно говорить о трех основных направлениях технизации: -Техника, как средство помощи художнику и, одновременно, обязательная часть перформанса, а также инструмент создания имиджа художника. В качестве примера можно привести британскую художницу Шерон Джонстон, создающую свои произведения при помощи распылителя для воды и фотоаппарата. -Высокая технологичность современных музыки и кино позволяет получать такие произведения как «Аватар» Джеймса Камерона, где более 60% составляет компьютерная графика. В музыке толчок дальнейшему развитию дает звуковой и музыкальный компьютинг. В искусстве фотографии развитие техники привело к развитию макро- и микросъемки. Внедрение новых технологий расширяет горизонты в прикладном искусстве, позволяя применять новейшие методы конструирования, обработки и сочетания разного рода материалов.

 


 

РЕЛИГИЯ

Исторические периоды Религия
Палеолит Ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Тотемизм (от алгонкинского «ототем» — его род) — некогда весьма распространенная и до сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема. Тotem означает название животного, являющегося у племени предметом особого культа. Фетишизм - вид религиозного действия, поклонение неодушевленным объектам, которые наделяются магическими свойствами и возможностями (объекты почитания называются фетишами). Анимизм–(anima — «душа») — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях. Магия - ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, вера в сверхъестественные свойства материальных вещей — как природных, так и сделанных человеком
Неолит и Бронзовый век
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Обожествление сил природы, происходит развитие ранних форм верований. В каждой области создается свой пантеон богов. Складываются первые космогонические сказания (Гелиопольское, Мемфисское, Гераклеопольское). Создаются мифологические циклы – космологические и теогонические, мифы об Озирисе.   2.Древняя Месопотамия. Поклонение сложному пантеону богов и обожествление власти царя. Также присутствовала вера в магию и гадания.   3.Древняя Индия. Возникают две древних религии — джайнизм, буддизм.   4.Древний Китай. В середине 1 тыс. до н.э в Китае зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм, конфуцианство, моизм, а после буддизм.   5. Древняя Греция. Слияние культов египетских и греческих божеств. Распространяются мистика и астрология. Характерно стремление к универсализму религии, выразившееся в строительстве пантеонов – храмов всем богам. Растет роль монотеистического иудаизма.   6. Древний Рим. Возрастает влияние восточных культов, мистики в религиозной сфере. Процветают: культ Кибелы – матери богов, египетской Исиды, богини Маа,сирийских богов Атаргаты и Ваала, иранского Митры. В 311 г. Христианство становится официально дозволенной религией, в 313 –равноправной. 314 г. – начинается строительство христианскихцерковных зданий. 325 г. – собирается Никейский Собор, сформулировавший Символ Веры. 392 г. – император Феодосий запретил языческие культы.
Феодализм Господство христианской католической церкви в сфере общественного сознания. Христианство влияло на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества. Ведущая роль церкви в жизни общества получила название теоцентризм (дословно – бог в центре). В руках церкви была сосредоточена система образования и воспитания. В 5-9 вв. в руках церкви находились школы. Искусство средневековья испытывало сильнейшее влияние церкви. Контроль над наукой. Мировоззрение средневековых людей имело религиозный или теологический характер. Наука была схоластической. Светская наука и культура преследовались. Особая роль в этом принадлежала инквизиции.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества. Толерантность (терпимость к инакомыслию, различным мнениям, верованиям), отсюда – разнообразие философских, эстетических, религиозных доктрин просветителей. Сам по себе капитализм – это религия, которая является неофициальной, но существующей де-факто. Она зиждется на вере в мамону – бога богатства (денег) и его чудодейственную силу. Отдельные авторы, обращающие внимание на современный капитализм как духовное явление, для обозначения религии капитализма используют термины, привязанные к названию ее бога: «религия денег», «религия мамоны».
XIX-XX век Утрата религиозной культурой своей мощи, рост сциентизма (представляет научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром). Кризис христианской космологии перерастает в кризис всего христианства. Общественное сознание все дальше движется по принципу «Я не нуждаюсь в Боге». Пропадает вера в сверхъестественное. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира (теории Дарвина). Внесла свой вклад в расшатывание христианского мировоззрения и историческая наука. Введение обязательного светского образования, лишение права надзора духовенства за начальными школами - все это ослабляло позиции церкви.
XXI век информации Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам: -более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, «конкурирующим» с традиционным верованием; - увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков); - возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий; - быстрое увеличение мусульманской части общества; - попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне.

 


 

ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Письменная культура (начиная со времен возникновения письменности)
Неолит и Бронзовый век Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Пиктографическое и идеографическое письмо. Позже происходит переход к иероглифике. Складываются тексты заклятий, вошедших в «Тексты» пирамид.   2. Древняя Месопотамия. Изобретение письменности. Клинописные значки наносили заостренными палочками на таблички из сырой глины. Клинопись – самая древняя система письма. Возникновение клинописи привело к появлению разнообразных текстов. Возникали библиотеки, где накапливались таблички по разным отраслям науки. Наиболее известно собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. В этой библиотеке находилось более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. «Эпос о Гильгамеше» или поэма «О всё видавшем» - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока.   3.Древняя Индия. Языковая система сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов.   4. Древний Китай. Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь.   5. Древняя Греция. Распространено иероглифическое письмо, развивается слоговое письмо.   6. Древний Рим. Римляне говорили на латинском языке. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э.
Феодализм Поэзия вагантов, основными темами которой были лирические мотивы и морализаторские сентенции, а идеалом – братство добрых и веселых людей, несмотря на их социальную, имущественную, национальную принадлежность. Тогда же были сделаны литературные записи средневекового эпоса и героических песен, которые воспевали образы рыцарей – участников войны с «иноверцами». Широко известными стали в Европе «Песня о моем Сиде», «Песня о Нибелунгах». Важную роль в распространении научных знаний сыграло развитие книгопечатания. В середине 15 века Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных литер.
XIX-XX век Писатели-романтики разработали новые жанры: психологическую повесть, лирическую поэму, балладу. Братья Гримм издали народные сказки, Ганс Христиан Андерсен тоже опирался на мораль народных сказок, сатирически изображая современное ему общество.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Политическая культура
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Обожествление царской власти. Во главе государства – фараон. Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Контроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.   2.Древняя Месопотамия. Аккадский царь Саргон Великий впервые объединил всю территорию Месопотамии в единое государство, столицей которого стал город Аккад. Возникновение деспотии.   3. Древняя Индия. Политико-правовая мысль сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Жрецы (брахманы) на протяжении многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни общества доминирующее положение. Общество подразделялось на 4 касты.   4. Древний Китай. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлёк возвышение зажиточных слоёв; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране – затяжной политический кризис. В поисках выхода из кризиса, в общественно – политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм.   5. Древняя Греция. Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э. В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом (от греч.народ) и аристократией.С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия.   6. Древний Рим. На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Во главе стояли цари. Сенат – совет старейшин рода. Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями. Формирование республики.
Феодализм Идею божественного происхождения государственной власти развивает Фома Аквинский. Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям. Критику церковных учреждений мыслители того времени вели под знаменем «Реформации»: преобразования и демократизации церкви. В соответствии с положениями раннего христианства (Дж.Савонарола, М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер). Никколо Макиавелли «Государь», который создал принцип реалистического видения политики.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения. В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства». В этот период были сформулированы основы политических идеологий: этатизма, либерализма, демократии, консерватизма, социализма.
XIX-XX век На рубеже XIX-XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето. Одним из основателей партологии стал немецкий политолог Роберт Михельс. Заметный след оставил фашизм(Адольф Гитлер и Бенито Муссолини). Сталинизм (И.В. Сталин). Маоизм (Мао Цзедун). В XX в. интенсивно развиваются научные концепции отдельных политических явлений и процессов. Концепцию постиндустриального общества- Белл, Г.Кан, З.Бжезинский, Дж.Гелбрейт, А.Тоффлер, А.Турен. Концепции политического плюрализма. Концепция бюрократии.
XXI век информации Начавшийся XXI в. создал ряд серьезных угроз дальнейшему развитию человечества: • растет число стран (КНДР, Индия, Пакистан), обладающих ядерным оружием, что подвигает планету к опасности ядерной войны; • огромную тревогу вызывает распространение международного терроризма, региональных и локальных войн в ситуации дефицита ресурсов; • неконтролируемый рост потребления привел к глобальному финансовому кризису (2008–2009 гг.), а бурное развитие промышленности нанесло невосполнимый ущерб природе, когда опасность экологической катастрофы становится реальной; • стремительный рост народонаселения в развивающихся странах до предела обострил продовольственную проблему, привел не только к росту нищеты, эпидемий, но и поставил вопрос о выживании человечества; • глобализация привела в движение огромные массы людей из развивающихся стран, которые в поисках лучшей жизни мигрируют в Европу и США, создавая дополнительные риски для этих государств; • транзит демократии через «цветные революции» на страны, не подготовленные для этого, порождает источники новых угроз (приход к власти исламских фундаменталистов, установление теократических режимов).

 


 

ЮРИДИЧЕСКИ-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Юридически-правовая культура
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Месопотамии (законы Хаммурапи), Индии (законы Ману), Китае. Эти учения были пронизаны мифологией, не имели четкого понятийно-категориального аппарата. Учения Древнего мира представляли собой «этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей». Не существовало однозначной границы между правом и моралью, а само писаное право, основанное на «божественном первоисточнике», зачастую выражало и закрепляло интересы одного лишь господствующего сословия. В Древней Греции неписаные правовые обычаи были источником права во всех полисах(законы Ликурга в Спарте). Запись законов велась в политических целях: остановить смуту в полисе можно письменной фиксацией законов (драконовские законы в Афинах были составлены как инструмент выхода из смуты). В результате реформ Салона в Афинах формулируются правовые принципы: принцип приоритета закона; право на публичный иск;право апелляции решений исполнительной власти. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима. Кодификация императора Юстиниана.
Феодализм В 11 веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. В 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями. Рецепция римского права началось в эпоху Реформации.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Новое право раскрепощало личность от многочисленных феодальных уз, упраздняло сословное деление и провозглашало формальное равенство граждан перед законом. Оно упраздняло ряд средневековых ограничений в сфере собственности, производства и торговли, открыв тем самым простор для развития новых производительных сил. В ходе буржуазных революций на смену феодальному произволу, жестокости, грубой силе пришел буржуазный правопорядок, который был основан на законе. При конструировании нового правового порядка буржуазия поднялась до больших правовых обобщений, до изложения принципов права как такового. Основными принципами победившая буржуазия провозгласила равноправие, свободу и законность (Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) В XVII-XVIII вв. право Нового времени утвердилось лишь в тех государствах, где произошли буржуазные революции, то есть в Англии, Франции, США.
XIX-XX век Нормативизм Г. Кельзена «Чистая теория права». Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Жак Маритен «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
XXI век информации Обеспечение безопасности как одно из направлений внешнеполитической деятельности государств должно осуществляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права (Устав ООН).

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: