Проективный модуль.
Целью реализации Методики является формирование гармоничной, многосторонне развитой личности детей и подростков, базирующееся на общечеловеческих ценностях с преимущественным использованием исторически подтвердивших свою эффективность традиционных казачьих средств патриотического, духовно-нравственного, физического и двигательного воспитания.
Основные задачи Методики классифицированы по четырем основным группам: интеллектуальные, соцально-психологические, собственно биологические и оздоровительные.
Интеллектуальные задачи учебно-воспитательного процесса:
- освоение теоретических знаний об общих закономерностях физического воспитания и связанных с ними умений и навыков, составляющих интеллектуальную базу общей физической культуры учащихся;
- освоение учащимися теоретических знаний об истории и традициях физического воспитания, основ мировоззрения казаков по вопросам здоровья, оказания первой медицинской помощи, экологии мест проживания, одежды и снаряжения как средства гигиены, особенностей казачьих видов оздоровительных гимнастик.
Социально-психологические задачи учебно-воспитательного процесса:
- содействие развитию у детей и подростков понимания и интереса к несению казачьих видов государственной службы;
- формирование у учащихся стойкой позитивной мотивации к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания, в том числе занятий исторически сложившимися видами и формами двигательных действий, упражнений и игр;
- формирование у детей и подростков мотивации к повышению уровня профессионально-прикладной физической и двигательной подготовки на основе традиционных казачьих средств.
|
Собственно биологические задачи учебно-воспитательного процесса:
- повышение уровня общей физической и двигательной подготовленности как основы высокой результативности различных видов и форм жизнедеятельности детей и подростков;
- формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых для несения казачьих видов государственной службы;
- профессионально-прикладная физическая подготовка детей и подростков.
Оздоровительные задачи учебно-воспитательного процесса:
- формирование и укрепление физического, психического и социального компонентов здоровья учащихся;
- формирование навыков и умений оказания первой медицинской помощи;
- развитие интереса и мотивации к реализации в повседневной жизнедеятельности принципов здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков применения традиционных казачьих форм и средств оздоровительной направленности, способствующих физическому и духовно-нравственному развитию детей и подростков.
Ожидаемые основные результаты реализации Методики:
1. Повышение уровня сформированности общих основ физической культуры подростков.
2. Улучшение качества учебно-воспитательного процесса с учащимися объединений казачьей направленности на основе:
а) внедрения в практическую деятельность их педагогических коллективов методики физического воспитания, основанной на использовании традиционных казачьих средств физического воспитания;
б) повышение уровня профессиональных знаний педагогов (учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования, казаков-кураторов классов казачьей направленности) путем освоения традиционных казачьих средств физического воспитания в рамках организованных занятий повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
|
3. Достижение учащимися уровня развития основных физических качеств, способствующего эффективному освоению программ обучения и воспитания казачьей направленности.
4. Обогащение запаса двигательных умений и навыков, необходимых для осуществления казачьих видов государственной службы.
5. Формирование позитивной структуры мотивационно-потребностной сферы подростков, обеспечивающей необходимые условия для активного и сознательного отношения учащихся к физкультурно-спортивной и профессионально-прикладной деятельности будущих казаков.
Проективные установки Методики, по нашему мнению, в полной мере соответствуют идеологической составляющей процесса возрождения и развития казачьего движения в Краснодарском крае, так как по своей сути способствуют:
- восстановлению основ казачьей народной, в том числе физической, культуры;
- возрождению традиций кубанских казаков в части комплексного патриотического, духовного и физического воспитания подрастающего поколения;
- формированию у детей и подростков необходимой позитивной структуры мотивационно-потребностной сферы в аспекте освоения народных казачьих традиций;
- профессиональной ориентации подростков и молодежи в контексте несения различных видов государственной казачьей службы;
- пропаганде здорового образа жизни, физкультурно-спортивной деятельности на основе традиционных казачьих средств.
|
2. Содержательный модуль Методики в ключает перечень тем, представленных в таблице 1, где также раскрывается их краткое содержание:
Таблица 1
№ п/п | Тема | Основное содержание |
1. | Вводное занятие | 1. Ознакомление с Методикой, техника безопасности, режим и форма занятий, содержание контрольного тестирования. Приветствие, построение, молитва. 2. То же применительно ко второму году обучения. Проверка выполнения заданий на период летних каникул. 3. То же применительно к третьему году обучения. Проверка выполнения заданий на период летних каникул. 4. То же применительно к четвертому году обучения. Проверка выполнения заданий на период летних каникул. |
Профессионально-прикладная направленность физического воспитания Кубанских казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы - история и современность | 1. Флаг, герб, гимн России и Кубанского казачьего войска, регалии. Традиционные казачьи средства физического воспитания и их характеристика. Военно-прикладная подготовка. Беговые дисциплины. Плавание, удержание на воде, навыки управления парусом и гребли. Владение холодным оружием от фехтования до метания в цель. Стрельба: различное оружие и его применение. Единоборства и рукопашный бой. Верховая езда: уход за лошадьми, техника езды, джигитовка. Досуговые мероприятия и система выживания. Значение физической подготовки в жизни кубанских казаков. 2. Исторические виды казачьей службы и их характеристику. Служба кубанских казаков в дореволюционный период. Охрана границ. Кавалерийская служба. Разведка. Пластунская служба. - характеристику профессионально-прикладной физической подготовки для каждого вида службы. 3. Современные виды казачьей службы и их характеристика. Государственная служба. Военная служба. Правоохранительная служба. Природоохранная служба. Охранная служба. Служба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Пограничная служба. Характеристика профессионально-прикладной физической подготовки для каждого вида службы. 4. Возрастные особенности физической культуры казаков - от рождения до совершеннолетия, возрастные инициации. Исторически сложившаяся система физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества.Физическое воспитание в казачьих школах. Физическое воспитание в семье и быту. Физическое воспитание в казачьих юнкерских училищах. | |
Традиционная и современная снаряжение, форма одежды, оружие Кубанских казаков и их профессионально-прикладное и гигиеническое назначение | 1. Форма кубанских казаков: от шаровар, до папахи, их гигиеническое и военно-прикладное назначение. Изготовление учебного имитатора нагайки (веревочная нагайка). 2. Оружие кубанских казаков: перечень и основные характеристики. Изготовление учебного имитатора шашки (деревянная шашка). 3. Снаряжение походное пластунов. Изготовление учебного имитатора кинжала и пики (деревянная пика и кинжал). 4. Снаряжение конного казака. Изготовление учебного имитатора боевой косы. Построение в спортзале полосы препятствий из подручного инвентаря. | |
Общие представления кубанских казаков о здоровом образе жизни, здоровье. Оказание первой медицинской помощи | 1. Особенности ухода за казачьей одеждой и снаряжением. Казачьи обереги как своеобразная "гигиена души". Правильное пение казачьих песен - как дыхательная гимнастика казаков. Оказание превой медицинской помощи при ушибах и кровотечениях; укусах насекомых и змей. 2. Традиционную систему питания на Кубани. Приготовление традиционных казачьих (семейных) блюд в походных условиях. Правила и особенности закаливания с использованием природных источников (родников, рек, купелей). Правильное пение казачьих песен - как дыхательная гимнастика казаков. Основы ПМП при острых заболеваниях и неотложных состояниях. 3. Особенности режима дня казаков, его связь с традиционным казачьим укладом в различные сезоны. Общие представления о травах и минераллах, используемых для лечения казаками. Правильное пение казачьих песен - как дыхательная гимнастика казаков. ПМП при открытых травмах, травматических переломах костей, терминальных состояниях. 4. Общие правила выбора места разбивки лагеря, жилья с позиций "народной экологии". Правильное пение казачьих песен - как дыхательная гимнастика казаков. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков - "благодать", "крестом лежать". ПМП при травмах головы, шеи, позвоночника; травмах грудной клетки, живота и таза. | |
Духовные ценности и бытовые правила поведения казака в семье и обществе | 1. Элементы казачьего фольклора: заповеди, пословицы и поговорки, предания казаков. Казачьи песни и их значение в морально-психологическом воспитании казака. Государственные праздники. 2. Элементы казачьего фольклора. Казачьи праздники голового цикла. 3. Элементы казачьего фольклора. Войсковые праздники и памятные даты. Основы казачьего уклада. 4. Элементы казачьего фольклора. Правила добрабыта в казачьей семье. Каузуальные обряды казаков (от рождения до поминовения). | |
Общая физическая подготовка (ОФП) на основе традиционных казачьих игр, казачьих танцев (элементы), уставных и народных гимнастик, современных средств | 1. Традиционные подвижные казачьи игры: "перестрелка", "бои петушиные". Основные элементы казачьих танцев: "чечетка" (основной шаг), "присядка", "хлопки и хлопушки". Традиционные казачьи гимнастические комплексы упражнений: "беговая" гимнастика (имитирующая движения из быта и воинской подготовки казаков). 2. Традиционные подвижные казачьи игры, элементы танцев, гимнастических комплексов: "лапта нагайками", "перетяжки"; "ползунки", "прыжки"; гимнастика на скамье (элементы джигитовки). 3. Традиционные подвижные казачьи игры, элементы танцев, гимнастических комплексов: "пощеки", перетяжки"; акробатические и праные элементы пляса; силовая "разминка оборотня". 4. Традиционные подвижные казачьи игры, элементы танцев, гимнастических комплексов: "шагайдары", "слон"; "Шамиль", "Казачок", "Барыня (русская)", "Гопак"; "гимнатика с палкой" по Везенкову (1899 г.). | |
Строевая подготовка | 1. Строевой шаг. 2. Строеовй шаг в составе группы. 3. Стреовой шаг в составе группы с оружием. 4. Строевые упражнения с шашкой на месте. | |
Основы рукопашного боя без оружия (самобытные традиционные виды единоборств) | 1. Техника «здороваться». Моделирование критических ситуаций: самооборона от ударов рук и ног. 2. Техника ближнего боя "за грудки". Моделирование критических ситуаций: самооборона от ножа. 3. Технкиа борьбы - "за пояса", "на крест". Моделирование критических ситуаций: самооборона от шашки. 4. Ударная техника руками и ногами. Стенка на стенку. Моделирование критических ситуаций: самооборона от стрелкового оружия (пистолета, автомата). | |
Основы владения традиционным казачьим оружием | 1. Нагайка: подготовительные упражнения (стойка, хваты, вращения и перехваты - игра с нагайкой); основные действия защиты; основные действия нападения; основные перемещения. Работа по целям. Учебные поединки. 2. Шашка: подготовительные упражнения (стойка, хваты, вращения и перехваты - игра с оружием); основные действия защиты; основные действия нападения; основные перемещения. Работа по целям. Учебные поединки. 3. Пика: подготовительные упражнения (стойка, хваты, вращения и перехваты - игра с оружием); основные действия защиты; основные действия нападения; основные перемещения. Работа по целям. Учебные поединки. 4. Боевая коса, кошка, арапник: подготовительные упражнения (стойка, хваты, вращения и перехваты - игра с оружием); основные действия защиты; основные действия нападения; основные перемещения. Работа по целям. Учебные поединки. | |
Упражнения с применением учебно-тренажерного комплекса «Казачья верховая езда» (джигитовка, элементы работы с оружием, элементы борьбы без оружия) | 1. Упражнения комплекса "Казачья разминка джигитовка" на тренажере. Упражнения комплекса "Верховая борьба без оружия": "борьба руками", "сорвать папаху". Упражнения комплека "Верховая борьба с оружием" - нагайка. Поединки с нагайками. 2. Упражнения комплекса "Казачья разминка джигитовка" на тренажере (увеличена высота тренажера, степень сложности и интенсивности упражнений). Упражнения комплекса "Верховая борьба без оружия": "борьба ногами", борьба "за грудки". Упражнения комплека "Верховая борьба с оружием" - шашка. Поединки с шашками. 3. Упражнения комплекса "Казачья разминка джигитовка" на тренажере (увеличена высота тренажера, степень сложности и интенсивности упражнений). Упражнения комплекса "Верховая борьба без оружия": "кулачный бой". Упражнения комплека "Верховая борьба с оружием" - кинжал (нож). Поединки с ножами. 4. Упражнения комплекса "Казачья разминка джигитовка" на тренажере. (увеличена высота тренажера, степень сложности и интенсивности упражнений). Упражнения комплекса "Верховая борьба без оружия": рукопашный бой. Упражнения комплека "Верховая борьба с оружием" - винтовка, пистолет. Поединки с использованием винтовок. | |
Основы верховой езды и уход за лошадьми | 1. Значение конная подготовка в жизни казака. Общие сведения о лошадях и основы конной подготовки. Техника безопасности при обращении с лошадью. Седловка лошади подготовка к езде. Посадка, спешивание, езда шагом. Езда рысью. 2. Тоже + выполнение основных элементов управления лошадью. 3. То же + езда галопом. 4. То же + выполнять элементы гиманстики на лошади. | |
Основы походной (туристической) подготовки | 1. Подбор и укладка необходимую в лагере (походе) экипировки. Основы жизнеобеспечения в лагере. Виды службы в лагере: кухня, охрана, контрольно-пропускная, хозяйственная и др. 2. То же + ориентирование на местности. 3. То же + правила переходов по различной местности. 4. То же + выбор места под разбивку лагеря. | |
Соревнования по казачьей верховой борьбе | Согласно правилам, указанным в типовом положении (приложение 2) | |
Итоговое занятие | Подведение итогов обучения, задания на летний период. |
Содержание методики, на наш взгляд, широко охватывает традиционные казачьи средства физического воспитания, и способствует решению задач физического воспитания подростков.
Процессуальный модуль.
В данном модуле Методики представлены:
- краткая характеристика основных форм физического воспитания учащихся 11-14 лет в объединениях казачьей направленности в рамках организованного в учреждениях дополнительного образования процесса обучения и воспитания;
- основные требования и методические подходы к планированию учебно-воспитательного процесса по осуществлению физической подготовки будущих казаков;
- образцы документов планирования (поурочный план, план урока, календарно-тематический план);
- методика проведения занятия.
Важнейшее значение для успешного освоения детьми и подростками материала имеют методические подходы к процессу их прикладной подготовки. В этой связи необходимо отметить два аспекта:
Во-первых, в ходе реализации Методики был успешно использован исторический опыт военно-прикладной двигательной и физической подготовки казаков, изложенный в сохранившихся пособиях и наставлениях (6).
Во-вторых, был применен современный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе профилирующих упражнений. По своей сути это – элементы-предшественники при изучении однотипных двигательных действий в разработанной и используемой в методике классификации упражнений (2).
Контрольно-учетный модуль.
Используемый в Методике контрольно-учетный модуль, включает в себя следующие компоненты:
- оценка уровня сформированности теоретических знаний и практических навыков, не связанных с двигательной активностью (ПМП, изготовление инвентаря и т.д.);
- оценка уровня общей и специальной физической подготовленности (ОФП и СФП). Для определения уровня развития ОФП использовались общепринятые тестовые задания; специальной физической подготовленности СФП использовались 12 контрольных упражнений, разработанных в Методике;
- система оценки двигательной подготовленности при выполнении упражнений комплекса заимствованы нами из ряда источников (3, 5, 6) и реконструированы в соотвтетствии с Методикой;
- определение изменений мотивационно-потребностной сферы подростков, обеспечивающей необходимые условия для активного и сознательного отношения к физической подготовке будущих казаков, основанной на традиционных казачьих средствах.
Рассматривая логику построения контрольно-учетного модуля, также целесообразно отметить две его составляющие – современную и традиционную.
Современный аспект заключается в разработке методики педагогического контроля двигательной и физической подготовленности детей и подростков на основе фундаментальных положений математико-статистической теории оценки различных состояний человека.
В контексте опоры на традиционные подходы в оценке результатов военной службы казаков разработанную методику возможно дополнить за счет использования в качестве дополнительного стимула для учащихся разработанной системы аттестации занимающихся, проходящей, как правило, в игровой форме с присвоением «очередного воинского звания», в соответствии с казачьим «Табелем о рангах» (4).
Таким образом, представленная Методика может являться эффективным средством формирования основ казачьей физической культуры детей и подростков, как специализированного аспекта общей физической культуры человека, так как в ходе ее реализации решаются три основные группы физкультурных задач:
интеллектуальные, базирующихся на освоении учащимися теоретических знаний об основных закономерностях функционирования системы физического воспитания учащихся на основе традиционных казачьих средств;
социально-психологические, отражающих динамические характеристики позитивного изменения параметров развития у учащихся мотивации к традиционным казачьим видам, формам и средствам физкультурно-спортивной деятельности;
собственно биологические, направленных на интенсивное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков.
Литература:
1. Александров, С. Г. Модель физического воспитания детей и молодежи кубанского казачества (сер. XIX – нач. XX вв.) / С.Г. Александров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – Краснодар. – 1998. – № 4. – С. 41-44.
2. Карпухин, А.П. Казачья верховая борьба: пособие / А.П. Карпухин. – Краснодар: [б.и.], 2006. – 170 с.
3. Наставление по конному спорту РККА. Инспекция кавалерии РККА. – М.: Государственное Военное Издательство Наркомата Обороны Союза ССР, 1936. – Режим доступа: https://www.cavalerist.ru/vpv_ks_books.shtml
4. «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 169 // Российская газета. - № 28 от 11февраля 2010 г.
5. Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 200 "Об утверждении наставления по физической подготовке в вооруженных силах Российской Федерации". - Режим доступа: https://www.forum-mil.ru/load/7-1-0-9
6. Устав строевой казачьей службы. – С.-Петербургъ: Военная Типографiя (въ зданiи Главнаго Штаба), 1899. – Режим доступа: https://www.cavalerist.ru/vpv_ks_books.shtml
7. Учебное пособие по военно-патриотическом воспитанию и основам военной службы // под общ. ред. И.Л. Борщева. - Краснодар, 2005. - 412 с.: ил.
8. Яровой А.В. Казачьи боевые искусства. История, методика обучения и правила соревнований. - Ростов-на-Дону, 2010.