Жертвоприношение дано человеку ради покаяния и памяти о грехопадении.




Человечество разделилось на Церковь и внецерковное общество.

Основатель богопротивного общества – человекоубийца, Каин. В человечестве явились: каинитяне и «сыны Божии ».

В истории Каина мы имеем единственное полное описание преступления во всех его этапах и – последствий преступления, которые нераскаявшийся преступник по своему желанию понес во всей полноте.

В истории Каина нечто новое мы узнаем о грехе и о человеке. Начинается описание преступления:

И было по +окончании+ дней, принес Каин от плодов земли жертву Господу.

Быт. 4:3

В словах «по окончании дней» мы имеем первое указание на церковный календарь: исполнился срок для жертвоприношения. «По окончании дней» может говорить и о том, что жертвоприношение должно было носить особый характер: это могло быть время такой жертвы, которой человек был научен в раю.

 

О

том, как приносилась первая жертва – в раю, после грехопадения, Писание умалчивает, однако мы знаем, что смерть была показана Адаму в раю:

И сотворил Господь Бог Адаму и жене его хитоны кожаные и одел их.

Быт. 3:21

Что означает «хитоны кожаные»? В святоотеческой традиции есть два толкования, которые не противоречат, но дополняют одно другое.

Первое – людям была дана некоторая грубость (дебелость) плоти. Второе – «хитоны кожаные» означает кожу жертвенного животного. Еще находясь в раю, первые люди получили одежду «из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их глазами, чтобы в самой их смерти они увидели смерть собственного своего тела» (св. Ефрем Сирин).

Кто был убит из животных, мы не знаем. Но это было одно из животных райских. Адам этим животным, каждому отдельно дал свое имя. Райские животные были Адаму родные… Мы можем знать, что испытывал Адам, когда видел заклание такого животного и совлечение с него кожи…Это было чувство, которое сопровождает покаяние – мучение. Важно уточнить, какое это было мучение.

После греха Адам в раю познал, что рая недостоин, рай его устыжал. И это было мучение, без которого не бывает покаяния. Мучения стыда в присутствии Божьем рождает покаяние. И этого мучения для Адама было недостаточно.

Нужно было, чтобы там же в раю Адам увидел умерщвление прекрасного животного, отделение его кожи и чтобы Адам и жена облачились в хитоны кожаные…

Мучение Адама в раю было и от стыда, было оно и зрительным, и осязательным… Покаяние обязательно должно сопровождаться зримым и даже осязаемым знаком [2]. Адам и Ева, можно сказать, облеклись в покаяние. Хитон – это одежда, которая прикасается к коже, от Господа ради покаяния человеку на плоть был дан знак – носить кожу на коже – хитоны из жертвенных животных…

Это был очень крепкий урок, но в нем не было жестокости. Заклание жертвенного животного было знаком, какова глубина грехопадения. Если человек ужаснулся жертве, то он ужаснулся и греху. И это тоже входит в покаяние: человек кается в своих личных грехах, зная как-то и ужасаясь общему для всего человечества грехопадению.

Жертвоприношение дано человеку ради покаяния и памяти о грехопадении.

Когда Адам был изгнан из рая, началась на земле длинная череда кровавых и бескровных жертвоприношений, цель которых одна: ждать центрального момента исторического времени и, когда он придет, принять Жертву Христа Спасителя... И календарная череда суббот, и регулярность жертвоприношений имели свою цель и завершение – в Воскресении Христа.

Первая жертва с умерщвлением была в раю, последняя жертва с умерщвлением была на Голгофе. Как первого (в раю), так и последнего (на Голгофе) кровавого жертвоприношения Священником был Господь.

На земле, совершив жертвоприношение, человек вкушал от принесенной жертвы, – причащался жертве через вкушение. От первой жертвы первые люди – оделись: Господь одел их в кожу от закланных животных. От первой жертвы люди не вкушали, эта жертва была принесена целиком. Такие жертвы и назывались «всеприношение».

Всеприношение – еврейское олá [3] – это жертва, которая приносится целиком и поэтому указывает на Христа: Спаситель целиком отдаст Себя в жертву.

«Кто во Христа крестились, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Принявшие Христа облеклись милостью, путь к которой лежит через покаяние… До Христа, чтобы люди помнили о кожаных одеждах покаяния, в законодательстве Моисея было установлено: «кожа (от жертвы) всеприношения – священнику» (Лев. 7:8). Через это установление сохранялась память, что главной жертвой является всеприношение, а от первого всеприношения люди получили достойное облачение.

Достойное облачение, а не то, которое сделали сами. Первая одежда человека была из листьев: лишившись благодатных световых покровов, люди заместили их опоясаниями из листьев смоковницы, фиговой пальмы (Быт. 3:7). Это был акт чисто человеческого (без Бога) творчества – «позорное листвие» (св. Ефрем Сирин). Через облачение людей в кожу от жертвенного Господь дает людям память на жизнь вне рая: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5).

Вся человеческая культура во всех своих областях имеет средоточие, это – религиозный культ, центральный элемент культа – данное от Бога жертвоприношение, а главным жертвоприношением является всеприношение, оно же прямо указывает на Христа – средоточие жизни.

И память, и понимание смысла жертвоприношений будет утрачена – и у язычников, и у народа Израиля. Однако понимание, что есть Жертва, было так глубоко заложено в человека (еще в раю), что, когда Бог принес Себя в жертву, это понимание жертвы мгновенно восстановилось во всяком религиозном человеке – и в Израиле, и у язычников. Христос воскрес, и воскресла память, чтó есть жертвоприношение.

До Христа можно было еще говорить о разных религиях (с разным пониманием жертвы). После жертвы Христовой о разных «религиях» можно говорить только в правовом аспекте. Наверное, светское общество даже обязано следить за равными правами представителей разных религиозных конфессий. Существо вопроса от этого не меняется:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: