РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 40 с., 15 источников.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ данной работы является исследование системы профессиональной подготовки социального работника.
При написании данной работы мы ставили перед собой такую ЦЕЛЬ:
- определить по какой системе происходит профессиональная подготовка социального работника.
В ходе исследования предполагается решить следующие ЗАДАЧИ:
- раскрыть особенности социальной работы как профессии;
- раскрыть особенности социальной работы как учебной дисциплины;
- раскрыть особенности формирования многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе;
- раскрыть особенности инновационных форм подготовки кадров для социальной работы;
- сделать определённые выводы.
МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДАННОЙ РАБОТЫзаключается в попытке представить современный взгляд на изучаемую проблему, представить самостоятельную точку зрения.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ – использование материалов курсовой работы на лекциях и на практических занятиях по социальной работе и социальной педагогике в высших учебных заведениях.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ПРОФЕССИЯ, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, МОДЕЛИ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ.. 5
2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 12
3 ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 16
3.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе. 16
3.2 Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса. 23
4 ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 33
4.1 Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы………………………………………………………………………………..33
4.2 Некоторые инновационные образовательные технологии. 36
ВЫВОДЫ.. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40
ВВЕДЕНИЕ
Профессия — род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.
Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы; создаются профессиональные организации.
Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме — как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение — от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.
Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.
Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.
Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.
Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.
Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:
— социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
— эмоциональные и психологические проблемы;
— нужда и бедность;
— алкоголизм и наркомания;
— насилие и дискриминация;
— этнические и национальные проблемы;
— преступления и правонарушения;
— безработица и профессиональная адаптация;
— инвалидность и одинокая старость;
— жилищная проблема;
— опекунство, попечительство, усыновление;
— родительская жестокость и др.
Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи — одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь — государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем — общества и уже потом — своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.
Сегодня профессию "социальная работа" представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).
Главная цель социальной работы — забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).
Пути достижения цели:
— знакомство с клиентом ("клиентом" может выступать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;
— выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;
— помощь в решении проблем, реализация возможностей;
— наблюдение и забота.
Специфические ценности социальной работы:
—любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;
— участие;
— вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;
— желание помочь и пожертвовать;
— накопление знаний;
— приобретение опыта;
— социальное творчество.
Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) [1;89]:
— диагностическая — специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;
— организаторская — специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;
— прогностическая — специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;
— предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая — специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
— организационно-коммуникативная — специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;
— охранно-защитная — специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.
Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:
а) помощь семье;
б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";
в) работа в здравоохранении;
г) работа в сфере образования;
д) работа в службах занятости.
Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.
Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) [2;307]:
1) оптация — формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
4) профессионализация — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.
В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника [3;209]:
— определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
— оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — сбор и обработка информации;
— менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель — помощь в принятии решений для действия;
— брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;
— посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;
— мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель — объединение усилий клиентов в решении проблем;
— адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;
— учитель: передает людям информацию и знания. Цель — помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
— корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель — психолого-педагогическая поддержка клиента;
— проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель — программирование социальной работы;
— консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель — помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
— администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель — принятие управленческих решений.