СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ




РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 40 с., 15 источников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ данной работы является исследование системы профессиональной подготовки социального работника.

При написании данной работы мы ставили перед собой такую ЦЕЛЬ:

- определить по какой системе происходит профессиональная подготовка социального работника.

В ходе исследования предполагается решить следующие ЗАДАЧИ:

- раскрыть особенности социальной работы как профессии;

- раскрыть особенности социальной работы как учебной дисциплины;

- раскрыть особенности формирования многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе;

- раскрыть особенности инновационных форм подготовки кадров для социальной работы;

- сделать определённые выводы.

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДАННОЙ РАБОТЫзаключается в попытке представить современный взгляд на изучаемую проблему, представить самостоятельную точку зрения.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ – использование материалов курсовой работы на лекциях и на практических занятиях по социальной работе и социальной педагогике в высших учебных заведениях.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ПРОФЕССИЯ, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, МОДЕЛИ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

РЕФЕРАТ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ.. 5

2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 12

3 ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 16

3.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе. 16

3.2 Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса. 23

4 ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 33

4.1 Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы………………………………………………………………………………..33

4.2 Некоторые инновационные образовательные технологии. 36

ВЫВОДЫ.. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40


ВВЕДЕНИЕ

 

Профессия — род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практи­ческих навыков, приобретенных в результате углублен­ной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первона­чально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоре­тическая база профессиональной деятельности. Реша­ется задача подготовки кадров. Практической деятель­ности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литера­туры; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различ­ные формы и названия, известна в разные историчес­кие эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды спра­ведливости — гражданские акты, призывавшие лю­дей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филан­тропия" (что в переводе с греческого означает "прояв­ление любви в отношении человечества"), в Риме — как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение — от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возра­ста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессио­нального мастерства этих людей.

Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ

 

 

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготов­ки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руковод­ствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Соци­альная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как са­мого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальны­ми работниками главного тезиса: для лечения соци­альных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социаль­ного окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключа­ется в ясном понимании того, что социальная работа яв­ляется одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций со­циальная работа является мощным сдерживающим сред­ством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применитель­но к современной Украине, ввергнутой в социальный пе­редел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное раз­витие социальных служб, включение в социальную ра­боту общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, кон­фессий есть вопрос политический и один из приоритет­ных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время ха­рактерна доминирующая роль социальной педагоги­ки. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная со­циальная работа". Социальная педагогика, или педа­гогика отношений в социуме, рассматривается как на­учная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностиро­вать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социаль­ной педагогики огромно и вбирает в себя все многооб­разие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

— социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

— эмоциональные и психологические проблемы;

— нужда и бедность;

— алкоголизм и наркомания;

— насилие и дискриминация;

— этнические и национальные проблемы;

— преступления и правонарушения;

— безработица и профессиональная адаптация;

— инвалидность и одинокая старость;

— жилищная проблема;

— опекунство, попечительство, усыновление;

— родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа ис­черпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контро­ля. Противоречие между функциями заботы и контро­ля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи — одна из дилемм, с которой со­циальные работники сталкиваются повсеместно. Ди­лемма эта непосредственно связана с еще одной серь­езной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь — государ­ства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценнос­тей, социальный работник должен представлять инте­ресы прежде всего клиента, затем — общества и уже потом — своей организации и государства. Такую си­стему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороть­ся за нее, опираясь на поддержку коллег и професси­онального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представ­ляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с бе­женцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с опреде­ленной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждени­ях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работ­ник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Главная цель социальной работы — забота о благо­состоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социально­му функционированию. Социальные педагоги, соци­альные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоро­вьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

— знакомство с клиентом ("клиентом" может выс­тупать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

— выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

— помощь в решении проблем, реализация возмож­ностей;

— наблюдение и забота.

Специфические ценности социальной работы:

—любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

— участие;

— вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

— желание помочь и пожертвовать;

— накопление знаний;

— приобретение опыта;

— социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, ока­зывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) [1;89]:

— диагностическая — специалист ставит "соци­альный диагноз", изучает психологические и возраст­ные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, вы­являет позитивные и негативные влияния, проблемы;

— организаторская — специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образова­тельными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организа­циями;

— прогностическая — специалист участвует в про­граммировании и прогнозировании процесса социаль­ного развития микрорайона и конкретного микросоци­ума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

— предупредительно-профилактическая и соци­ально-терапевтическая — специалист участвует и при­водит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и пре­одоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает за­щиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

— организационно-коммуникативная — специа­лист способствует включению добровольных помощни­ков, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачи­вает информацию и налаживает взаимодействие меж­ду различными социальными институтами в их работе с клиентом;

— охранно-защитная — специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государствен­ного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредо­ванные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помо­щи в различных учреждениях, прежде всего по важ­нейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "груп­пами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, со­циальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками со­циально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им не­обходимо знать, как люди развиваются, взаимодейству­ют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать мето­ды убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем мно­гообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессио­нализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) [2;307]:

1) оптация — формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения про­фессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профес­сиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятель­ного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация — формирование профес­сиональной позиции, интеграция личностных и профес­сионально важных качеств и умений в относительно ус­тойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство — полная реали­зация, самоосуществление личности в профессиональ­ной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира вы­деляются следующие профессиональные роли социального работника [3;209]:

— определитель клиента: устанав­ливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

— оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — сбор и обработка информации;

— менеджер информации: клас­сифицирует и анализирует полученные о клиенте дан­ные. Цель — помощь в принятии решений для дей­ствия;

— брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординиро­вать работу социальных служб, дать возможность лю­дям использовать их потенциал;

— посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разно­гласия и научить людей работать вместе продуктивно;

— мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель — объедине­ние усилий клиентов в решении проблем;

— адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесе­ние изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

— учитель: передает людям информацию и знания. Цель — помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

— корректор поведения: вно­сит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель — психолого-педа­гогическая поддержка клиента;

— проектант сообществ: по­могает в планировании групп, агентств, служб, прави­тельств; разработке и реализации программ их деятель­ности. Цель — программирование социальной работы;

— консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель — помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

— администратор: обеспечивает орга­низационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель — принятие управленческих решений.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: