Понятие правовой нормы и ее структура
Курсовая работа студента I курса дневного отделения 3 группы Ломкова Дениса Евгеньевича Научный руководитель, кандидат юридических наук ассистент Тимошина Е.В. |
Санкт-Петербург
Понятие и виды социальных норм права
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
«Норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано формирование и развитие социальных норм».[1]
«Социальные нормы - социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе».[2]
Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в заранее не зафиксированных случаях. Главным является деление этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются: нормы-обычаи, нормы-морали, нормы-права и корпоративные нормы.
Нормы-обычаи - это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают - это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность.
|
Нормы морали - это принципы, в которых выражены: отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и жизнь.
Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. В нормах морали нет указания на вид возможного или должного поведения, так как я уже отметил, они не связаны с государством.
Корпоративные нормы - это общие правила поведения общественных организаций. Эти нормы, как правило, формализованы, то есть содержатся в уставах этих общественных организаций.
По регулятивным особенностям близки к нормам права - в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. Выделяя разновидности социальных норм необходимо указать на особое положение норм права в этой системе. Нормы права выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Понятие и признаки правовой нормы:
«Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности».[3]
|
Бабаев В.К. несколько по-другому дал понятие норм права. По его мнению, «юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения».[4]
А вот Голлунский С.А. считает, что «норма права это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение».[5]
Пиголкин А.С. в своей работе правовую норму определил, как «правило поведения, которое является требованием, велением, обращенным к субъектам права, согласовывать свое поведение с указаниями нормы под угрозой невыгодных последствий при нарушении этих указаний. В норме формулируется правило поведения, через норму определенная идея превращается в общественные отношения. Процесс формирования и принятия нормы проходит через государство и его органы».[6]
Юридическая норма является элементом позитивного права. «Право - состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Юридическая норма это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, то есть выраженная в законодательстве».[7]
Далеко не все нормативные установки являются юридическими нормами. Одновременно многие юридические нормы (организационные, организационно-технические и многие процедурные). Вообще не связаны, либо мало связаны с естественным правом. Каркунов Н.М. рассматривая право в общесоциальном смысле и юридическом смысле предложил его деление на естественное и позитивное (положительное).[8] Долгое время советской юридической литературе считалось, что позитивное право рассматривалось как «заблуждение умов», ведущее к нарушению правопорядка.[9]
|
С этой точки зрения правом является лишь позитивное право, то есть только то, что выражено в законодательстве.[10]
Естественное право - это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на жизнь и так далее). Позитивное право - это та часть социальных норм, которая выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных государством. И позитивное право не отрицает естественного права, с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними. Как я уже отмечал выше, эту взаимосвязь хорошо показал Бабаев В.К.
Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством и приобретающие исключительно регулирующие возможности. Юридическая норма обладает следующими признаками:
1. Норма права - это норма позитивного права, регулирующая отношения в позитивном праве.
2. Формальная определенность нормы права, норма права носит формализованный характер. Это означает то, что это правило поведения, выраженное государством и имеется источник, где закреплена норма. Содержание правовой нормы излагается и существует только в формально-закрепленном виде.
3. Определенность норм права. В нормах права правило поведения изложено в самых главных, существенных чертах. Отличается четким детальным изложением и точностью. Здесь отражается вид общественных отношений, регулируемый нормами права. Здесь имеется в виду регулирование отношений в определенной отрасли права: в гражданском, административном, уголовном праве и тому подобному.
4. Общеобязательность норм права означает то, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и не зависит от того, какого субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.
5. Принудительность означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права - это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении.
Регулятивной особенностью юридических норм является то, что они указывают на возможное или должное поведение.
«Праву свойственна нормативность, это ведущее объективное свойство права».[11] Здесь нужно сказать о том, что по своему содержанию право есть определенные масштабы поведения.
Право состоит из норм, которые неперсонофицированы, обращены к заранее неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократную реализацию в фактических отношениях. Однако в нормах права указываются существенные черты того отношения, для регулирования которого они существуют. В общем, юридические нормы здесь играют роль обеспечителя нормативной регламентации общественных отношений.1
Право является регулятором общественных отношений в единстве, в системе своих норм. Право объективно складывается в систему. В пределах единого права отдельные юридические нормы выполняют различные функции, и тольков определенном сочетании в определенной системе юридические нормы оказывают правовое воздействие. Система права, это объективно существующее строение права, разделение на нормы, институты и отрасли. Не все нормы права содержат правило поведения (об этом будет сказано позже), поэтому иногда одной нормы права недостаточно для характеристики норм права или права в целом, или для урегулирования общественных отношений. И только в совокупности, в сочетании юридических норм можно решить эти проблемы. Действие одной нормы оказывается неизбежно связано с действием ряда других норм и лишь в своей совокупности, в системе нормы права регулируют общественные отношения.
Содержание юридических норм принимает определенную форму. Такой наиболее распространенной формой является законодательные нормативные предписания, содержащие в себе правила поведения. Любая система права, в том числе и наша, переполнена предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилами поведения (то есть не содержат самой модели поведения), то есть эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юридические понятия (дефиниции), принципы права, задачи и цели правового регулирования, описания правил юридической техники, предписания, которые выводят, обстоятельства, способствующие действию норм содержащих само правило поведения. Сопоставление таких предписаний с правилами поведения показывает, что они в большинстве своем непосредственно не воздействуют на поведение людей, не закрепляют прав и обязанностей и так далее, не всегда могут быть положены в основу юридического дела. Но все они нормативны и имеют правовой характер.[12]
Интеллектуально-волевое содержание норм права характеризуется наличием интеллектуального момента, представляющего собой отражение той модели общественного отношения, которую ‘’запрограмировал’’ законодатель. Также характеризуется наличием волевого момента, который содержит в себе активное, повелительное начало, направленность законодателя к тому, что эти отношения реально возникли. Юридическое содержание норм права как бы оформляет интеллектуальный и волевой моменты, придают им юридический ‘’облик’’.[13] Юридическое содержание нормы права может рассматриваться, как выраженное в самой норме права правило поведения и для его обнаружения требуется всего лишь прочитать законодательный текст. C этой точки зрения юридическое содержание - это непосредственное содержание нормы. Правило поведения содержащееся в норме предопределяет юридические последствия, связанные с действием данной нормы права и обязанности участников отношений, регулируемых нормой.[14]
Информационное содержание нормы права выявляется с точки зрения того, какая модель поведения (информация о будущем) в них заложена. Содержание норм права может быть, рассмотрено с точки зрения теории познания. Здесь следует отметить, что наряду с регулятивной функцией существует еще и познавательная функция.
Баранов В.М. говорит о возможности независимого существования познавательной функции от регулятивной. «От того, что норма права перестает быть регулятором, ее познавательное значение не исчезает, содержащееся в ней значение остается, хотя и теряет одну из своих практических функций».[15]
Это значит, что памятники истории права, которые когда то были регулятором общественных отношений перестали ими быть теперь, но одновременно с этим они не утратили своей познавательной функции. Эти памятники становятся обоснованием будущих норм.
Виды правовой нормы:
Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Правильность и полнота классификации зависит прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. И здесь три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.[16] Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то главное подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.
Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. Например: п.3. ст. 261 ГК РФ ‘’ Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц’’.
Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Например: ст. 306 ГК РФ ‘’В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом’’.
Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. Например: п.1 ст. 227 ГК РФ «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.
Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. Например: ст.301 ГК РФ «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».
Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода. Например: п.3. ст.302 ГК РФ «Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного предъявителя».
Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи - норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть, выражена в разных статьях нормативных актов, и в форме запрещения и в форме обязывания».[17]
И автор приводит такой пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других - в форме запрета.
Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:
1. Общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты – «Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».
2. Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий. Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.
3. Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п.2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые. Например: ст. 3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ с 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.
5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Например: ч.2. п.2. ст. 7 ГК РФ «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».
По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.
Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).
Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.[18]
По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.
Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч.2. ст. 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования».
Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п.1. ст. 22 ГК РФ «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом».
По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Например: п.1. ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека...».
Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия. Например: ст. 265 УК РФ «Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса...».[19]
По отраслям права нормы классифицируются на: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.
Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Например: п.1. ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».
Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Например: п.1. ст. 123 Конституции РФ «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».[20]
По признаку объема (сферы) их деятельности нормы права также могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений. Например: в 3 параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих. Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц, независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например: п.1. ст. 17 Конституции РФ «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например: п.1. ст. 98 Конституции РФ «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий...».
По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы и временные. Общие нормы устанавливаются на неопределенный срок действия до их отмены. А временные нормы устанавливаются на определенный срок. Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.
Структура правовой нормы:
Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:
1. Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.
Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.
Например: ст. 444 ГК РФ «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».
В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: п.4. ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».
Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...», и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.
2. Диспозиция - это элемент юридической нормы указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть, простой.
Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...».
Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».
Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения и участники правоотношений могут следовать одному из них. Например: п.2. ст.246 ГК РФ «Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядится ею иным образом...».
3. Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.[21]
Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Например: ст. 137 КоАП «Изготовление и использование радио передающих устройств без разрешения, влечет наложение штрафа в размере 50 рублей с полной конфискацией используемой радиоаппаратурой».
Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального. Например: п.1. ст.161 «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества - наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая. Например: ст. 125 «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если..., то..., а в противном случае...». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.[22] И мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение. Но не все правоведы согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Так например многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм не обеспеченных санкциями.[23]
Черданцев в своей работе защищает двучленное строение юридической нормы. Он считает: «...что каждой норме права, для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, совсем не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию....В первой части нормы устанавливаются факты, обстоятельства, при наличии которых данная норма действует, а во второй - юридические последствия, наступающие при наличии определенных гипотезой обстоятельств... В силу сложившейся традиции вторая часть регулятивных норм называется диспозицией».[24]
В современной юридической литературе до сих пор нет единства мнений о структуре правовой нормы. Мнение правоведов разделилось на сторонников трехчленной структуры.
Двучленное строение юридической нормы называется норма - предписание, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле «если – то».
Сторонник трехчленной структуры Голлунский, позже отметил, что такая структура юридической нормы (структура логической нормы) характерна не для всех отраслей права. «Можно считать вполне соответствующей типовую схему юридической нормы как условного предложения «если-то». Автор отмечает, что трехчленная структура главным образом оспаривается только в вопросе о том, составляет ли санкция обязательный элемент каждой юридической нормы, или нет...».[25]
Алексеев считает, что: «...в результате обособления охранительных мер, санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний».[26]
Пиголкин А.С. имеет иное мнение по этому поводу: «Обеспечение и защита норм права указанными в нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилось бы среди других видов социальных норм. Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону».[27] Томашевский утверждает, что: «не существует таких норм права, которые состоят из трех элементов. В этом наглядно убеждает правильный анализ по элементам любой нормы, к которой бы отрасли права они не относились бы. Например: «по истечению срока исковой давности, право на иск погашается». В данном примере нет санкции».[28]
Из приведенных мною выше мнений различных авторов, нельзя точно определить, какой же из указанных подходов является правильным, потому что каждый автор приводит веские аргументы в пользу своего мнения. Я согласен с мнением Алексеева по поводу того, что: «нельзя абсолютизировать только один из указанных подходов и представить двучленную или трехчленную схему в виде единственно возможной... Только при параллельной характеристике элементов и логической нормы и нормы предписания обеспечивается всесторонний анализ интеллектуально волевого и юридического содержания».2
Сторонники логической нормы рассматривают абстрактную норму права и берут логическую структуру нормы. Сторонники двучленного строения рассматривают реальную норму права и берут фактическую структуру нормы.
Выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение. Потому что позволяет видеть в каждом предписании только те элементы, которые в нем действительно существуют и следовательно, проводить четкий анализ норм.2
Логическая норма также имеет не менее важное теоретическое и практическое значение. Логическая норма существует для того, чтобы выражать связи между специализированными нормами предписаниями. В условиях все больше усиливающейся специализации права, только при таком подходе (так как трехчленная схема позволяет видеть в юридической норме государственно-принудительный регулятор общественных отношений) возможно, раскрыть юридический, государственно-властный характер специализированных правовых предписаний (например, дефинитивных, норм-принципов и так далее). Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает, или что право состоит не только из норм но также и из теоретических положений, принципов и многого другого.[29]