Олимпиада «Звезда» - Таланты на службе обороны и безопасности» по русскому языку
Класс
|
Оценка заданий
Задание | Всего | |||||||||||||
Баллы |
Часть I
Задание 1. Запишите слова, которые переданы фонетической транскрипцией:
[сйэст], [м'аукат'], [грус'т'], [байукат'].
Задание 2. Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новое. Запишите получившиеся слова.
воз овод
газ ода
яр глас
хор он
бор марка
сено ёлка
банк ежи
стол вал
зал рот
свет яр
Задание 3. Укажите названия тех музыкальных инструментов, которые являются исконно русскими словами: аккордеон, барабан, баян, виолончель, дудка, флейта.
Объясните свой выбор.
Задание 4. Укажите фразеологизм, в состав которого входит слово, имеющее значение ‘точеный резной столбик’: бить баклуши; точить лясы; играть в бирюльки; тянуть канитель; метать бисер перед свиньями.
Придумайте слово-синоним для указанного фразеологизма и запишите его.
Задание 5. Разделите слова столица и живот на морфемы с современной и исторической точек зрения.
Задание 6. Выпишите слово, в котором нет приставки: подогнуть, подорожник, подоконник, подолбить, подушка.
Разделите слово на морфемы.
Задание 7. Определите, какими частями речи могут быть указанные слова: мелок, гнёт.
Составьте и запишите словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Укажите грамматические признаки этих слов в каждом словосочетании.
Задание 8. Выберите из предложенных слов и запишите существительные мужского рода: кенгуру; забияка; инженер; сливки; сирота; коллега.
|
Объясните свой выбор.
Задание 9. Употребляются ли в 1-м лице единственного числа указанные глаголы? Аргументируйте свой ответ.
Толпиться, сбежаться, струиться, полыхать.
Задание 10. Выпишите словосочетания, в которых представлен тип подчинительной связи согласование:
научившийся читать; мечтая об отдыхе; модное пальто; талантливый ученик; желание учиться; собиралась в путь.
Объясните свой выбор
Задание 11. Напишите русские соответствия старославянизмам мрак и млеко. Как называется фонетическое явление, лежащее в основе этих и подобных старославянизмов?
Напишите однокоренное слово к слову млеко, в котором сохранился старославянский вид корня и которое существует в современном русском языке.
Задание 12. Составьте из данных слов пословицы/поговорки:
глаз, не, на, воробей, не, ловца, и, ворону, вылетит, выклюет, не, зверь, слово, бежит, поймаешь, ворон.
Напишите значение каждого выражения:
Часть II
Задание 13. Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Дубровский узнал эти м…ста. Он вспомнил что на этом самом х…лму он играл с мал…нькой Машей Троекуровой к…торая была двумя г…дами его м…ложе. Он х…тел освед…мит(?)ся у Антона но какая(то) застен(?)ч…вость уд…ржала его.
Под…ехав к г…сподскому дому он увид…л белое платье м…лькнувшее между д…рев…ями. В это время Антон ударил по л…шадям и пустился во весь дух чере… мост и мимо с…ла. Выехав из д…ревн… подн…лись они на г…ру и Владимир увид…л берёзовую рощу и (с)лев… на открытом мест… сер…нький домик с красной кровл…й. Сер…це в нём забилось потому(что) перед с…бой увид…л он Кистенёвку и бедный дом своего отца.
|
Чере… десять м…нут в(?)ехал он на барский двор и п…см…трел вокруг себя с в…лнением (н…)описа(н,нн)ым. Двенадцать лет (н…)видел он своей родины. Б…рё…ки посаж…(н,нн)ые при нём окол… забора стали теперь высокими ветвистыми д…рев(?)ями. Двор когда(то) украш…(н,нн)ый тремя цветниками пр…вратился в (н…)коше(н,нн)ый луг на к…тором п…слась опута(н,нн)ая лошадь.
Количество баллов и критерии оценок
Класс
Задание 1. Всего 6 баллов: по 1 баллу за правильно указанное слово
Задание 2. Всего 10 баллов: по 1 баллу – за каждое правильно образованное слово
Задание 3. Всего 8 баллов: по 2 балла – за каждое правильно указанное слово; по 2 балла – за объяснение каждого слова
Задание 4. Всего 3 балла: 2 балла – за правильно указанный фразеологизм; 1 балл – за слово-синоним
Задание 5. Всего 4 балла: по 2 балла – за каждое правильно разобранное слово (по 1 баллу – за современный разбор и по 1 баллу – за исторический разбор)
Задание 6. Всего 2 балла: Всего 2 балла: 1 балл – за правильный пример; 1 балл – за правильный морфемный разбор
Задание 7. Всего 8 баллов: по 0,5 балла – за каждую правильно определённую часть речи; по 0,5 балла – за каждое правильно составленное словосочетание; по 1 баллу – за полный перечень грамматических признаков каждого слова как части речи
Задание 8. Всего 6 баллов: 2 балла – за определение слова кенгуру; 2 балла – за объяснение грамматических особенностей слова кенгуру; 1 балл – за определение слова инженер; 1 балл – за объяснение грамматических особенностей слова инженер
|
Задание 9. Всего 5 баллов: 1 балл – за верный ответ; по 1 баллу – за правильное объяснение употребления каждого слова
Задание 10. Всего 6 баллов: 2 балла – за определение словосочетания модное пальто; 2 балла – за объяснение грамматических особенностей словосочетания модное пальто; 1 балл – за определение словосочетания талантливый ученик; 1 балл – за объяснение грамматических особенностей словосочетания талантливый ученик
Задание 11. Всего 4 балла: по 1 баллу – за каждое соответствие; 1 балл – за определение фонетического явления; 1 балл – за однокоренное слово
Задание 12. Всего 18 баллов: по 3 балла – за каждую пословицу; по 3 балла – за каждое правильное значение
Задание 13. Максимальное количество баллов — 20.
Оценка орфографической грамотности:
Балл | Количество допущенных орфографических ошибок |
нет | |
1 негрубая | |
1 грубая | |
5 и более |
Оценка пунктуационной грамотности:
Балл | Количество допущенных пунктуационных ошибок |
нет | |
9 и более |
Максимальное количество баллов за все задания – 100б.