1.1 Найти значение выражения
Рис. 1. Алгоритм вычисления
1.1.1 Программа, составленная с присвоением значений переменным
10 a = 6: b = 4: с = 3
20 d = a
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (c * (a ^ 3 * b) - c ^ 2) * (c ^ 3 / a)
60 PRINT "а не должно быть 0"
70 GOTO 10
1.1.2 Программа, работающая в диалоговом режиме
10 INPUT "Введите a,b,c"; a, b, c
20 d = a
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (c * (a ^ 3 * b) - c ^ 2) * (c ^ 3 / a)
60 PRINT "а не должно быть 0"
70 GOTO 10
Результат: 11623,5
1.2 Найти значение выражения
Рис.2. Алгоритм вычисления
1.2.1 Программа, составленная с присвоением значений переменным
10 a = 6: b = 4: с = 3
20 d = 9 – a^2
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (a^2 + 3 * b ^ 3 * c) – (5 * c / (9 – a^2))
60 PRINT "а не должно быть 3 или -3"
70 GOTO 10
1.2.2 Программа, работающая в диалоговом режиме
10 INPUT "Введите a,b,c"; a, b, c
20 d = 9 – a^2
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (a^2 + 3 * b ^ 3 * c) – (5 * c / (9 – a^2))
60 PRINT "а не должно быть 3 или -3"
70 GOTO 10
Результат: 612,5555
Рис.3. Алгоритм вычисления
1.3.1 Программа, составленная с присвоением значений переменным
10 a = 6: b = 4: с = 3
20 d = 8 – a^3
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (5 * a^2 * b ^ 3 * c) + (3 * c^2 / (8 – a^3))
60 PRINT "а не должно быть 2 или -2"
70 GOTO 10
1.3.2. Программа, работающая в диалоговом режиме
10 INPUT "Введите a,b,c"; a, b, c
20 d = 8 – a^3
30 IF d = 0 GOTO 60
40 END
50 PRINT (5 * a^2 * b ^ 3 * c) + (3 * c^2 / (8 – a^3))
60 PRINT "а не должно быть 2 или -2"
70 GOTO 10
Результат: 34559,87
Решение задач
Матрицы и определители
2.1.1 Найти сумму двух матриц
Рис.4. Алгоритм вычисления
Программа нахождения суммы двух матриц
CLS
PRINT BBЕDИTЕ(A)
INPUT "BBЕDИTЕ a11,a12,a13"; a11, a12, a13
INPUT "BBЕDИTЕ a21,a22,a23"; a21, a22, a23
INPUT "BBЕDИTЕ a31,a32,a33"; a31, a32, a33
CLS
PRINT BBЕDИTЕ(B)
INPUT "BBЕDИTЕ b11,b12,b13"; b11, b12, b13
INPUT "BBЕDИTЕ b21,b22,b23"; b21, b22, b23
INPUT "BBЕDИTЕ b31,b32,b33"; b31, b32, b33
CLS
PRINT a11 + b11; a12 + b12; a13 + b13
PRINT a21 + b21; a22 + b22; a23 + b23
PRINT a31 + b31; a32 + b32; a33 + b33
END
Результат:
2.1.2 Найти произведение двух матриц
Рис.5. Алгоритм вычисления
Программа нахождения произведения двух матриц
CLS
PRINT BBЕDИTЕ(A)
INPUT "BBЕDИTЕ a11,a12,a13"; a11, a12, a13
INPUT "BBЕDИTЕ a21,a22,a23"; a21, a22, a23
INPUT "BBЕDИTЕ a31,a32,a33"; a31, a32, a33
CLS
PRINT BBЕDИTЕ(B)
INPUT "BBЕDИTЕ b11,b12,b13"; b11, b12, b13
INPUT "BBЕDИTЕ b21,b22,b23"; b21, b22, b23
INPUT "BBЕDИTЕ b31,b32,b33"; b31, b32, b33
CLS
PRINT a11 * b11 + a12 * b21 + a13 * b31; a11 * b12 + a12 * b22 + a13 * b32; a11 * b13 + a12 * b23 + a13 * b33 PRINT a21 * b11 + a22 * b21 + a23 * b31; a21 * b12 + a22 * b22 + a23 * b32; a21 * b13 + a22 * b23 + a23 * b33 PRINT a31 * b11 + a32 * b21 + a33 * b31; a31 * b12 + a32 * b22 + a33 * b32; a31 * b13 + a32 * b23 + a33 * b33 END
Результат:
2.1.3 Вычислить определитель
Рис.6. Алгоритм вычисления
Программа вычисления определителя
PRINT BBЕDИTЕ(A)
INPUT "BBЕDИTЕ a1,b1,c1"; a1, b1, c1
INPUT "BBЕDИTЕ a2,b2,c2"; a2, b2, c2
INPUT "BBЕDИTЕ a3,b3,c3"; a3, b3, c3
PRINT a1 * b2 * c3 + b1 * c2 * a3 + a2 * b3 * c1 - a3 * b2 * c1 - b3 * c2 * a1 - a2 * b1 * c3
Результат: -163
2.1.4 Решить систему уравнений по формулам Крамера
Рис.7. Алгоритм вычисления
Программа решения системы уравнений по формулам Крамера
10 INPUT "BBЕDИTЕ KОЭФФИЦИЕHTЫПЕРВОГО УРАВНЕНИЯ"; a1, b1, c1, d1
20 INPUT "BBЕДИTЕ КОЭФФИЦИЕНТЫВТОРОГО УРАВНЕНИЯ"; a2, b2, c2, d2
30 INPUT "BBЕДИТЕ КОЭФФИЦИЕНТЫТРЕТЬЕГО УРАВНЕНИЯ"; a3, b3, c3, d3
40 d = a1 * b2 * c3 + b1 * c2 * a3 + a2 * b3 * c1 - a3 * b2 * c1 - b3 * c2 * a1 - a2 * b1 * c3
50 IF d = 0 GOTO 90
60 PRINT "x= "; (d1 * b2 * c3 + b1 * c2 * d3 + d2 * b3 * c1 - d3 * b2 * c1 - b3 * c2 * d1 - d2 * b1 * c3) / d
70 PRINT "y= "; (a1 * d2 * c3 + d1 * c2 * a3 + a2 * d3 * c1 - a3 * d2 * c1 - d3 * c2 * a1 - a2 * d1 * c3) / d
80 PRINT "z= "; (a1 * b2 * d3 + b1 * d2 * a3 + a2 * b3 * d1 - a3 * b2 * d1 - b3 * d2 * a1 - a2 * b1 * d3) / d
90 END
Результат: x=0,32; y=0,36; z=0,44