Предмет философии истории: сущность, становление, проблемы.




Материалы модуля 6 «Социальная философия»

 

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

 

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006.

4. Основы философии: от классики к современности. учеб. пособие. – М., 1998.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

7. Философия: учеб. пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск, 2007.

9. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

10. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

11. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

12. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 2007.

Хрестоматии и антологии

 

13. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

14.Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

15.Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

16.Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

17.Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

18.Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

19.История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010.

20.История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009.

21.Мир философии. в 2 ч. – М., 1991.

22.Путь в философию: антология. – М., 2001.

23.Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

24.Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

 

Информационно-справочные издания

 

25.Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

26.Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Дополнительная литература:

Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.

Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Гердер И. Г. Идея философии в истории человечества. – М. – Л., 1953.

Зиновьев А. На пути к сверхобществу. – М., 2000.

Карсавин Л. П. Философия истории. – СПб., 1993.

Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

Философия истории. – М., 1999.

Философия истории: Антология. – М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и основные проблемы философии истории.

Классическая философия истории: формационный подход.

Неклассическая философия истории: цивилизационный подход.

 

ВВЕДЕНИЕ

Сстановление философии истории связано с формированием исторического сознания и развитием научной историографии. Для ее реализации необходимо: определить понятие и основные проблемы философии истории; рассмотреть формационный подход к историческому процессу как пример классической философии истории; Проанализировать основные модели неклассической философии истории в аспекте цивилизационного подхода к историческому процессу.

 

ВОПРОС 1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.

Предмет философии истории: сущность, становление, проблемы.

Философия истории рассматривает следующие вопросы: Как возникает человеческая история? Возможна ли она? Имеет ли история направление в своем развитии? Кто является творцом истории? Каковы причины того или иного исторического события?

Есть ли в ней умопостигаемый смысл? Если есть, то заложен ли он в самом историческом событии или этот смысл – следствие нашей позднейшей интерпретации?

В поисках ответов на эти вопросы философия формирует разнообразные концепции исторического процесса.

Задачи философии истории: · истолкование содержания исторического процесса; · исследование логики развития человеческого общества, единства и многообразия исторического процесса; · исследование проблем социального прогресса, периодизации истории.

Рассматривая, трактовку исторического развития в истории философской мысли следует отметить, что сам термин «философия истории» был введен Вольтером (1694–1778) еще в XVIII в. Немецкий историк Гердер (1744–1803) писал о том, что нужна наука, которая описывала бы всю историю человечества, начиная от его зарождения.

Термин «философия истории» введен Вольтером (1694–1778) в XVIII в.

В качестве такой науки для Гердера выступает «философия истории». Данной проблемой занимался Гегель.

Гегель ввел термин «всемирная философская история». Всю историографию разделил на три вида: 1) первоначальная история; 2) рефлексивная история; 3) философская история.

Что касается термина «философия истории», то в нашей философской литературе он редко употреблялся, а если использовался, то применительно к западной социальной теории.

В отечественной философии употреблялся термин «исторический материализм», введенный Ф. Энгельсом в 1892 году.

Следует отметить, что философия истории шире, чем исторический материализм, который представляет собой лишь одно из направлений философии истории.

Современная философия истории основана на переосмыслении самого понятия социальности. Его смысл: вернуть людей в философию истории, в философию вообще. Речь идет о проблеме присутствия человека в истории, в философии истории, в ответе на вопрос о том, какой человек сейчас является реальным действующим лицом? До сих пор фигурировал образ абстрактного человека, в котором отсутствовали конкретные черты. Сейчас стоит задача вернуться к человеку в его повседневности, существовании с практическим учетом всех форм его самореализации.

Современная философия истории строится исходя из практики социально-гуманитарных наук, из их проблем, связанных с изучением человеческого бытия. Если старая историческая философия (исторический материализм) была наукой прошлого, то новая философия истории ориентирована и на становящееся бытие, о чем мы поговорим на следующем занятии.

Понятие исторического процесса детализируется с помощью понятия деятельности. Философское содержание принципа деятельности включает в себя отношение человека к деятельности, к другим людям, к самому себе. Оно также включает анализ проблем личной зависимости, вещной зависимости, развитие индивидуальности, условия такого развития.

Бытие же рассматривается в философии как момент становления, совместного действия людей, их сотрудничество. История не может в собственном смысле слова быть переделана, но она может быть переосмыслена. Для современного человека история – это не объект музейного любопытства и не учебник на все случаи жизни. История не дает всеобщих рекомендаций, зато она скрывает в себе множество смыслов, гораздо больше того, что черпает из нее каждая конкретная эпоха.

Исследование истории критично по самому своему замыслу, поскольку учит отрешаться от всех предлагаемых современным мышлением некритических стереотипов мысли, языка, действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: