Образовательным организациям организационную работу необходимо вести сейчас, разработать положение, выбрать форма защиты проекта, а также вести системную работу по подготовке обучающихся к разработки и защите проекта.
Положение об итоговом индивидуальном проекте выпускников учреждения,
освоивших основные образовательные программы основного общего образования
в условиях реализации ФГОС ООО
I. Общие положения
1.1.
Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения общеобразовательных учебных программ.
1.2. Выполнение итогового проекта обязательны для учащегося 9-го класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. Учащийся выполняет один итоговый проект по любому учебному предмету по собственному выбору. Проект, выполняемый учащимся 9-го класса, является индивидуальным и носит предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.8. Защита ИИП является одной из обязательных составляющих внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении.
1.9. Результаты выполнения индивидуального проекта рассматриваются как дополнительное основа при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
II. Цели и задачи
образовательного учреждения
2.1. Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Для обучающихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
2.1.2. Для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
2.2 Задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
|
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
III. Содержательный раздел
3.1 Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются образовательной организацией.
3.1.2. Руководителем проекта является учитель - предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.1.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.
|
3.1.4. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.
3.1.5. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
3.1.6. Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
3.1.7. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
Ответственным за организацию работы по созданию обучающимися ИИП является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
3.2. Требования к содержанию и направленности проекта
3.2.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
3.2.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
3.2.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
|
Типы проектов и виды проектного продукта
Возможные типы работ и формы их представления
|
3.3. Требования к организации проектной деятельности
3.3.1. До 20 января учащиеся защищают проект перед учащимися своего класса. Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень», возвращается на доработку обучающемуся. Учащемуся рекомендуется доработать проект к началу школьной недели защиты проектов, руководитель проекта организует для учащегося дополнительные консультации по проекту. Информация доводится классным руководителем до сведения родителей.
3.3.2. Школьная неделя защиты проектов проходит в первой неделе февраля, согласно плану работы школы.
3.3.3. В рамках недели обучающиеся знакомят слушателей (родители (законные представители), учащиеся 8-х классов, учителя-предметники) с проектным продуктом. Выступление и результаты работы учащегося оценивает комиссия.
3.4. Требования к оформлению проектной работы
3.4.1. Структура ИИП (для всех видов проектов) содержит в себе:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- источники.
3.4.2. Введение включает в себя:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- формулирование проблемы;
- определение гипотезы, объекта и предмета исследования;
- установление целей работы;
- формулирование задач работы;
- указание «проектного продукта».
Для конструкторских проектов в введение, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
3.4.3. Основная часть ИИП может содержать описание методов исследования и используемых ресурсов (временных, информационных, интеллектуальных и материально-технических). В ней должен проводиться анализ информационных источников и поэтапное описание хода работы над ИИП.
3.4.4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, определяется перспективность представленной темы для дальнейшей работы.
3.4.5. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк - 1,5.
Размер полей: верхнее - 2 см, нижнее - 1,5 см, левое - 3 см, правое - 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинается с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объём текста проектной работы, включая список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы и страницы приложений нумеруются арабскими цифрами.
Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
3.5.1. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по шкале «отлично, хорошо, удовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
3.5.2. Оценивание ИИП осуществляется с использованием аналитического подхода к описанию результатов, согласно которому по каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.
Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4-6 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).
3.5.3. Результаты выполнения ИИП могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника школы на избранное им направление профильного образования.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
IV. Документация
4.1 Для учащихся
Индивидуальный план выполнения проекта
Индивидуальный план выполнения проекта
|
4.2. Для руководителя проекта
- индивидуальный план выполнения проекта для каждого учащегося;
- общие сведения;
- рецензия по каждому индивидуальному проекту.
- руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.
№ п/п | ФИО ученика | Тема проекта | Дата выполнения проекта | Дата защиты | Подпись родителей |
1. | |||||
2. |
4.3. Для классного руководителя:
- лист ознакомления родителей;
- результаты итоговой оценки индивидуального проекта.
№ п/п | ФИО ученика | Тема проекта | Итоговая оценка руководителя проекта | Подпись |
1. | ||||
2. |
V. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
- совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
- совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
- мотивировать учащегося на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
- оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
- контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
- требовать от учащегося своевременного и качественного выполнения работы;
- использовать совместно с учащимся в работе по выполнению проекта имеющиеся в школе информационные ресурсы.
Учащийся должен:
- выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
- посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
- ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта:
- подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Учащийся имеет право:
- на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
- на использование для выполнения индивидуального образовательного проекта информационных ресурсов школы.