Состояние и тенденции правового регулирования переселенческого процесса в России




 

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся такие важные для регулирования миграции отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды, выполнение международных договоров.

К рассматриваемой группе норм вплотную примыкают правомочия Президента России решать «вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища», а также правомочия Правительства РФ по обеспечению государственной безопасности и осуществлению мер по «обеспечению законности, прав и свобод гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью».

Гарантом соблюдения всех норм Конституции, в том числе и связанных с регулированием миграционных процессов, является Президент России (ч. 2 ст. 80 КРФ).

Конституция наделяет Президента полномочием приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции России, федеральным законам международным обязательствам, а также в случае нарушения прав и свобод человека до решения вопроса соответствующим судом.

Миграционная ситуация в РФ характеризуется тенденцией сокращения числа мигрантов, граждан России, признаваемых вынужденными переселенцами. В механизме вынужденной миграции произошли серьезные изменения, трансформировались выталкивающие факторы.

Постепенное затухание открытых вооруженных конфликтов, элементы адаптации остающегося на территории бывших союзных республик населения к новым политическим и социально-экономическим реалиям, предопределили закономерное снижение потока беженцев и вынужденных переселенцев.

Уменьшение количества лиц, признаваемых вынужденными переселенцами, связано с тем, что в последние годы на постсоветском пространстве отмечается стабилизация политической и экономической ситуации, во многом изменившая характер обстоятельств выбытия граждан из этих государств. Обстоятельства переезда граждан из этих государств в Россию либо с территории одного субъекта РФ на территорию другого субъекта РФ связаны с экономическими либо другими причинами, не подпадающими под действие Закона «О вынужденных переселенцах».[5]

Современное состояние правового регулирования переселенческого процесса характеризуется рядом факторов и обстоятельств.

Так, для правового регулирования переселенческого процесса соотечественников из государств-участников СНГ и Балтии на добровольной основе первоочередными задачами являются:

содействие информационно-правовому урегулированию условий переезда, возможности приема, обустройства и проживания в РФ;

заключение и реализация международных договоров РФ по вопросам регулирования переселенческого процесса на добровольной основе и защиты прав переселенцев;

разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников из государств-участников СНГ и Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства РФ;

ориентирование системы российского образования на создание благоприятных условий для получения молодежью из государств-участников СНГ и Балтии среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования в вузах РФ.

Для правового регулирования интеграционного процесса при решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ первоочередными задачами являются:

установление квот распределения по субъектам РФ лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории РФ;

разработка эффективного механизма финансово-правового регулирования мероприятий по приёму и социально-бытовому обустройству вынужденных переселенцев, их интеграции на местном рынке труда, в профессиональные союзы и общественные организации для реализации их конституционных прав и свобод;

стимулирование толерантных, гармоничных отношений постоянного населения и вынужденных переселенцев на территории РФ;

создание привлекательных социально-экономических условий для выполнения международных обязательств РФ по приему лиц, ищущих временное убежище на территории РФ, особенно обладающих высоким интеллектуальным и квалификационным потенциалом, разработка и реализация специальных программ по их культурно-языковой адаптации;

содействие созданию межрегиональных и региональных информационных систем в интересах приёма и обустройства вынужденных переселенцев в РФ[6];

приоритетная государственная поддержка социально незащищенных категорий вынужденных переселенцев, а также лиц, прибывших в РФ в условиях чрезвычайных обстоятельств;

адресная государственная поддержка и помощь вынужденным переселенцам в соответствии с экономическими возможностями страны.

Обеспечение переселенческого процесса. В настоящее время и на ближайшую перспективу решение важной социальной задачи по жилищному обустройству вынужденных переселенцев возложено на МВД РФ. По данным управлений ПДМ субъектов РФ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 61.3 тыс. семей вынужденных переселенцев (153.6 тыс. чел.), в том числе имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилья 14.1 тыс. семей (37,3 тыс. чел.)[7].

Перспективы финансирования жилищного обустройства вынужденных переселенцев за счет средств федерального бюджета связаны с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации», составляющей Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 гг.

Прогрессивными тенденциями являются:

становление системы толерантного отношения органов местного самоуправления, коренного населения и переселенцев;

создание привлекательной для переселенцев социально-экономической инфраструктуры в ряде регионов страны;

периодическое совершенствование миграционного законодательства России, учитывающее международные правовые нормы, интересы личности, общества и государства;

совершенствование системы превентивного государственного предупреждения кризисных миграционных ситуаций.

Регрессивные тенденции связаны с:

объективно ухудшающимися социально-экономическими, демографическими, экологическими условиями проживания в ряде регионов (отдельных территорий) страны;

низкой квалификацией руководящего состава и персонала миграционных структур вследствие отсутствия системы профессионального миграционного образования в стране.

 


Заключение

 

В соответствии с Конституцией России правовое регулирование миграционных процессов следует воспринимать не как самостоятельную отрасль права, а как совокупность регламентации этой реалии государственным, административным, уголовным, гражданским, семейным, трудовым и другими отраслями российского права. По тем же причинам не стоит относить регулирование миграции к прерогативе либо исключительно федерального центра или субъектов Федерации, либо к их совместному ведению.

Взаимоотношения граждан как в РФ в целом, так и в конкретном субъекте России должны быть такими, чтобы любой гражданин, без исключения, чувствовал себя безопасно и комфортно в любом регионе, имел возможность реализовать все права и свободы, гарантированные Конституцией России. Но при этом необходимо иметь в виду, что идея абсолютного национально-территориального суверенитета в многонациональном государстве чаще всего оборачивается трагедией, ибо не учитываются такие же права других, рядом живущих, игнорируется право многонационального государства в целом на суверенитет, уничтожаются привычные культурно-хозяйственные связи.

Нормы Конституции России, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления, должностных лиц, также можно отнести к основаниям, на которых осуществляется государственно-правовое регулирование миграционных процессов. К таким конституционным нормам, прежде всего, следует отнести те, которые регламентируют вопросы гражданства, порядок его приобретения и прекращения, поскольку институт гражданства имеет исключительно важное значение для регулирования миграции на постсоветском пространстве и в значительной мере влияет на интенсивность прибытия в Россию русскоязычного населения из бывших союзных республик, а также нормы, определяющие пределы ведения РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в части правомочий по обеспечению прав, установлению регламентации тех или иных вопросов, вытекающих из такой регламентации обязанностей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: