Ступени познания(степени)–(снизу вверх)




§ Стремление к истине(это процесс, истина развивается)

§ Рассуждения разума, которые с помощью наблюдения приводят к «опосредованным» истинам.

§ Восприятие чувственного опыта(это–высшая ступень)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716)- Мир, считал Лейб­ниц, состоит из мельчайших элементов, или монад,–духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельнос­тью^, находящихся в непрерывном изменении и способных к стра­данию, восприятию и сознанию.

Основной тезис Л.: «Наш мир–лучший из всех возможных миров, даже зло подчеркивает его гармонию».

ДжонЛокк (1632–1704) утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рож­даются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска(tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рациона­лизму Р. Декарта.

Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы(субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Несколько иную концепцию развивал английский философ Дэвид Юм. (171 1–1776), продолжив ее в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклон­чиво: «Не знаю»'. Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины которых неизвест­ны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логичес­ки, постольку опытное знание не может быть достоверным.

 

№12 Западная философия Нового времени открывает следующий период в раз­витии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризует­ся разло-жением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что свя­зано с прогрессом в экономике, технике, ростом производи-тельности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере по­литики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-ма­тематическое естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот пе­риод именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значитель­ную роль в жизни общества. При этом главенству-ющее место в науке зани­мает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представление о механической обу­словленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона(1643–1727), в воззрениях которого механическая при­чинность получи-ла глубокое математическое обо-снование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший ученый несомненно рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте. Оба его основных труда–«Математические начала натуральной философии» и «Оптика»–имеют религиозные завершения. В последнем поучении «Начал» Ньютон пишет: «Рассу-ждение о Боге на осно­вании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии»'.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углублен­ному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению ма­тематики с естествознанием. Благодаря разви-тию этих наук принципы науч­ного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собствен­но философии. Философия Нового Времени гносеоцентрична(центральные проблемы–проблемы научного познания). 16 век–сделаны географические открытия. Развитие торговли, промыш-ленности, науки(естествознания). Создание Академий.

Новое время – большой исто-рический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивили-зации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот период является началом противоречий между человеком и природой, т.к. воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню вызывает гло-бальные катастрофические пробле-мы. Человек стал считать себя главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником фило-софии нового времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют сознание людей, искажают знания сложными представлениями.

1. Идолы пещеры – это личные переживания человека, его предрассудки, которые ему мешают познавать; 2. Идолы рода – обще распространенные предрассудки; 3. Идолы театра – играют и мешают видеть реальную жизнь; 4. Идолы рынка – похожи на разговор между покупателем и продавцом, обменивающимися мнениями и не понимающие друг друга. Предложил новый метод индукции (наведение). Индук-тивный путь познания представляя собой постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации об окружающем мире по частям, которое происходит только в каждодневной повседневной жиз-ни, только в результате жизненного опыта и постоянной практики.

Декарт Рене (1596-1650 г) – французский учёный и философ, представитель классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной задачей философии является увеличение могущества человека над природой путём её познания. Считал,что следует пересмотреть предшествующую философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём пред-шествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан.

Гоббс Томас (1588-1679 г.) – английский философ-материалист, рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение: «человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения, т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил им государство и законы. На самом деле человек – это животное, пытающееся удовлетворить свои потребности и заботящиеся о собственном су-ществовании. Подчинясь главному животному инстинкту самосох-ранения. За свою сохранность человек продаёт государству свободу и оно обязано его защищать. Люди переходят из естественного состояния в граж-данское. Это получило название теории общественного договора.

Локк Джон (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в философии Нового времени систематически разрабо-тавший теорию познания как специальную область философии. Гносеология – сенсуалистическая в своей основе – стала ядром всего учения Локка. Он считал, что мир воспринимается при помощи органов чувств. Он система-тизировал эмпиризм и говорил, что нет ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях. Локк считал, что качества бывают первичные, математические (прос-транство, протяжённость величины фигуры) и вторичные это цвет, вкус, запах. Такое представление о мире отвечало уровню развития науки того времени.

Беркли Джордж (1685-1753 г.) – английский философ, представитель субъективного идеализма. Он был епископом и при помощи философии хотел доказать существование Бога. Он чётко разграничил представление об объекте и субъекте и говорил, что чувства это те каналы по которым наступает информация о наличии во вне какой то реальности, но гарантий того, что наши чувства не искажают внешний мир – нет. Весь мир по мнению Беркли это только комплекс ощущения субъекта, а что стоит за нашими ощущениями неизвестно.

 

№13 В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах раз­витие науки, становящейся достоя-нием широких кругов мыслящих людей, – вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умо-настроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвеще­ния – культ науки (а сле-довательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его свето­носной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самосто­ятельно! – таков призыв Прос-вещения. Францию XVIII в. Характеризуют ог­ромное коли-чество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отста­лости, она вступила в период перво-начального капиталистического накопле­ния. Просветители, как следует из самого слова, забо-тились о распростране­нии прос-вещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

1688–Славная революция в Англии–1789–начало Французской революции. Просвещение заро-дилось в Англии, и было идеоло-гической подготовкой французской революции.

В Англии разработаны проблемы личности («теория разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе (уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.

Во Франции Просвещение поя-вилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье. Бейль был аристократом и гугенотом. Пытался доказать, что все верующие(лютеране, гугеноты, католики) могут быть поря-дочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.

Жан Мелье –обычный пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер –(1694–1778)–публицист аристок-ратического происхождения, люби-мец женщин. Боролся с като-лической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!» (Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). «Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится» (Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии (Локк: сознание человека – “fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо (1712–1778)–про-исходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче об-щественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, ос-новная причина безнравствен-ности. Р.–автор теории обществен-ного договора(часть людей следит за соблюдением порядка (госу-дарство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Нера-венство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчи-няются). Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство). Общая характнристика философии Просвящ.: 1) продолжает развиваться практи-ческая философия, с помощью знаний которой ч-к способен преобразовать мир.2) Вера в науку (господство рационализма в философии) 3) Научный прогресс является условием развития общества и ч-ка(исключ. Руссо и нем. романтики)4) основа обществ. развития – просвещение 5)новая филос картина мира – деизм 6) Бог создал мир но не вмешивается в его дальнейшее развитие. Мир развивается по собствен законам механики. 7) Ф. рассчитана на широкие слои населения.

Появление новых направлений: 1)деистический материализм 2) французский материализм 3) Субъективный идеализм(Беркли, Юм 4) Новые разновидности сенсуализма а) материалисти-ческий (Локк) б) идеалистический (Юм, Беркли) 5) Критический сенсуализм

Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, 1)материализм был механисти-ческим т.е. действовали законы механики 2) материализм был метафизическим3) Фр. Матери-ализм в понимании общества был идеалистичен (мнение правит миром)

14 Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал. Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сфор-мировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование “практического разума”.

№15Система и метод Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого дви-жения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалекти-ческое миропонимание и со-ответствующий ему диалек-тический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обоб-щающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объек-тивной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мыш-ления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафи-зический метод, Гегель сформули-ровал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отноше-ний в качественные (при измене-нии количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничто-жающее. Диалектическое отри-цание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противо-положностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность.Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из диа-лектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действии-тельно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.

№16 Антропологический принцип философии Л.Фейербарха.

Основная заслуга–связал идеологию Гегеля с религией. Когда Ф. Критиковал религию, он обращал внимание на то, что представление человека о боге–это абстракция человеческих надежд и вынесение их вовне. Для Ф. Философия и религия–это два исключающих понятия. Ничего сверхестественного нет, это–плод человеческих фантазий. Критикуя религию, Ф. От религии не отказался, человек жить без бога не может.

Самое основное–его материализм. Он положительно решил основной вопрос философии: что первично дух или материя?

1. Ф.–представитель антрополо-гического материализма.

2. Этика Ф. основана на любви–«этика любви к ближнему, преклонение «я» перед «ты».

3. Человек–подлинный творец бога, следовательно нужно поклоняться не богу, а человеку.

В середине 19 в с острой критикой идеализма выступил Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – и при том более совершенная – вечной природы. Материализм Ф характеризуется как антрополог, т.к. он существенно отличается от материализма 18 века, сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре внимания Ф – человек как психофизическое единство, души и тела. Человеческая природа толкуется преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Антропологич. принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие объект. Это понятие по Ф первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, «Ты».Антроп материализм Ф возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. Ф встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большей мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъемлемо. Возражения Фейербаха против Гегеля основательны, философия ничего не достигнет, если будет изучать свои собственные стили. Лишь изучая природу, философ приобретает знание. Для философии единственный путь—возврат к природе. Он утверждал, что сознание есть порождение материи. Бог —отражение сущности человека. Фейербах тип государства связывает с религией.

№17 Особннности некласси-ческого типа философствования: 1) был разработан понятийный аппарат: данное, позитив-ное,верификация, фальсификация, пограничная ситу-ация, научная революция, парадигма, исследо-вательская прог-рамма, творчество, ответственность, самоубийство, одиночество, абсурд, бунт. 2) антропологическая направленность т.е. в центре филос исслед нах-ся ч-к. 3) Ф. интересов, проблема единичного, особенного и уникального 4) занятие поиска преобразовательных моделей мира т.к. вопрос: Что нужно сделать чтобы ч-к и мир стали лучше? 5) свобода рассм как основополагающий феномен бытия ч-ка в ед-ве с т-вом и отв-тью. Многие философы размышляют о бнгстве ч-ка от свободы. 6) сущность ч-ка и мира выводилась за пределы разума, т.к. в качестве критериев поведения личности и оснований развития мира рассм бессознательное (воля, интуиция, инстинкт, установки, любовь, переживание) – Ницше. 7) отказ от поиска универсальных методов познания и возможности получения абсолютно истинных знаний. Утверждается принцип релятивности (относительности) знаний. 8) Неоднозначное отно-шение к науке в связи с чем в философии появляются два направления: сциентизм и антисциентизм 9) неоднозначное, противоречивое отношение к класич Ф. в связи с чем в некласич филос мысли появились два направления: трационалистское и критическое. 10) существовало единство оптимизма и пессимизма, рационализма и иррационализма.

Основные направления и течения: 1)философия и методо-логия научного познания- неокон-тианство, неорационализм, позити-визм. 2) иррационалистическая на-правленность.

Причины перехода к некласси-ческим типам философствования в 20 веке:

1. Основная причина–к началу 20 века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации(войны, революции).

2. Рационализм(особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт(поговорки). Даже предрас-судки обладают прочностью, их невозможно разрушить.

3. Рациональное знание исчер-пало себя гносеологически. Мир постклассической философии–искривленное конечное прос-транств, относительность Эйнштейна. Развитие науки возвратило природе таинствен-ность. Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа определяет содержание знания, даже если он этого не хочет(субъективность знания носит объективный характер).

С середины 19 века философская классика активно критиковалась. Кьеркегор ставит под сомнение существование рационал.системы, система Ф. связана с конкретным человеком, его взглядами и переживаниями. Человеческое существование трагично и безысходно. Ницше, Зиммель, Бергсон восприняли этот тип философствования.

Конец 19 века–II Мировая война–I период развития неклассической философии

Послевоенные годы(середина XX века)–II период.

Происходит размежевание постклассической философии:

1. ориентированная на сцеинтизм

2. антисцеинтизм.

Сцеинизм – это направление абсолютизирует роль науки в жизни общества, наука – главный стимул общественного прогресса. Стремление придать философским рассуждениям научную форму. Эталон научности – естественные и точные науки.

Проявил себя в позитивизме – Позитивус – положительный, речь шла о положительной науке.

Стадии позитивизма:

1-ый позитивизм – классический – 30 – 90 годы Х1Х века – Огюст Конт создал первую гуманитарную науку – социологию; Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль.

Эмпириокрититцизм – Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Освальд – 1-ый популяризатор научного знания (физический позитивизм) – 70 г. Х1Х – начало ХХ века.

Неопозитивизм (логический позити-визм) – возник благодаря деятельности Венского кружка – Морис Шлипп, Рудольф Карнапп, Карл Поппер, Рассел.

Гносеологические установки позитивизма:

1. Знать можно лишь то, что дано в чувственном опыте. Эксперимент и наблюдение являются основным методом познания.

2. Всякое подлинное знание есть знание фактов, данных в опыте. Факты можно регистрировать, никакое объяснение недопустимо, потому что, объясняя факт, мы вносим дополнительные сущности. В опыте закона нет, поэтому его нужно исключить.

3. Отрицали возможность предска-зания при помощи законов, вообще отрицали законы. Предсказание возможно как более широкое описание факта.

Основное внимание обращали на естественные науки, которые называли позитивными, потому что позволяли решать насущные проблемы человечества. Позити-висты критиковали предшествую-щую философию, но не отрицали ее.

Антисцеинтизм – Шопенгауэр.

1. Наука скрывает истину бытия, умерщвляет бытие.

2. подлинным выражением жизни является противоразумная воля.

3. Подлинным средством постижения истины является не логический анализ, а интуитивное освоение действительности.

№18 Рацианалистическая и иррациона-листическая ориентации Гегель, Фейербах, Маркс таков рационалистический вектор развития европейской философии. Ему противостоял иррационализм. Тезису рационалистов о разум-ности мира рационалисты (Шопенгауэр,Кьергор,Ницше) про-тиивопоставили тезис – мир неразумен, ч-ком управляет не разум а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Первым против Гегеля выступил Шопенгауэр в сочинении «Мир как воля и представление». В основе мирового строения – воля к жизни, как нечто стихийное неорганизованное.

Рацианалистическая и иррациона-листическая ориентации в современной философии нашли отражение в двух концепциях: 1) Традиционастская концепция - обращение к классической традиции для сохранения в условиях кризиса(рубеж 19-20 в.в.) статуса самой философии. Наиб влият направления: неокон-тиансттво, неогегельянство, нео-томизм. 2)критическая традиция(преобладающая), стояла на позиции критики классической философии и отказа философии в научном статусе. Характерна радикально-нигилистическая пози-ция(Шопеггауэр, Кьеркегор, Дильтей, Ницше, Шпенглер). Данная концепция разделяется на два направления а) критико-рефлексивное. Обращаясь к проблемам человеческого разума, ставя вопросы: какие границы имеет человеческий разум. В рамках этого направления сложился особый тип философствования, основанный на методе логической доказуемости, что пробщило философию к естественно-математическим нау- кам, б) критико-антропологическое направление.. Главная проблема – проблема ч-ка и человеческого бытия. Разум неможет этого постичь. Все усилия направлены на изучение внутреннего мира., многообразие его проявлений. Это направление «Философия жизни», приблизила философию к исскуству.

№19 Иррационализм

По мнению Шопенгауэра субстанцией мира является мировая воля, как нечто неупорядоченное, неорганизо-ванное, стихийное. Все конкр матер предметы и явления представляют собой лишь ступени объективации мировой воли.- данное рассуждение в работе «Мир как воля и представления». В центре философских рассужд Шопенгауэра находились, проблема ч-ка которая рассматривалась в духе буддистской философии. По мнению Шопенг всякая жизнь ч-ка есть страдания. Но сущест пути освобожд от страданий: 1) нет ч-ка - нет проблем (самоубийство) 2) если ч-к не может уйти то он должен стать оптимистом 3) аскетич образ жизни, заключается в способности ч-ка привести в равновесие свои желания и возможности их удовлетворения, преодолевая состояние боли и скуки. Т. Об. Философия Шопенгауэра яв-ся философией жизни.

Философия жизни Ницше заменила

Воинственный волюнтаризм. Основным понятием A жизни Ницше яв-ся воля к власти, к жизни, к силе. По мнению Ницше опред критерием поведения ч-ка яв-ся воля к власти, всё то,что способствует проявлению этой воли следует рассм как добро, а всё то, что препятствует проявлению этой воли, сл-т рассм как дурное.,зло. К плохому Ницше относит разум ч-ка и мораль основанную на любви к ближнему. «Я не настолько беден чтобы подавать нищему». Большое место занимала проблема добра и зла, проб развития морали. По его мнению в начале развития человеческого общества господствовала мораль господ, (аристократии) к-я возникла как рез-т природного превосходства над другими. Основным уравнением этой моралияв-ся: Любимый богом=сильный, богатый, красивый. В процессе развития чел. Общества мораль господ заменена моралью рабов: Любимый Богом=бедный, уродливый,больной. Такая мораль яв-ся сущностью христианской религии. Подвергая критике хр религию он заявляет, что пришла пора переоценить ценнсти. Заменит мораль рабов моралью господ. Ницше выделил следующие принципы морали господ: 1)высшей ценностью для ч-ка д.б. человеч жизнь 2) не существует рав-ва м-ду людьми т.к. один рождается инициативный. Др пассивный 3) Ч-к способен создавать новые правила поведения и противостоять традиционной морали и таким ч-ком яв-ся «сверхчеловек», он вместо Бога. Сверхчеловек сразу не появляется, его необходимо вырастить. Стадии: 1) Наличие у будущего ч-ка сознания верблюда, который живет по принципу – ты должен 2) Появление сознания льва – Я хочу. 3) появление сознания ребёнка. Т.об. сущность заключается в его свободе, самоопределении и самоутверждении.

№20 М и Э разработали матер понимание истории т.е. расспрос-транили материализм на объясне-ние общ явлений. До М и Э господствовали идеалистическое понимание истории. Согласно к-му в основеиобщ-го развития лежат духовные факторы(сознание ч-ка, формы общ сознания. Абсолютные идеи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: