Глава 2. История возникновения и развития поселения Прокопьевск.




Откуда же в начале XVII века появились в наших местах русские? Те, кто основал на землях абинских татар город острог, а в дальнейшем город Кузнецк.

На карте 18 века стрелка указывает на продвижение первопроходцев в сторону Кузнецка. А выше … на север за Уральскими горами родина Деда Мороза – Великий Устюг. Именно оттуда пришли в наши места первые русские, основавшие Томский (1604) и Кузнецкий (1618) остроги, и поселившиеся в наших местах задолго до того как здесь были открыты залежи угля. (Приложение 6)

Географическое положение определило роль Великого Устюга в качестве посредника в торговле Москвы с Европой через Архангельск и в связях Москвы с Сибирью. Великий Устюг явился городом-организатором, началом, истоком движения на восток, вплоть до Амура, Тихоокеанского побережья и Русской Америки. В этом принимали участие и другие города Севера — Вологда, Каргополь, Тотьма, Мезень, Пустозерск. Но роль Великого Устюга была особенно заметной. Именно устюжанами были землепроходцы и мореплаватели, чьи имена запечатлены на карте России. Это Семен Дежнев (мыс Дежнева), открывший пролив между Азией и Америкой, подробно описавшим Чукотку, Ерофей Хабаров (г. Хабаровск), установивший кратчайший путь из Якутска на Амур, Василий Шилов, Владимир Атласов и другиме исследователи Сибири, островов Тихого океана, Русской Америки. Они прошли всю Сибирь от Урала до Тихого океана, сделав множество великих географических открытий.

 

В чем кроются причины, благодаря которым именно жители Северной Руси стали главными первопроходцами новых, восточных рубежей страны?

«…Одна из них, состояла в том, что в ту пору, поморские черносошные крестьяне, не стесненные узами крепостного права, были наделены свободой передвижения и правом самостоятельного выбора места жительства (8, 136).

Вторая причина объяснялась неспокойной обстановкой на южных границах осваиваемых сибирских земель, ввиду которой, основная ставка делалась на развитие северных торговых путей…»[1]

По данным историка В.Н. Булатова в течение XVII века около 40% жителей Заволочья мигрировали на Урал и в Сибирь тем самым в значительной мере определив историко-культурную самобытность этих мест.[2]

Профессор Д.Н. Беликов писал: «Около 1646 года был большой недород хлеба в северных и северо-восточных частях европейской России, и «государю ведомо учинилось, что с Руси с поморских городов: с Устюга Великого, с Соли Вычегодской, из Перми, с Вятки, с Кевроли, с Мезени и с иных русских городов, с посадов и уездов соши в Сибирь посадские и многие крестьяне от хлебного недороду и бедности – и началли жить в сибирских городах и уездах на церковных землях…»[3]

Известный историк Сибири П.А. Словцов[4] писал: «Сибирь обыскана, добыта, населена, обстроена, образована все устюжанами и их собратией. Устюжане дали нам земледельцев, ямщиков, посадских, соорудили нам храмы и колокольни, завели ярмарки».

Писатель В. Распутин, однажды сказал: «Было бы справедливо где-нибудь на просторах Сибири высказать и подтвердить благодарную память сибиряков Великому Устюгу». [5]

В 1621—22годах в Кузнецком остроге возведен деревянный Преображенский со­бор. В 1648 под острогом основан Христорождественский монастырь с церковью; ему прина­длежало село Монастырское, в 1769 обитель закрыли в ходе секуляризации церковных имуществ. [6] Крестьяне Монастырского села стали государственными. Через несколько лет их приписали к Томскому железоплавильному заводу, что сродни было каторге.

А.П.Рахманова, краевед- энтузиаст, утверждает, что документального подтверждения ранее принятая дата основания нашего поселения - в 1650 году не найдено. 1734 г. – впервые упоминается деревня Монастырская в работе Герхарда Миллера «Реестром деревень от Кузнецка вниз по Томи с указанием расстояния между ними». Есть сведения о деревне в ревизских сказках 1720 года. В 1858 году село Монастырское окончательно переименовали в Прокопьевское.

В 1778 году «для подробнейшего всех обстоятельств свидетельствования Змеиногорского и других рудников» направлен на Колывано-Воскресенские заводы И.М. Ренованц. Среди многих мест, в которых он побывал, был и Кузнецкий край. Вернувшись в Петербург (1779), учёный представил обширные «примечания» о состоянии дел на Змеиногорском руднике, Сузунском монетном дворе и др. В одном из его трудов мы встречаем упоминание и о деревне Монастырской: исследователь обнаружил ряд угольных пластов, выходящих на поверхность между деревней Монастырской и Бачатским селом.

Жизнь и быт села мало чем отличались от жизни и быта крестьян других сибирских сел и деревень. Яркую и до боли щемящую сердце их характеристику дал просветитель-демократ Н. Флеровский, отбывавший ссылку в 60-х годах 19-го века в Кузнецке. Он писал: «Я уже в Кузнецке и разъезжаю по окрестностям, чтобы познакомиться с бытом крестьян. Первое, что меня поражает, это обилие природных источников богатств, почва плодородная, покрытая богатой растительностью, душистые луга, доставляющие самый изобильный корм для скота, кажется, коси, руби, сколько хочешь. В недрах земли также существуют значительные источники богатства, каменный уголь в таком изобилии, что местами он дешевле простоя, глины. Железом и металлами природа также не обидела Кузнецкий округ.

В такой обстановке живет несчастное и бедствующее население. Жилище крестьянина, в огромном большинство, весьма посредственное, и убогая изба без крыши весьма частое явление. Крестьянин едва успевают защитить хоть на половину от холода и непогоды себя и свое семейство, скот его едва остается без всякой защиты. Несмотря на незначительное количество скота у крестьян, часто для него недостает сена, корм соломою в большом употреблении, и нередко скот, по недостатку корма, или гибнет от голода, или продается за бесценок… Редкий крестьянин ест мясо даже зимой в праздники».

На 1 января 1913 года в селе насчитывалось 618 крестьянских мужских душ. На них государство выделило 9298,7 десятины удобной пахотной земли, на каждую душу почти по 15 десятин. Женским душам земли не полагалось. Надел Прокопьевской крестьянской общины на севере граничил с владениями усятцев, на востоке и юго-востоке – с шарапскими и лучшевскими землями, речка Маганак являлась границей прокопьевских земель с зенковскими, на западе и юго-западе соседями были сафоновцы и смышляевцы. Практически пахотные земли, покосы, пастбища прокопчан были расположены на территории современных Центрального и Рудничного районов Прокопьевска.

В самом центре прокопьевского земельного надела была расположена земля (в размере 50 десятин), принадлежавшая Кабинету Его Величества. Этот небольшой участок был изъят у прокопчан для разработок каменного угля и формовочного песка. Взамен в другом месте крестьяне получили 100 десятин равноценной пашни.

Церковный земельный надел в 98 десятин и 26 десятин неудобицы были расположены в верховьях речек Кумашиха и Таловая.

Школьный земельный надел на одну душу был равен 14,6 десятины и находился южнее села, по дороге в Зенково. Прокопчане в 1913 году собирались строить еще одну школу и потому границах села выделили для нее полдесятины земли.

Царское правительство ежегодно выкачивало из крестьян Кузнецкого округа 400 тысяч рублей серебром различных налогов и сборов. К тем, кто не мог вовремя оплатить их, применяли насильственные меры, включая и наказание розгами. Крестьяне вынуждены были за бесценок продавать продукты своего хозяйства спекулянтам, приезжавшим из центральных областей России, и местным богатеям.

Придавленные нуждой, крестьяне и не подозревали о несметных подземных богатствах, хранящихся в недрах их края. Этими богатствами были залежи черного золота —каменного угля.

Первая попытка использования прокопьевских углей в промышленных целях связана с возникновением Томского железоделательного завода, построенного в сорока пяти километрах к юго-западу от Прокопьевска.

С открытием Прокопьевского каменноугольного рудника 1917 году население стало расти за счет приезжих. В 1920 году селе проживал 1640 человек.

 

В 1921 году сюда пришла и железная дорога от Кольчугино. Тогда же начали возведение бараков дома холостяков с библиотекой, управления Южного Кузбасса, больницы, центральной электростанции и дома специалистов. Строительство жилья за темпами развитие промышленности не поспевало. В 1923 годужилфонд рудника составлял меньше сажени на 1 человека. Тогда, в апреле 1923 года, село было преобразовано в поселок с населением 3 644 человека. В 1931 году Прокопьевск получил статус города.

Таким образом, во 2 главе данного исследования, акценты были сделаны на доугольном периоде истории нашего поселения, подчеркнута роль Великого Устюга в освоении Сибири.

 

 

Глава 3.

Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он перешел из католичества в Православие. Наставление в Православной вере и благодать святого Крещения святой Прокопий получил в обители преподобного Варлаама Хутынского (1192; память 6 ноября). Желая подражать подвигу иноков, он раздал свое имущество бедным, пожертвовал его часть в Варлаамо-Хутынский монастырь и удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг. Там святой Прокопий вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Там святой Прокопий вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Блаженный Прокопий молился за обидчиков словами распятого Спасителя: «Господи, не постави им греха сего». Спал блаженный обычно на сырой земле или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан (1276), основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила. Но и у них блаженный не искал прибежища от холода и голода.
Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью... Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины. Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопий, где изложил и это событие из жизни святого.
Блаженный Прокопий любил подолгу сидеть на большом камне на берегу реки Сухоны, смотря на проплывавшие мимо суда с молитвой о тех, кто находился на них. Он так любил это место, что в последние годы своей жизни говорил, чтобы его здесь и погребли.
Блаженный Прокопий проводил свою жизнь в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, но не каждый день; от богачей, нажившихся неправдой, он не брал ничего. За свои подвиги блаженный стяжал у Господа дар прозорливости. В 1290 году, за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаженный Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом, по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаженного Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. Между тем, святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1597 году чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле. Сохранилось предание и о другом пророчестве праведного Прокопия. Однажды мимо соборной церкви проходила чета благочестивых супругов со своей трехлетней дочерью Марией. Блаженный Прокопий, выйдя из храма, трижды до земли поклонился отроковице и сказал, что она будет матерью великого просветителя зырян святителя Стефана Великопермского (1396; память 26 апреля).
Святой Прокопий носил в руке три кочерги, причем, было замечено, что когда он держал их опрокинутыми, то это предвещало неурожайный год.
Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. В благодарность об этом откровении он перед смертью пошел к устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю и помолился у ворот обители. Затем блаженный Прокопий отошел от ворот, лег на землю и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу. Кончина праведного Прокопия последовала в глубокой старости 8 июля 1303 года. Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.
В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде. Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии. В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля. По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней. Житие блаженного Прокопия написано около 1500 года. В Иконописном подлиннике о блаженном Прокопий сказано: «Подобием средовек, власы на главе русы и терховаты, брада аки Козмина, риза на нем дикобагрянная, с правого плеча спущена, в руке три кочерги, на ногах сапоги раздранные и персты видны, колени голы».[7] Есть точка зрения – в Праведном Прокопии можно найти прототип Деда Мороза. Мало того, что он так же устюжский, он еще и сладости детям дарил. Прокопий обладал даром предвидения. Когда за пророчества Прокопия желали отблагодарить, он передаривал полученное детям, которые постоянно окружали его. Живущего под открытым небом нищего старика прозвали “дедом с мороза”.

Таким образом, в 3 главе нашего исследования, авторы рассмотрели основные моменты жизни Прокопия Устюжского, опираясь на агиографический памятник 17 века, сложившийся на основе более ранних произведений. По нашему мнению, лишь немногие в Великом Устюге знали о купеческом прошлом Прокопия. Среди них мог быть священник Симеон, отец будущего Святителя Стефана Пермского. Он первым оставил письменные свидетельства о Прокопии. Можно предположить, что блаженный, изображавший из себя слабоумного, может быть плохо говорящий на русском языке и вовсе не делился ни с кем своим прошлым. Вероятно, биография святого это миф.

 

Глава 4. Влияние имени Святого Прокопия на судьбу города

Разумным будет утверждать, что имя данное объекту будет влиять на его дальнейшую судьбу и биографию. Название дается объектам по разным причинам и исходя из разных соображений. Например, по первому впечатлению, в чью-то честь, по какому-то признаку или в честь другого объекта, который характеризует данный объект.

Имя свое Прокопьевск получил по имени Святого, почитаемого на родине переселенцев. Одно из наиболее известных изображений Прокопия – на картине Рериха «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится». Переселенцы, отправляясь в неведомое далеко, терпя нужду и лишения в пути обращались за духовной помощью к Прокопию. Подвиг Святого, отрекшегося от земных благ, помогал смириться с жизненными тяготами, давал утешение. Почитание блаженного накладывало отпечаток на нравственное здоровье наших предков, на этику труда, торговли и взаимоотношений.

После закрытия храма и искоренения религиозной веры, имя Прокопия перестало означать вынутый из ножен, обнаженный меч; то есть личность, готового защищать свои идеалы, веру и убеждения с неотступной решимостью.

Попытки понять и объяснить влияние имени на судьбу и характер человека делаются и в настоящее время. Все они отличаются большим разнообразием подходов к решению этой проблемы. В некоторых работах используются астронумерологические методы исследований, в других случаях предлагается использовать символический подход. Широкую известность получили работы, основанные на интуитивных характеристиках. Следует заметить, что во всех случаях получаются значительно различающиеся значения имен. Исследователь Феликс Казимирович Величко[8] предложил семантико-фонетический вариант анализа имени. Он обращает внимание на то, что каждая буква в слове имеет свой смысловой и эмоциональный оттенок.

П — богатство идеями, сложившиеся устойчивые мнения, забота о своем внешнем виде» способность ума к обобщениям, стремление к постижению действительности в ее целостности (дважды)

Р — способность не обманываться внешними представлениями, умение вникать в сущность, самоуверенность,

О — сильные и глубокие чувства, умение обращаться с деньгами, необходимость в самопознании, стремление к пониманию своего предназначения, богатая интуиция, способность выделить самое главное и существенное из всей суеты жизни, стремление к активным действиям, храбрость, увлеченность, иногда необдуманный риск и авантюрность, склонность к догматизму в суждениях. (дважды)

К — выносливость, сила и крепость духа, умение хранить тайны, исключительная проницательность, главный жизненный принцип: «все или ничего».(трижды)

Ь — способность детализировать, расчленять и раскладывать по полочкам.

Е — стремление к самовыражению, потребность к взаимному обмену идеями, склонность к роли посредника в конфликтных ситуациях, проницательность, интуитивное понимание мира тайного и непонятного, иногда болтливость.

В — легкость в общении, умение быстро установить контакт, реальное восприятие действительности, единение с природой, творческий характер личности.

С — стремление к прочному положению и материальной обеспеченности, здравый смысл в суждениях, раздражительность, склонность к властности, иногда капризность, важность осознания своего истинного предназначения в жизни.

 

Таким образом, жители города, носящие имя Святого Прокопия, должны иметь общие черты характера: выносливость и крепость духа, понимание своего предназначения, умение выделить самое главное и существенное из всей суеты жизни, быть легкими в общении, воплощать смелые идеи, стремиться к прочному материальному положению.

После закрытия храма и искоренения религиозной веры, имя Прокопия перестало означать вынутый из ножен, обнаженный меч; то есть личность, готового защищать свои идеалы, веру и убеждения с неотступной решимостью. Для материалистов имя, данное городу потеряло нравственную составляющую. Но не закончилось его влияние. Прокопченый, черный от дымящихся терриконов – такая первая ассоциация у прибывающих в Прокопьевск стала возникать. (См. приложение 7)

Таким образом, в 4 главе данной работы по проблеме исследования, было установлено, что взаимосвязь судьбы города Прокопьевска и его названия есть.

В начале 21 века в городе продолжают закрывать шахты. Есть этому экономические обоснования, есть нравственные мотивы.

Изучая происхождение названия нашего города, мы наполняем духовным содержанием

 

Источники:

Справочная книга Томской епархии. 1914 г. Стр. 245,
смотри п.8:
https://elib.tomsk.ru/purl/1-1110/

https://kuzpress.ru/culture/07-11-2014/35502.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron

 

Литература.

Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: Инфолио-пресс, 2002. 256 с.

Миллер Г.Ф. История Сибири. – М.-Л., 1937. – Т. 1. – С. 305.

 

 

Рогачев С.В. Устюжане. // https://geo.1september.ru/article.php?ID=200202605

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

«Великому господину преосвященнейшему Сил(ь)вестру митрополиту Тобол(ь)скому и Сибирскому ис Кузнецка Христорождественскаго монастыря от заказных Духовного правления дел

Покорнийшее доношение

Сего 1753 года июня в числех здешнего монастыря крестьяне и протчия обыватели, которые поблизости жител(ь)ство имеют, заказного Духовного правления (2) просили письмянно (3): имеемся, де, мы в разных деревнях и приходех, а имянно: как в градцкой приходцкой Богородцкой церкви (4) за Том(ь)ю рекою, так и в Подгородном Красноярском селе (5) и во отдалении от оных церквей (например, до деревни Монастырской верст по петидесят(ь) и более), а особливо и за реками. Для того и просили оного монастыря крестьяне и протчие поблизости той Монастырской деревни обыватели, чтоб повелено было в показанной деревни Монастырской построить церковь во имя святаго Прокопия праведного…»[9]

 

Приложение 3

1) святой Прокопий Декаполит, т. Е. по происхождению из города Декаполя (в Палестине); в первой половине IX в. Пострадал за почитание икон;[10]

2) Святой великомученник Прокопий, пострадавший при Диоклетиане в 303 году в Кесарии Палестинской, в народе прозван Жатвенником;[11]

3) Прокопий Сазавский, Чехия, 11 век[12]

4) Праведный Прокопий Устьянский широко почитался на Севере, мощи обретены в 17 в.[13]

5)Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (умер в 1303г)

6) Св. блаженный Прокопий из вятских благочестивых крестьян. Погребен он был в Трифоно-Успенском монастыре, в Успенском храме, 17 век. [14]

 

Найти осальных святых Прокопиев, оформить в таблицу

 

Приложение 4

 

 

 

Поклонный крест с памятной доской в 2001 году был воздвигнут

 

 

Приложение 5

 

 

Пересечения улиц Прокопьевской и Кайгородова, на этом месте с 1872 до 1939 года была деревянная, однопрестольная церковь во имя Святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца.

После закрытия церкви в 1939 году, в ее помещении разместился горпищекомбинат. В 1960-е гг. здание снесли.

 

 

Приложение 6

 

 

 

Карта 18 века

 

 


[1] Г.М. ЛАППО доктор географических наук, главный научный сотрудник Института географии Российской академии наук Геоурбанистика в зеркале Великого Устюга\ https://www.google.ru/url

[2] (Булатов В.Н. Русский Север. Книга вторая: Встречь Солнца (XV-XVII вв.) - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1998. - 352 с.),

[3] Дмитрий Никонорович Беликов (1852-19320- ПРОФЕССОР Томского университета, историк церкви, архиепископ Томский

[4]Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1. СПб, 1835. с. 140). В Сибири Словцов издал серию исторических и краеведческих трудов. Главный его труд — «Историческое обозрение Сибири». Первая часть его, обнимающая период 1588—1742 гг., вышла в 1838 году; вторая, доводящая историю Сибири до 1823 года — в 1844 году (2-е издание — 1836).

 

[5] www.ikz.ru/siberianway/siberianway.html

[6] https://russiasib.ru/kemerovskaya-i-novokuzneckaya-eparxiya-rpc/

[7] https://www.sedmitza.ru/lib/text/438002/

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

 

[8] Феликс Казимирович сыграл большую роль в популяризации астрологии в России, является автором множества статей в периодической печати (в том числе в журналах "Крестьянка", "Наука и религия", "Урания" и др.). Проректор Московской Академии Астрологии (1991-1994). В настоящее время — главный консультант журнала "Гороскоп". https://to-name.ru/biography/feliks-velichko.htm

[9] По материалам исследования А.П. Рахмановой

[10] Словарь Брокгауза и Ефрона https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron

[11] https://kuzpress.ru/culture/07-11-2014/35502.html

 

[12] Андрей Шестаков по книге " Жития святых чтимых православной Церковью" арх. Филарет (Гумилевский), Сретенский монастырь, 2000, c.187-190

 

[13] Официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии

https://www.arh-eparhia.ru/saints_and_shrines/?ELEMENT_ID=13596

 

[14] https://www.sedmitza.ru/lib/text/438002/

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: