Издательство СПбГАВМ
Методические указания разработаны в соответствии с программой курса «Правоведение» и предназначены для студентов всех форм обучения и факультетов.
Самостоятельная работа является наиболее эффективным видом обучения, ориентированным на приобретение студентами правовых знаний, навыков и умений, а также их применение в дальнейшей профессиональной деятельности.
В результате регулярной самостоятельной работы, а также занятий под руководством преподавателя студенты должны: иметь представление об основных современных правовых системах, об основных теориях происхождения государства и права; знать понятийный аппарат и ключевые положения общей теории государства и права, основные понятия отдельных отраслей российского права; уметь применять полученные теоретические знания на практике, а также разрешать правовые коллизии с помощью нормативных правовых актов.
В темах, предусмотренных программой, выделены главные вопросы, на которые студентам следует обратить внимание в первую очередь.
II. Организация и основные виды самостоятельной работы
студентов при изучении дисциплины «Правоведение»
Самостоятельная работа студентов складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ, составление графиков, таблиц, схем;
- тестовый самоконтроль текущих знаний;
- подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.
Подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям
|
включает в себя доработку конспекта лекции, ознакомление с рекомендованной преподавателем юридической литературой, отработку вопросов, рекомендованных к рассмотрению на семинарском или практическом занятии, подготовку реферативного или фиксированного доклада.
Система обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.
При изучении курса «Правоведение» рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими указаниями по его изучению; проработать учебный материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной юридической литературе и нормативным актам. Обязательным условием закрепления и углубления знаний является участие студентов в семинарах, подготовка контрольной работы, докладов, написание реферата, а также самостоятельное решение задач и тестов, приведенных как в сборниках, так и учебно-методических комплексах.
Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.
При работе с конспектом лекции необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие -лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вам понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
|
1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.
2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.
3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения.
4.Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. К примеру, историки нередко используют такие символы: «кодекс» - большая буква «К», «федеральный закон» - «ФЗ», слово Российская Федерация всегда обозначается буквами «РФ» или одной буквой «Р» и т.д. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
6. Необходимо прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.
Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
|
Преимущества семинара как формы обучения состоит в следующем:
- на семинаре студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих экономистов и управленцев;
- имеется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала, при этом студенты учатся оперировать необходимой в будущей работе терминологией;
- при подготовке к семинару студентам нередко удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
На практике существует 3 основных вида семинаров:
а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения
курса в целом;
б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения
основных или наиболее важных тем курса;
в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от
лекций тематикой.
При подготовке к семинару основная задача - найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему студентам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- решить задачи и выполнить другие письменные задания.
Специфика изучаемых на кафедре дисциплин такова, что организуется работа с нормативно-правовой базой. Анализируя источники, главная задача - наиболее полно и точно восстановить исследуемый период принятия нормативных актов, учитывая, являются ли они действующими в настоящий момент (не утратили силу).
Анализируя статьи одних нормативных актов, сопоставляя их с другими, необходимо сделать вывод о высшей юридической силе одних по сравнению с другими.
Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче.
Желательно прочитать материал несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном прочтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. При этом рекомендуется законспектировать неясные вопросы, чтобы задать их преподавателю.
При работе с учебником можно составить несколько десятков сложных тестовых заданий, предложив их однокурсникам. Для закрепления материала можно попытаться объяснить какой-либо вопрос одному из однокурсников или провести дискуссию в группе на предмет одной из изучаемых тем.
Очень важным и более сложным видом самостоятельной работы является написание реферата (письменной работы на определенную тему). Написание реферата соединяет в себе элементы учебно-поисковой и научно-исследовательской работы. При этом важно помнить, что реферат - это не простое изложение уже известного учебного материала, а попытка создания творческой научной работы с соответствующими обобщениями и выводами, носящими самостоятельный характер. Работа над рефератом начинается с определения темы. От этого во многом зависит успех дальнейшей работы. Студент имеет возможность выбрать одну из тем в перечне, составленном и утвержденном на заседании кафедры (Приложение 1). Если же выбранная студентом тема охватывает несколько таких вопросов, либо выходит за их рамки, то ее необходимо согласовать с преподавателем.
Однако выбор темы - это лишь начало большой и сложной работы. Важным этапом на этом пути является составление плана, т.е. определение тех вопросов, которые будут раскрыты в процессе написания реферата. После выбора темы и первоначального ознакомления с общей и специальной литературой студент с помощью преподавателя, ведущего практические занятия составляет ориентировочный план, который призван обеспечить дальнейшую целенаправленную работу над темой.
При составлении первоначального развернутого плана и определении примерной структуры будущей работы важно придерживаться общепринятой структуры любой научной работы.
При разработке темы важную роль играет введение - начальная часть реферата. В нем в сжатом виде раскрываются следующие вопросы:
- обосновывается актуальность избранной темы, ее теоретическая и практическая значимость и место среди других проблем;
- характеризуется нормативно-правовая база, на основе которой раскрывается тема;
- дается анализ работ, написанных по данной теме;
- определяется круг вопросов, которые будут рассмотрены в основной части;
- формулируются задачи и обосновывается структура работы.
В основной части реферата следует выделить не более двух, трех главных вопросов. При раскрытии их содержания необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между ними и последовательность перехода от одного вопроса к другому.
В период работы над основной частью особое значение уделяется отбору, осмыслению и обобщению фактического материала, выявлению основных тенденций изучаемых процессов и явлений, подкреплению их примерами. Тщательно следует отбирать, использовать и цитировать нормативные источники, учебную и научную литературу. Без использования источников и литературы нельзя написать работу, особенно такую, где речь идет о принципиальных положениях юриспруденции и где необходимы точные юридические формулировки. При этом важно руководствоваться правилом, что обильное цитирование и употребление нормативных правовых актов оставляет мало места для собственных размышлений автора работы. Недопустимо применение цитат без ссылок на источники. Там, где это целесообразно, можно сокращать цитату или давать ее в собственном изложении. Работа должна носить творческий характер, что предусматривает известную свободу в изложении материала, собственный анализ, обобщения, научную и юридическую оценку фактов.
Раскрытие каждого вопроса реферата должно заканчиваться краткими выводами, причем выводы предыдущего вопроса должны подводить к основному содержанию последующего, для того, чтобы укрепить связь всех вопросов между собой и обеспечить единство содержания всей письменной работы.
Завершающей частью реферата является небольшое по объему заключение, в котором необходимо:
- подвести итоги всей выполненной работы;
- кратко ответить на вопросы, сформулированные во введении:
- отметить элементы новизны;
- дать практические рекомендации по использованию материалов
реферата в будущей деятельности.
Важно научиться излагать письменную работу своим языком, живо, образно, избегая трафаретов и шаблонов, не нарушая норм русского языка. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение абзацев, выделяя наиболее важные положения работы.
Большое значение в процессе работы над рефератом должно быть уделено его оформлению. В верхней части первого, титульного листа необходимо указать название учебного заведения, кафедры, где выполнена письменная работа. Далее необходимо указать тему работы, номер учебной группы, фамилию, имя, отчество студента и научного руководителя (преподавателя кафедры), а также год написания реферата.
На второй странице помещается план работы. Затем, начиная с третьей страницы, выделяется в виде подзаголовка наименование вопроса (раздела) и раскрывается его содержание.
В конце реферата располагается список использованных автором при написании реферата источников и литературы, который оформляется в соответствии с общепринятыми правилами. При составлении данного списка необходимо помнить о том, что в него можно включить только те источники, которые непосредственно использовались при написании реферата.
После завершения работы реферат сдается научному руководителю (преподавателю, ведущему практические занятия) для рецензирования. В случае необходимости реферат по указанию преподавателя дорабатывается.
Завершающим этапом работы над рефератом является его защита студентом - автором работы перед учебной группой. В процессе обсуждения реферата автор приобретает опыт творческого использования знаний по юридической проблематике, а также публичного выступления.
Наряду с оказанием помощи в написании реферата существенную роль в структуре самостоятельной работы студентов играют такие важные направления деятельности преподавателя, как:
- текущие консультации и контроль за освоением студентами теоретического содержания дисциплины (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
- проверка преподавателем письменной работы (реферата) и организация ее защиты студентом;
- текущий контроль со стороны преподавателя за освоением учебного материала студентами, изучающими «Правоведение» по индивидуальному плану и др.
Без такого тесного взаимодействия преподавателя и студента утрачивается цель и смысл учения, снижается его результат.
Для лучшего усвоения материала по изучаемому курсу студентам предлагаются тесты разной сложности. В обучающих тестах для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника. Такого типа тесты составлены таким образом, что правильным является не обязательно какой-либо один из предложенных ответов.
При работе с контрольными тестами следует учесть, что в гуманитарной области тест может показать усвоение лишь части материала (только фактов, дат, имен и т.п.), а способность мыслить, анализировать, доказывать, оперировать юридической терминологией остается за его пределами. Поэтому выполнение теста на «отлично» не гарантирует такую же оценку на устном экзамене.
Применение тестовой системы позволяет значительно увеличить объем самостоятельно изучаемого материала. Кроме этого применение тестовой системы контроля знаний позволяет определять степень освоенности той или иной темы сразу после ее прохождения. Вследствие этого повышается успеваемость и результаты экзаменов и зачетов.
Контроль за результатами работы осуществляется в виде ответов на вопросы для самоконтроля. Если в процессе самостоятельной работы возникают затруднения (непонимание отдельных положений дисциплины, трудности в решении задач и др.), студенту следует обратиться за консультацией на кафедру или к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе. Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела - это коллоквиум, зачет и экзамен.
Коллоквиум - это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамена, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума.
Зачет - это форма проверки выполнения студентами знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии.
Экзамен (от лат. examen - испытание) - форма итоговой проверки знаний студентов. Подготовка к коллоквиуму, зачету и экзамену основана на одних и тех же принципах.
Приложение 1