Интерпретация высказываний о языке




№ темы Цитата Пояснение к ней Лингвистические явления, затронутые в высказывании
1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский Наша речь строится на основе слов, которые сочетаются, согласуются друг с другом по правилам грамматики. Не только с помощью разных по лексическому значению слов мы выражаем свои мысли, но и с помощью различных грамматических средств языка. Слова с определенным лексическим значением, отражающими тему высказывания. Словосочетания разных видов: согласование, управление, подчинение, - показывающие смысловые отношения между словами. Особенности построения предложений: простые, осложненные, сложные.
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский Только будучи связанными по законам грамматики, слова обретают своё истинное предназначение – выражать мысли, чувства, доносить какую-либо информацию. Проанализировать любые словосочетания, показав в них смысловые отношения между словами и сравнив с одним словом вне словосочетания, показав, что в одном слове мысль не выражается. Или привести в качестве примера целое предложение, показав смысловые отношения в нем.
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин От того, насколько лексически точно, правильно человек употребляет те или иные слова, зависит понимание его мысли другими людьми. Дать лексическое значение какого-то слова или найти тропы (эпитеты, метафоры и т.п.), показав, какой образ они создают или какие мысли и чувства передают.
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня Только глаголы в изъявительном наклонении выражают реальное действие. Условное же и повелительное наклонения выражают лишь возможность действия или призыв к его совершению. Найти глаголы, определить их наклонение и указать, почему используется именно это наклонение, т.е. какую роль играет глагол именно в этом наклонении.
5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин В языке существуют различные способы для более точного выражения мысли: разные типы сложных предложений, уточняющие члены предложения, однородные члены, знаки препинания, отражающие авторскую интонацию, смысловые отношения частей предложения. Разные типы сложных предложений, уточняющие члены предложения, однородные члены и т.п.
6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия Прямая речь позволяет автору наделить своих героев индивидуальными чертами. То, как и о чём они говорят, даёт читателю представление об интересах персонажа, его образованности, характере, эмоциональности, отношении к собеседнику или предмету разговора. Прямая речь, диалог или рассказ от имени определенного героя. Обратить внимание на отдельные яркие слова, на характер предложений, фраз, интонацию высказываний.
7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский Мы выражаем свои мысли с помощью слов. Кроме слов в прямом значении, в нашем запасе есть множество слов в переносном значении. Они позволяют более ярко, образно передать мысль, чувства. Именно на переносном значении основываются изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.
8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин Культура речи человека зависит от того, каков лексический запас его языка, насколько точно и правильно следует говорящий грамматическим нормам, использует ли в своей речи образные средства выразительности. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п. Особенности построения отдельных предложений.
9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский В основе нашей речи – слова, которые связываются друг с другом по законам грамматики в словосочетания, имеющие смысловые отношения. На основе словосочетаний складываются предложения, способные выразить любую мысль или чувства человека. На примере словосочетания или предложения показать, как выражается конкретная мысль автора.
10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров В том, о чем и как говорит и думает человек, отражаются его образованность, интересы, увлечения, его нравственные принципы, воспитанность, отношение к окружающему миру. Слова, выражения, отражающие суть самого человека, его интересы, характер. Особенности построения предложений, показывающие культуру его речи.
11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий Для характеристики предмета мы используем не только слова с прямым лексическим значением. Особую образность характеристике придают слова в переносном значении, художественные определения, позволяющие не только передать образ предмета, но и свое отношение к нему. Эпитеты
12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина Художник создает образ посредством линий, цвета; композитор – звуков, ритма. В арсенале писателя – слово. Именно с помощью слов он «рисует» облик героя, его характер, состояние, описывает окружающую природу, обстановку. И от того, насколько полно автор умеет использовать возможности языка, зависит глубина читательского проникновения, степень его доверия миру художественного вымысла. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п. Особенности построения отдельных предложений.
13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова С учетом лексического и грамматического значения слова мы связываем его с другими словами в словосочетания, а затем и в предложения. Попадая в нашу речь, слова изменяются, приспосабливаются к другим, выражая определенную мысль. Словосочетания разных видов (согласование, управление, примыкание), предложения, выражающие конкретную мысль.
14. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский Местоимения употребляются в речи «вместо имени», указывая на уже названный предмет или его принадлежность. Иначе безликое «он» или «она» не скажет точно, о чем или о ком идет речь. Местоимения и существительные, которые заменяются местоимениями.
15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский Именно синтаксис определяет законы согласования и подчинения слов и предложений в речи. С помощью различных синтаксических конструкций мы можем точнее донести свою мысль до собеседника: что-то пояснить, раскрыть причину, следствие чего-либо. Словосочетания разных видов (согласование, управление, примыкание), предложения, выражающие конкретную мысль.
16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова С помощью пунктуационных знаков мы можем передать на письме интонацию перечисления или уточнения, восторга или констатации факта, вопроса или недоговоренности. В бессоюзном сложном предложении только пунктуационные знаки указывают на смысловые отношения частей предложения. Примеры использования различных знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, восклицательного и вопросительного знаков, точки, многоточия.
17. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Никола Себастьян Шамфор Основным средством создания художественного образа, выражения какой-либо идеи для писателя является слово. Он ищет нужные слова, чтобы выразить задуманное. Читатель же, напротив, воспринимая слова, пытается воссоздать задуманное автором: увидеть героя, окружающую обстановку, понять идею и т.д. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков Точно найденное, яркое, образное слово способно воссоздать в воображении читателя реальный предмет, вызвать искреннее сопереживание, заставляет задуматься о прочитанном. «Неживые» слова не вызывают отклика, вызывают скуку и равнодушие. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин К письменной речи предъявляются более строгие требования, правила, чем к речи устной. Написанная фраза должна соответствовать законам грамматики, правилам согласования и подчинения слов, употребления их в определенной форме. Но самое главное отличие – пунктуационное оформление написанного предложения. Различные сложные и простые осложненные предложения. Знаки препинания в них.
20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова Подчинительная связь между словами проявляется в словосочетаниях, в которых зависимые слова могут либо согласовываться с главным (согласование), либо вставать в требуемую главным словом форму (управление), либо присоединяться к главному без изменения (примыкание). В разных видах словосочетаний слово может вести себя по-разному. Словосочетания разных видов (согласование, управление, примыкание), предложения, выражающие конкретную мысль.
21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц В том, о чем и как говорит и думает человек, отражаются его образованность, интересы, увлечения, его нравственные принципы, воспитанность, отношение к окружающему миру. Слова, выражения, отражающие суть самого человека, его интересы, характер. Особенности построения предложений, показывающие культуру его речи.
22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв В том, о чем и как говорит и думает человек, отражаются его образованность, интересы, увлечения, его нравственные принципы, воспитанность, отношение к окружающему миру. Слова, выражения, отражающие суть самого человека, его интересы, характер. Особенности построения предложений, показывающие культуру его речи.
23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова Художественный текст отличается особой выразительностью, эмоциональностью за счет используемых в нем художественных средств выразительности. Нередко найденные писателем слова, образы восхищают своей точностью, необычностью, изяществом. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик Художник создает образ посредством линий, цвета; композитор – звуков, ритма. В арсенале писателя – слово. Именно с помощью слов он «рисует» облик героя, его характер, состояние, описывает окружающую природу, обстановку. И от того, насколько полно автор умеет использовать возможности языка, зависит глубина читательского проникновения, степень его доверия миру художественного вымысла. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский В основе нашей речи слова, соответствующие нашему образу жизни, нашему культурному уровню, нашим интересам. Соединение слов в смысловые фразы и предложения основано на грамматических нормах языка. Словосочетания разных видов (согласование, управление, примыкание), предложения, выражающие конкретную мысль.
26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов Точно найденное, яркое, образное слово способно воссоздать в воображении читателя реальный предмет, вызвать искреннее сопереживание, заставляет задуматься о прочитанном. «Неживые» слова не вызывают отклика, вызывают скуку и равнодушие. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский В основе нашей речи – слова, которые связываются друг с другом по законам грамматики в словосочетания, имеющие смысловые отношения. На основе словосочетаний складываются предложения, способные выразить любую мысль или чувства человека. Словосочетания разных видов (согласование, управление, примыкание), предложения, выражающие конкретную мысль.
28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов Из звуков состоит слово, с помощью морфем складываются новые слова, слова сочетаются в словосочетаниях, из которых образуется полноценное высказывание – предложение. Слово, словосочетание, предложение
29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой В нашем языке есть слова различных частей речи, позволяющие нам назвать предмет, показать его характеристику, действия, выразить любую свою мысль, любое чувство. Кроме этого, для более яркого выражения мысли мы часто используем слова в переносном значении. Слова разных частей речи и выражаемые ими значения. Соединение различных слов в предложение и смысловые отношения слов в предложении.
30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов Лексический запас нашего языка отражает наш опыт, наши знания, а то, как мы строим свою речь, показывает полноту, связность, отчетливость наших мыслей. Характеристика отдельных слов
31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр В том, о чем и как говорит и думает человек, отражаются его образованность, интересы, увлечения, его нравственные принципы, воспитанность, отношение к окружающему миру. Слова, выражения, отражающие суть самого человека, его интересы, характер. Особенности построения предложений, показывающие культуру его речи.
32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка Фразеологизмы – это устойчивые выражения, чаще всего основанные на переносном значении слов. В них ярко и емко выражается какой-либо образ или мысль. Фразеологизмы
33. «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко Каждый ребенок рано или поздно овладевает языком, способностью говорить и понимать речь других людей. Но с возрастом этот дар по-разному проявляется в людях. Речь отражает индивидуальный характер человека, его образ жизни, общий культурный уровень. Слова, выражения, отражающие суть самого человека, его интересы, характер. Особенности построения предложений, показывающие культуру его речи.
34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко К письменной речи предъявляются более строгие требования, правила, чем к речи устной. Написанная фраза должна соответствовать законам грамматики, правилам согласования и подчинения слов, употребления их в определенной форме. Но самое главное отличие – пунктуационное оформление написанного предложения. Различные сложные и простые осложненные предложения. Знаки препинания в них.
35. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко Мы выражаем свои мысли с помощью слов. Кроме слов в прямом значении, в нашем запасе есть множество слов в переносном значении. Они позволяют более ярко, образно передать мысль, чувства. Именно на переносном значении основываются изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.  
36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина Обычно абзац выделяет отдельную законченную мысль или указывает на необходимый композиционный элемент, как в текстах публицистического стиля. Но, кроме этого, автор может выделить наиболее важные мысли или даже отдельные фразы, к которым хочет привлечь внимание читателя. Абзацное деление в тексте

 

  №     Цитата   Комментарий  
      Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Ф.И. Буслаев   Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многознач-ное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.    
    «Эпитеты – одежда слов». В.А. Солоухин   Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнитель-ную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: - подчеркивают характерные признаки, - уточняют отличительные признаки, - оценивают предмет и выражают авторскую оценку.    
    «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Н.М. Шанский   Высказывая собственную точку зрения, человек использует СПП с придаточным дополнительным (Считаю, что… Убеждён в том, что…). Аргументировать своё мнение ему помогают СПП с прида-точными причины, цели, следствия и т.п.    
    «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Н.М. Шанский   Стремясь широко охватить тему, говоря-щий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распростра-нённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.  
    «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Н.С. Валгина Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.    
    «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Л.Т. Григорян   БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания. Смысловые отношения между частями БСП: -одновременность и последовательность (запятая и точка с запятой), - противопоставление (тире), - значение времени и условия (тире), - следствие (тире), -причина (двоеточие), - пояснение и дополнение (двоеточие).    
  «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». А.А. Аверинцев При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.  
    Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Н.С. Валгина Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. Выделяемые конструкции: -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; - уточняющие члены предложения; - вводные слова и предложения; - обращения и междометия; - прямая речь и цитаты; - утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.    
    «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Л.Ю. Максимов   Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.    
    «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г. Паустовский Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет опреде-лённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.  
    «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г. Ветвицкий   В предложении существительное вступает в грамматически организованные соеди-нения с другими словами, образуя слово-сочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависи-мого слова уподобляются формам главно-го (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово.  
    «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л.С. Сухоруков   Благодаря языку человек мо­жет передать, что он думает, о чем он думает, как отно­сится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.    
    «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». И.Г. Милославский   Служебные слова наряду со знаменатель-ными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому. Союзы играют роль скреп между синтак-сическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними: - сочинительные: соединительные, противительные, разделительные; - подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д. Частицы придают различные дополни-тельные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные, усилительные, отрицательные и т.д.    
    «У каждой части речи свои достоинства». А.М. Пешковский   Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения.  
    «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». С.И. Ожегов     Культура речи является одним из показа-телей общей культуры человека и заклю-чается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличитель-ным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.    
    «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». И.Г. Милославский   Повтор (полное или частичное повторе-ние корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм. Сложные слова: - прилагательные со значением усиления признака (= очень), - глаголы со значением непрерывности/интенсивности действия, - наречия с усилительным значением. Лексический повтор используется для -обозначения большого числа предметов/явлений, - усиления признака, степени качества или действия, - указания на длительность действия, - подчёркивания каких-либо деталей в описании, - создания экспрессивной окраски. Повтор звукоподражательный (тук-тук-тук…)    
    «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Л.А. Новиков   Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительно-сти в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка).    
    «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». А.А. Реформатский   Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания.    
    «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». А.А. Реформатский   Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.    
    «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Дж. Свифт   В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.    
    «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л. Сухоруков     В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.      
    «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». И.Г. Милославский     Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.  
    «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Н.С. Валгина     В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.    
    «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Н.С. Валгина     Многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз.    
    «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». В.В. Виноградов     Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения.    
    «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». И.Б. Голуб     Лексическая сочетаемость слов – это способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи. Слова с прямым значением сочетаются с другими словами предметно-логической связью (например, шея может быть короткой, но не может быть мелкой). Слова, имеющие фразеологически связанные значения, употребляются в речи лишь с определёнными словами в определённых оборотах (найти в тексте фразеологический оборот).      
    «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». Г.Я. Солганик     Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами. К средствам межфразовой связи относятся: - слова-заместители: местоимения (человек-он), наречия (в саду-здесь), синонимы (заяц-трусишка), родовидовые слова (цветы-васильки); - лексические повторы; - вопросительные предложения; - союзы, частицы; - вводные слова.    
    «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». А.Н. Гвоздев   В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое и называет добавочное действие, совершаемое действующим лицом. Умелое употребление глаголов и деепричастий даёт возможность многосторонне и детально описать процесс во всей его сложности, называя разнообразные действия.    
    «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». А.И. Горшков     Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах    
    «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». В.В. Виноградов     Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационн


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: