Тема 3.1.3. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика




 

Разделение труда — такая организация производства, при кото­рой каждый работник специализируется на выполнении определен­ной операции или на производстве какого-либо одного продукта.

Причиной разделения труда является необходимость более эф­фективного выполнения любых работ. Каждая семья вообще может производить все необходимое для удовлетворения своих потребно­стей собственными силами и не зависеть от других людей. Такое хозяйство, когда каждая семья сама производит все, что ей нужно, называют натуральным.

Еще в первобытном обществе ограниченность и неэффектив­ность использования ресурсов заставила людей понять, что разде­ление труда — исключительное условие роста производительности труда.

Исторически первым появилось естественное разделение труда по половозрастному признаку: между муж­чинами и женщинами, между подростками, взрослыми и старика­ми. Оно играло решающую роль в становлении человеческого об­щества.

С течением времени произошло общественное разделение тру­да- отделение животноводства от земледелия, позже ремесло отделилось от зем­леделия. В дальнейшем произошло обособление промышленности от сельского хозяйства и торговли. В наш век произошло выделение и обособление таких крупных сфер деятельности, как услуги, науч­ное производство, коммунальное хозяйство, кредитно-финансовая сфера.

Обычно выделяют три уровня раз­деления труда: внутри предприятия — единичное, между предпри­ятиями — частное, а также в масштабах общества — общее, т. е. раз­деление труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифициро­ванный, ручной и машинный.

Разделение труда тесно связало со специализацией, когда различ­ные группы производителей занимаются отдельными видами хозяй­ственной деятельности. Специализация — это ситуация, когда люди производят более узкий набор продуктов и услуг, чем сами они по­требляют.

Разделение производственного процесса на операции, на выпол­нении которых специализируется отдельный работник, цех, фирма и т. д., позволяет производить товар наиболее эффективно, с наи­меньшими затратами.

Различают разные типы и уровни специализации:

1) специализация труда отдельных людей. Применительно к тру­ду понятие специализации обычно используется по отноше­нию к профессии человека, имеющего специальную подготов­ку, например, плотника, электрика, программиста, учителя, врача и т. д.;

2) специализация на уровне фирм. Например, в текстильной промышленности производство тканей состоит из нескольких отдельных процессов. Фирмы стремятся специализироваться на одном из них: прядении, изготовлении ткани, крашении или набивке ткани;

3) специализация на уровне отрасли, например, машинострое­ние, металлургия, добывающая промышленность;

4) специализация на уровне регионов, когда некоторые отрасли сосредоточены в определенных местностях. Например, в Ива­новской области — текстильная промышленность, на Урале — металлургия, в Ставропольском и Краснодарском краях — производство сельхозпродуктов;

5) международная специализация, когда благоприятные клима­тические условия, запас полезных ископаемых или иное преимущество позволяет данной стране специализироваться на производстве отдельных видов товаров и услуг. Бразилия явля­ется основным поставщиком кофе, Южная Африка — золота, Россия — нефти и газа. США и Япония сконцентрировали большие технические возможности, квалифицированную ра­бочую силу и используют эти преимущества для производства наукоемкой продукции.

Специализация является основной для торговли и обмена меж­ду людьми, предприятиями, городами, районами и странами. В на­шей стране потребители покупают и пользуются многими продук­тами, поставляемыми из других регионов. Кроме того, часть товаров поступает из-за рубежа, например, кофе, бананы, чай, одежда и т. д. Для нужд промышленности закупается оборудование, машины, сырье. С другой стороны, мы экспортируем нефть, газ, самолеты, сталь и т. д.

Способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг называется э кономической системой.

Известный американский экономист П. Самуэльсон в учебнике «Экономика» писал, что любое общество в процессе организации экономической деятельности сталкивается с необходимостью дать ответ на три вопроса:

1. Что должно производиться и в каком количестве?

2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?

3. Для кого предназначены производимые блага услуги и товары, т. е. кто должен располагать ими и как они должны распределяться между индивидуумами и семьями?

За долгий период своей истории человечество, пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на данные вопросы, использовало различные варианты экономических систем: традиционную, централизовано‑регулируемую, рыночную и смешанную. Для определения принадлежности экономической системы к тому или иному типу, как правило, используются два основных признака: форма собственности на средства производства, показывающая, кто именно ими владеет, и способ управления экономической деятельностью, дающий представление о том, кто именно принимает решения о распределении производственных ресурсов.

Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. Недостатки данного способа хозяйствования — отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.

В основе централизованно‑регулируемой экономической системы лежит государственный монополизм, то есть господство государства в экономике. Именно государство венными распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат. Государство является собственником всех средств производства. Управление экономикой осуществляется при помощи командно‑административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение). Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках. В то же время у такой системы имеются и определенные преимущества:

1) она гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая таким образом их уверенность в будущем;

2) плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).

В рыночной экономической системе вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно. Рыночная экономика — это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулирующейся и быстроразвивающейся.

Смешанная экономика сочетает в себе черты рыночной, централизованно‑регулируемой и даже иногда традиционной экономики (например, в Японии — верность национальным традициям) и в определенной степени устраняет недостатки каждого из вышеперечисленных типов. Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства. Классическим примером смешанной экономики является экономическая система Швеции, Японии, так называемых «азиатских драконов» (Тайвань, Гонконг и др.).

Что касается экономической системы России, то она находится в переходном состоянии. Использовав впервые в мире опыт централизованно‑регулируемой экономики в форме государственного социализма, на современном этапе страна всемерно внедряет рыночные формы хозяйствования и одновременно использует элементы смешанной экономики.

Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно‑правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико‑правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами:

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок: экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция), социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса), политико‑правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм), культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и политико‑культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — Для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико‑культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и противоречиво. В РФ пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается принцип верховенства закона. Распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно‑правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

Таким образом, для построения правового государства в Российской Федерации необходимо:

1) устранить коллизии в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно‑правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);

2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

3) усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

4) устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть недоверие к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

3. Э. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитая природная склонность, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими труд­ностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.

Сила воли — способность делать то, что тебе неприятно, в чём нет никакой биологической потребности, преодолевать препятствия, умение приказать себе. В основе труда, как и в основе воспитания, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится весь мир чувств, из аморфного состояния благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Поэтому Бальзак считал волю предметом гордости. Воля — высшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным миром

Никто человеку не поможет, если он сам себе не поможет пу­тем огромной титанической работы над собой, — вырабатывая в себе силу воли, приходя к собственной победе и добиваясь успеха.

Мнение Бальзака актуально и сегодня и трудно с ним не со­гласиться

А.Д. Сахаров — выдающийся физик, ученый, мог бы зани­маться только наукой, жить счастливо и безбедно, но он высту­пил в защиту Солженицына, Вишневской, Ростроповича, начал бороться за права человека в нашей стране. Его оскорбляли, пре­следовали, сослали на семь лет в ссылку, но он не сдался, не от­ступил. Его сила воли, сила духа помогли ему выстоять, так как он действовал для других людей, ради их счастья, ради победы добра над злом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: