Инвентаризация основных средств. При инвентаризации ОС комиссия производит осмотр обьектов и заносит в описи полное их наименование,назанчение,инвентарный номер,и осн.эксплуатационыые и технические показатели. При выявление обьектов не принятых нга учет комиссия должна должна включить в опись правильные сведения. Оценка должна быть произведена с учетом рыночных цен. Если обьект подвергается востонавлению,реконструкции,расширению или переоборудованию и вследствии этого изменилось его назначение,то он вносится в опись под наименованием,соответствующим новому назначению. Машины,оборудования и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту предприятия-изготовителя,год выпуска,назначения,мощности и т.д. Однотипные предметы хоз.инвентаря, инструменты,станки и т.д.одинаковой стоимости,поступившие одновременно, в описях проводятся под наименование с указанием количества этих предметов. Выявленные излишки приходуются.Счет: 01 «Ос»,91»Прочие доходы и расходы».
При недосдаче и порче обьектов делаются записи на счетах:
На сумму первоначальной (восстановленной) стоимости: 01»ОС»,
На сумму амортизационных отчислений,накопленных за время эксплуатации:Счет 01»ОС»,о2 Амортизация ОС»
На сумму остаточной стоимости 94»Недосдачи и потери от порчи ценностей»,01»ОС»
При выявлении виновника-счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,94 «недосдачи и потери от порчи ценностей»
22. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. Документальное оформление операций с нематериальными активами.
Документы:
· Положение по ведению Бу и бух.отчетности в РФ.
|
· ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»
· Приказ МинФина «О формах бух.отчетности организаций»
Нематериальные активы-средства не имеющие физической субстанции,используемые длительное время(более года) пля управления предприятия.
Для принятия к учету необходимы одновременное выполнение условий:
· Отсутствие физич.структуры
· Возможность отделение от другого имущества
· Использование в призводстве продукции,управлении,оказание услуг.
· Использовоние в течение длит ельного времени
· Не предпологается последущая перепродажа
· Способность приносить эконом.выгоду
· Наличие надлежащие документальное оформление
Обьекты:
· Интеллектуальная собственность
· Право на изобретение
· Авторское право на программы ЭВМ,базы данных
· Имущественное право на топологии интегральных микросхем
· Товарный знак
· Организационные расходы
· Деловая репутация-это разница между покупной ценой и стоимостью по бух.балансу всех его активов и обязательств.
Положительная д.р.-надбавка к цене,уплачиваемая покупателем в ожидании будущей эк.приболи.Счет01»Нематериальные активы»
Отрицательная д.р.-скидка с цены,предоставленная покупателю всвязи с отсутсвием стабильных покупателей,опыта управления и т.д.Счет 98»доходы будущих периодов»
Не входит: интеллектуальные и деловые качества персонала,квалификация и т.д.
Единица учета немат.активов-инвентарный обьект.-совокупность прав,возникающих из одног о патента,свидетельства и т.д.
23 Синтетический и аналитический учет нематериальных активов.
|
24 Порядок начисления и учета амортизации нематериальных активов.
Счет05»амортизация нематер.активов»
Амортизация - это постепенное перенесение стоимости на себестоимость продукции, (работ, услуг).
Начисление амортизации предприятие может производить в соответствии с учетной политикой одним из следующих способов:
|
• линейным способом: первоначальной стоимости актива и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.
• способом уменьшаемого остатка: остаточной стоимости актива на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ: отношение стоимости обьекта матер.акт и и предпологаемого обьема выпуска продукции к фактич.обьёму продукции.
Срок полезного сипользования-опрпеделяется распорядительными документами руководителя предприятия.При этом срок определяется:
· Указывается в самом документе,удостоверяющем соответственные права предприятия,учитываемые как обьекты нематер.активов.
· Определяется организацией –изготовителем.
· Устанавливается эксперементально.
Опр.срока полезного использования:
· Срок действия патента,свидетельства и т.д.исп. обьектом интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ.
· Ожидаемого срока исп.обьекта,в течение кот.предприятие может получить выгоду.
Если срок полезного использования не определяется,то он оравен 20.
Амортизац.отчесления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
В течение всего срока полезного использования применяются один и тот же способ по группе однородных активов.
А.отчисления начисляются нехзависимо от от результатов д.предприятия.
25 Документальное оформление и учет выбытия нематериальных активов.
Документальное оформление движения НМА. В соответствии с особенностями нематериальных активов в документах по их поступлению и выбытию должна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования, первоначальная стоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации и некоторые другие реквизиты.
Учет выбытия нематериальных активов.Основными видами выбытия нематериальных активов являются их продажа, списание вследствие непригодности, безвозмездная передача, передача нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций.
При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списываются также все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
• наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов;
• правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
26 Материально-производственные запасы (МПЗ) - это часть имущества, используемая в качестве сырья и материалов, при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. К МПЗ относят только те активы, которые служат менее одного года.
Группы оборотных активов:
Материалы.
Готовая продукция
Товары
Классификация
По характеру владения:
Ценности, принадлежащие предприятию на правах собственности;
Ценности, не принадлежащие фирме, но хранящиеся у нее, учитываемые за балансом.
1. В зависимости от роли в процессе производства продукции, выполнения работ, услуг: Сырье и материалы; Вспомогательные материалы; Топливо; Запчасти; Тара; Покупные полуфабрикаты.
2. По порядку использования: Ценности, используемые в производстве; Ценности, предназначенные для продажи (готовая продукция, товары); Ценности, используемые как средства труда (инвентарь и хозяйственные принадлежности). Оценка
МПЗ в учете оцениваются по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость складывается из двух основных элементов:
покупательной стоимости;
транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).
ТЗР включают в себя расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад организации, оплату процентов поставщиками за коммерческий кредит и комиссионные вознаграждения посредническим фирмам.Фактическая себестоимость зависит от способа поступления МПЗ на предприятие.Способы поступления: Покупка по договору купли/продажи. Фактическая себестоимость включает в себя стоимость по договору и ТЗР; Вклад в уставный капитал фирмы. Фактическая себестоимость МПЗ согласовывается с учредителями; Безвозмездные поступления. Фактическая себестоимость определяется согласно рыночной стоимости на дату поступления МПЗ; Изготовление на самом предприятии. Фактическая себестоимость складывается из всех затрат на изготовление.
В фактическую себестоимость сумма НДС не включается.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.
Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза.
В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.
Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги.
Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.
28 Учет реализации и прочего выбытия материальных ценностей. Инвентаризация материалов
При изучении данной темы следует знать оценку производственных запасов этими методами и их применение на практике. Стоимость израсходованных на производство материальных ценностей отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 10 или 15.
Списание материальных ценностей, уничтоженных в результате чрезвычайных обстоятельств, осуществляется по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 10 или 15.
Недостача производственных запасов по вине организации-перевозчика отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 10 или 15. При поступлении средств в счет возмещения убытков дебетуется счет 10 или 15 и кредитуется 76-2.
Невозмещенные убытки по недостаче грузов списываются в дебет счета 91-2 «Прочие расходы» с кредита счета 76-2.
Материальные ценности, признанные непригодными для использования из-за плохого качества или по другим причинам, учитываются на забалансовом счете 002 «Товаро-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Возвращенные поставщику материальные ценности отражаются по дебету счета 60 и кредиту счета 10 или 15, и одновременно они снимаются с учета по акту.
По выявленным в результате инвентаризации недостачам производственных запасов на складе дебетуется счет 94 «Недостачи» и кредитуется счет 10 или 15, а затем эти недостачи списываются на материально-ответственное лицо по дебету счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94.
Реализация материально-производственных запасов и финансовый результат от их реализации отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом особое внимание следует уделить вопросам налогообложения при реализации материальных ценностей и учету НДС по оплаченным материальным ценностям.
Важным вопросом учета материальных ценностей является контроль за их наличием и отпуском. Знакомясь с порядком инвентаризации материальных ценностей, необходимо уяснить последовательность ее проведения, сроки, оформление результатов, корреспонденцию счетов при выявлении недостатков и излишков товароматериальных ценностей
По общему правилу инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств организации. При этом из всей имущественной массы предприятия может быть выделена конкретная группа или группы МПЗ, в отношении которых с точки зрения руководства целесообразно провести инвентаризацию на данном этапе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях:
1. Передачи имущества организации в аренду, выкупа, продажи.
2. Составления годовой бухгалтерской отчетности.
3. Смены материально ответственных лиц.
4. При установлении фактов хищений.
5. В случае стихийных бедствий, и.д.
6. При ликвидации и реорганизации
И.производится комиссией в присутствии материально ответственного путём проверки фактического наличия материально-производственных запасов.
Фактическое наличие последних может быть установлено в процессе визуального наблюдения (осмотра учётных единиц), а данные о количестве могут быть получены в ходе пересчета, перевешивания и перемеривания.
Отдельная опись ведётся по каждой учётной единице предприятия.
Поступление и отпуск материалов, осуществляемые в ходе проведения инвентаризации, производятся исключительно материально ответственными лицами в присутствии и при непосредственном контроле инвентаризационной комиссии. Поставленные МПЗ фиксируются в описи “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”, отпущенные – в описи “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”.
Непосредственными целями инвентаризации МПЗ являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
По завершении инвентаризации, все собранные материалы должны быть представлены в бухгалтерию предприятия, где в дальнейшем происходит процесс устранения расхождений между данными, зафиксированными в инвентаризационной документации и данными бухгалтерского учёта.
Во всех случаях обнаружения несоответствия наличного содержимого складов (цехов, офисов, хранилищ и т.д.) данным, заявленным в учётной документации, инвентаризационной комиссией составляется так называемая сличительная ведомость.
30.синтетический учет с персоналом по оплате труда ведется по счету 70.
Д 70АП К
Снач=задолженность работников предприятию по излишне выплаченной з/п. | Снач=задолженность предприятия своим работникам по начисленной оплате труда |
1.удержание из з/п НДФЛ (68) 2.удержание за ущерб,принесенный предприятию,за товар,полученный в кредит(73) 3.удержание за подотчетные суммы(71) 4.выплата з/п работнику (50, 51) 5.депонированная з/п сдана в банк на счет предприятия (76) | 1.начисленна з/п работникам разных категорий (20, 23, 25, 26, 44, 08) 2.начисление отпускных выплат за счет создаваемого резерва на оплату отпусков (96) 3.начисление больничных выплат и пособий за счет средств социального страхования (69) 4.начисление дивидендов за счет чистой прибыли предприятия (82, 84) |
Страховые взносы
ЕСН предназначен для мобилизации средств предприятий с целью финансовых программ социальной и пенсионной защиты населения и оказания медицинской помощи (26%)
ЕСН исчисляется по следующим ставкам:
- взносы в фонд социальной страховки(ФСС) – 2,9%*ФОТ
- взносы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)– 1,1%* ФОТ
- территориальный ФОМС – 2%*ФОТ
-взносы в пенсионный фонд(ПФР) – 2%*ФОТ
ЕСН начисляется до тех пор пока совокупность доходов работника не превысит 415 000р.
Учет удержаний из з/п
НДФЛ удерживается у работников из сумм начисленных работнику в отчетном периоде.
НДФЛ =(ФОТ - стандартные вычеты)*13%
Стандартные вычеты - предоставляемый законом необлагаемый минимум за каждый месяц в зависимости от категории налогоплательщика.
Виды стандартных вычетов:
- вычет на работника, предоставляющего в размере 400 р в месяц (500р, 3000р) в зависимости от категорий налогоплательщика, до тех пор пока совокупность доходов работника в течении календарного года не превысит 40000р.
- вычет на несовершеннолетних детей(еждевенцев)предоставляется родителям или опекунам в размере 1000р/месс на каждого несовершеннолетнего ребенка или студента дневной формы обучения до 24 лет, до тех пор пока совокупность доходов работника в течении календарного года не превысит 280 000р. (НДФЛ = ((ФОТ – 1000*кол-во детей) – 400)*13%)
33.Порядок расчета среднего заработка. Оплата пособий по временной нетрудоспособности.
Для расчета среднего заработка учитываются все начисленные работнику суммы за 12 календарных месяцев предшествующих периоду начисления среднего заработка.
Ср.дневн.зар. =
Ki-количество фактически отработанных календарных дней в эти месяцы
Пособие по временной нетрудоспособности начисляется работнику в случае его болезни или болезни членов его семьи, а так же при уходе в декрет. Размер пособия зависит от страхового стажа работника.
Расчет:
1.Средний дневной заработок =
2.Ср.дн.зар. * К(корректирующий коэффициент)
Если страховой стаж <5 то К=0,6,5-8 то К= 0,8, >8 то К = 100%
3.размер дневного пособия сравнивается с максимальным размером (1136,99*К)
4.сумма пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из календарных дней болезни
Первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств предприятия, остальные за счет средств ФСС.