Сферы телекоммуникационных услуг




ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Методические указания

Курсовая работА

ПОДГОТОВКА. СОДЕРЖАНИЕ. ЗАЩИТА

Челябинск

 

 


ББК Ч

С

 

Одобрено

научно-методической комиссией Юридического института

Южно-Уральского государственного университета

 

Курсовая работа студента. Подготовка. Оформление. Защита: методические указания / составитель: А.В. Тихомирова / ред. проф., докт. юрид. наук В.В. Кваниной. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2018. 48 с.

 

Методические указания содержат основные положения, регламентирующие требования к подготовке курсовой работы, требования к ее содержанию и оформлению, проведению защиты.

Методические указания предназначены для студентов юридического института ЮУрГУ всех форм обучения.

 

© Издательство ЮУрГУ, 2018

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

  Общие положения…………………………………………………………  
    Требования к курсовой работе бакалавра………………………………  
    Подготовка и защита курсовых работ бакалавра…….………………..  
    приложения  
  Приложение 1 (обязательное) Образец оформления титульного листа курсовой работы бакалавра …................................  
  Приложение 2 (обязательное) пример оформления отзыва на курсовую работу бакалавра…………………………………………….  
  Приложение 3 (обязательное) оформление раздела «оглавление»……………….  
  Приложение 4 (рекомендуемое)   оформление раздела «введение»..………………..  
  Приложение 5 (рекомендуемое) пример внешнего вида печатного текста курсовой работы бакалавра…..…………………..  
    Приложение 6 (рекомендуемое)   оформление раздела «заключение»………………  
  Приложение 7 (обязательное) оформление раздела «библиографический список ………………………………………………..  
       

1 Общие положения

1.1 Настоящими методическими указаниями устанавливаются требования к построению, содержанию, изложению и оформлению курсовых работ, выполняемых бакалаврами, специалистами, магистрами юридического института Южно-Уральского государственного университета.

1.2 Настоящие методические указания предназначены преподавателям и обучающимся всех форм обучения Юридического института Южно-Уральского государственного университета.

1.3 Рекомендации разработаны в соответствии с

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;

· Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» от 28 апреля 2008 г. № 95-ст ГОСТ Р 7.0.5–2008;

· Постановлением Госстандарта РФ «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» от 25 ноября 2003 г. № 332-ст Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 7.1-2003;

· Уставом Южно-Уральского государственного университета от 23 мая 2011 г. № 1704;

· Приказом ректора Южно-Уральского государственного университета «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»» от 16 августа 2017 г. № 300.


Требования к курсовой работе

2.1 Курсовая работа – это одна из обязательных форм учебно-исследовательской работы студента, заключающейся в самостоятельном исследовании одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине, выполняемой в пределах часов, отводимых на самостоятельное изучение дисциплины в соответствии с ФГОС ВО и характеризующей степень достижения запланированных результатов обучения после завершения изучения дисциплины.

Курсовая работа – самостоятельное творческое исследование по одной из проблем права.

В ней должны быть отражены уровень теоретического мышления студента и его умение:

− применять знания, степень владения специальной литературой, способность анализировать законодательство и практику его применения;

− решать конкретные вопросы, возникающие в науке и на практике в рамках учебного плана, предусматривающего курсовую работу по дисциплине;

− формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее;

− вносить предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.

2.2 Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованием настоящих методических указаний.

2.3 В курсовой работе применяется научный язык, специальные и профессиональные термины, а также обороты речи, принятые в юриспруденции.

2.4 Требования к курсовой работе устанавливаются требованиями соответствующего государственного образовательного стандарта высшего образования.

2.5 При написании курсовой работы не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. Курсовая работа не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.

Изложение материала в работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть органично связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одного раздела к другому, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Специальные и профессиональные термины необходимо употреблять в их точном значении и применительно к месту использования. Не допускается смешивать юридическую терминологию с терминологией других наук.

2.6 При написании курсовой работы не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять местоимение «мы». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу», «полагаем» и т. п.; либо использовать изложение авторской позиции от третьего лица (например, «автор полагает, что...») и страдательный залог (например, «разработан специальный подход к решению...»).

Для языково-стилистического оформления курсовой работы очень важно для обучающегося уметь выстраивать накопленную информацию в связный текст, для чего студенту необходимо хорошо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации. Наиболее характерной особенностью языка письменной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста курсовой работы характерна смысловая законченность, целостность и связность.

В отражении логических связей участвуют специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на

- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим..., остановимся на...; рассмотрев..., перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать).

В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и т.д.).


3 Подготовка и защита курсовой работы

Курсовая работа имеет своими целями:

ü закрепление и систематизацию теоретических знаний и практических навыков изучаемой дисциплины учебного плана;

ü выявление способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

ü развитие и закрепление навыков ведения самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной литературой и судебной практикой;

ü овладение навыками аналитической работы и научного исследования;

ü выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

3.1 Работа подлежит нормоконтролю руководителем курсовой работы

3.2 Выбор и утверждение темы курсовой работы

Тематика курсовой работы должна быть направлена на решение профессиональных задач в рамках учебного плана, предусматривающего курсовую работу по дисциплине.

Тематика курсовой работы разрабатывается кафедрой юридического института, ведущей дисциплину учебного плана, и утверждается руководителем таких работ из числа профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) кафедры.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать объективные факторы – актуальность; новизна; теоретическая и практическая значимость выбранной темы; наличие литературы и материалов юридической практики и субъективные – интерес автора к выбранной теме дисциплины учебного плана.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы курсовой работы из числа тем дисциплины учебного плана, предложенных кафедрой, либо обучающейся может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

3.3 Руководство курсовыми работами

3.3.1 Руководитель курсовой работы назначается из числа профессоров, доцентов или старших преподавателей кафедры юридического института с ученой степенью или стажем научно-педагогической деятельности не менее 3 лет.

Обучающийся вместе с руководителем курсовой работы формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.

План выполнения курсовой работы предусматривает встречи с руководителем. Ответственность за выполнение плана и соблюдение графика лежит на обучающемся.

По договоренности обучающегося с руководителем допускается переписка между ними через электронную почту или иные средства электронной коммуникации.

Составление плана курсовой работы является важным, ответственным моментом в общем процессе, поскольку именно от него зависит качество и целостность всей работы обучающегося.

3.3.2 Руководитель курсовой работы выполняет следующие функции:

– согласовывает целевое направление работы, направляет студента при разработке плана курсовой работы, установлении календарных сроков выполнения отдельных частей такой работы;

– утверждает план курсовой работы;

План – это содержание работы в виде краткого перечня основных вопросов в их зависимости, соподчиненности и структуре. При этом учитывается разработанность проблемы в учебной литературе, ее роль и место в направлениях исследований, возможность раскрытия содержания работы на практическом материале и т.п.

План курсовой работы позволяет последовательно раскрыть основные аспекты проблемы исследования в их логической взаимосвязи.

План не является окончательным и может меняться в процессе курсового исследования.

В ходе формирования плана получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и предмет исследования, источники получения статистической или исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и прикладное значение работы в целом. Развернутый план позволяет составить основу работы, внутреннее содержание которой необходимо заполнить конкретными изысканиями как теоретического, так и практического характера.

При составлении плана курсовой работы необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткость и точность формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, также на отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала.

При выполнении плана обучающемуся следует ознакомиться с посвященными данной проблеме источниками и литературой разных авторов; найти доказательную базу для своей гипотезы (концепции); при необходимости провести эмпирические исследования;

– оказывает научно-методическую помощь студенту при самостоятельном решении последним научных и практических вопросов, анализе различных точек зрения. За принятые в работе решения, правильность изложения методик, выводов отвечает автор работы.

– проводит консультации, в том числе по вопросам оформления курсовой работы в соответствии с требованиями ГОС;

– контролирует сроки подготовки курсовой работы согласно учебного плана и календарному графику ее выполнения;

– проверяет выполненную работу, дает рекомендации по устранению недостатков.

Теоретически и методически правильная разработка темы, ее освещение, а также качество содержания и оформления курсовой работы –ответственность обучающегося.

Таким образом, руководитель, выполняя обязанности по руководству курсовой работой, реализует воспитательную составляющую компетентностного подхода в подготовке обучающегося;

– осуществляет оперативное руководство выполнением курсовой работы, проводит консультации и собеседования с обучающимся в ходе подготовки и написания работы;

– проверку окончательного варианта курсовой работы;

– пишет отзыв на курсовую работу обучающегося, в котором дает обоснованное заключение по вопросу ее допуска к защите и ставит свою мотивированную оценку за подготовку работы (Приложение 1).

Обучающийся в процессе выполнения курсовой работы должен показать не только определенный объем знаний, но и навыки вести самостоятельную работу в соответствии с теми компетенциями, которые он освоил в течение изучения дисциплины учебного плана.

Обучающийся системно работает над избранной темой в контакте с руководителем. Работа с руководителем обеспечивает формирование навыков и умений пользоваться методами исследований.

3.4 Этапы выполнения курсовой работы

1 этап Выбор темы курсовой работы обучающимся. Согласование темы с руководителем.

2 этап Составление плана работы.

3 этап Подбор, изучение, анализ нормативных актов и иных официальных материалов, постановлений высших судебных инстанций, материалов юридической практики и литературы по теме курсовой работы.

4 этап Работа над текстом курсовой работы и его оформление.

5 этап Защита курсовой работы.

3.5 Структура курсовой работы

3.5.1 Титульный лист – это первая страница содержания курсовой работы, на которой указаны надзаголовочные данные: сведения об авторе, научном руководителе, место и год выполнения работы.

Титульный лист выполняется по установленной в университете форме (Приложение 2).

3.5.2 Оглавление (Приложение 3) состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. От конца текста до номером страницы дается отточие.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав.

Все заголовки помещаются над текстом в средней части листа, начинаются с заглавной буквы с красной строки.

Выделения жирным шрифтом не допускаются.

Точка в конце заголовка не ставится. В заголовки не включают сокращенные слова, аббревиатуры и формулы

Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста курсовой работы (например, заголовки разделов печатаются прописными буквами, как в тексте работы, а заголовки подразделов – строчными).

В оглавлении курсовой работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с курсовой работой обучающегося, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть работы:

- результат обзора литературных источников;

- документы органов власти и управления, судебных органов, государственных органов и организаций;

- проекты нормативных правовых актов и др.;

- схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и др.

 

3.5.3 Введение (Приложение 4)

Во введении должна быть раскрыта актуальность темы курсовой работы, приведены цель и задачи курсового исследования обучающегося, степень разработанности темы в научной литературе, объект и предмет работы, а также методологическая и теоретическая основы исследования, научная новизна.

3.5.3.1 Актуальность – это степень ее важности в данное время для решения определенной проблемы. Обоснование актуальности темы курсовой работы представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач курсовой работы.

Актуальность может быть обусловлена малой изученностью существенных аспектов темы (либо темы в целом), а также необходимостью и своевременностью решения определенных задач в соответствии с требованиями практики. Обоснование актуальности темы должно быть кратким, в объеме 0,5 страницы печатного текста.

3.5.3.2 Цель и задачи курсового исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы. Цель работы конкретизируется и развивается в задачах курсовой работы.

Задачи работы представляют собой конкретные действия в ходе работы, поэтапное выполнение которых позволяет достичь поставленной цели. Они могут быть связаны с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, содержания, структуры изучаемой темы (вопроса), концептуальных подходов и методов изучения темы (вопроса), с выявлением путей и средств совершенствования изучаемого правового явления, процесса.

3.5.3.3 Степень разработанности темы в научной литературе

В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.

Степень научной разработанности темы – это краткий анализ (обзор) литературы по теме работы с указанием, какие стороны или аспекты темы раскрыты в отдельных источниках. Источники работы составляют: нормативные правовые акты, учебные тексты, научные труды российских ученых в области юриспруденции (монографии, сборники научных статей, статьи в периодических изданиях и др.), труды зарубежных ученых, нормативные правовые акты зарубежных стран. Возможно показать разработанность выбранной темы работы в историческом аспекте и на современном этапе развития общества.

3.5.3.4 Объект и предмет курсового исследования.

Объект исследования – это та сфера общественных отношений, в рамках которой будет проводиться исследования.

Предмет исследования – это нормы зарубежного и отечественного законодательства, правоприменительная практика, доктринальные источники по теме исследования.

3.5.3.5 Методы исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Например, при исследовании можно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

3.5.3.6 Теоретическая база исследования раскрывается перечислением всех наиболее значимых авторов, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме.

3.5.3.7 Научная новизна заключается в определении того, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден, обновлен либо развивает, уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Объем введения курсовой работы составляет 2-2,5 страницы машинописного (компьютерного) текста.

3.6 Основная часть курсовой работы состоит из двух, реже трех глав, в зависимости от намеченных проблем, каждая из глав делится на параграфы в зависимости от цели и задач исследования.

Все главы и параграфы внутри глав должны быть примерно равны по объему текста (т.е. количеству печатных страниц).

Основная часть курсовой работы – это текст работы, который содержит материалы, отражающие сущность, структуру и основные результаты выполненной работы.

Структура и содержание основной части курсовой работы определяется целью и задачами работы, приведенными во введении.

Содержание глав и параграфов основной части курсовой работы обучающегося должно соответствовать теме работы.

В основной части работы необходимо полно и системно раскрыть тему курсовой, провести анализ различных сторон темы, привести формулировки правовых понятий, грамотно использовать юридический понятийный и категорийный аппарат, привести анализ законодательства и практики его применения, привести материалы судебной и иных видов юридической практики, сделать выводы по итогам работы.

Содержание представляет собой анализ основных проблемных вопросов по теме, предложений и вариантов решения данных проблем. В работе излагаются литературные источники, делается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора работы, подкрепляемая соответствующими аргументами. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практики его применения, ее обобщении.

В конце каждой главы курсовой работы делаются выводы по итогам исследования в соответствующей главе, данные выводы являются основой для написания заключения. Выводы должны быть четкими, ясными, конкретными – исключительно в пределах заявленной темы дисциплины учебного плана.

В курсовой работе обязательно делаются ссылки на источники, из которых обучающийся-автор курсовой работы берёт информацию (с указанием страницы, а если автор цитируется дословно, то текст заключается в кавычки). Данные ссылки делаются постранично (нумерация ссылок постраничная: 1, 2, 3, 4, 5, и т.д. на каждой новой странице).

Анализируя различные стороны поставленной проблемы, обучающийся-автор курсовой работы должен показать глубоко знание общей теории государства и права, профессиональное умение формулировать правовые дефиниции, грамотно использовать общепринятый в юриспруденции понятийный и категорийный аппарат.

В курсовой работе обучающимся должен быть обобщен теоретический материал, а также материалы судебной практики. Примеры судебной практики должны иллюстрировать основные положения работы.

Объем текста курсовой работы должен быть не менее 20 и не более 25 машинописных страниц без учета введения, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Заключение является завершающей частью текста курсовой работы. Заключение предполагает обобщенные и последовательно изложенные выводы, связанные с целью и конкретными задачами работы, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо написать краткие выводы по каждой из задач примерно на один абзац, последней абзацы заключения должны резюмировать актуальность темы курсовой работы.

Рекомендуемый объем заключения курсовой работы – 2-3 страницы машинописного (компьютерного) текста формата А4.

3.7 Порядок работы с источниками и литературой

3.7.1 Работа с источниками и литературой должна начинаться в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана курсовой работы с руководителем. Обучающийся подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль руководителя заключается в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.

Все материалы, которые будут использованы в процессе написания курсовой работы, можно условно разделить по следующим рубрикам:

– источники: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, концепции и стратегии развития России, регионов по отдельным направлениям;

– учебная литература (учебники, учебные пособия), методическая литература по специальным вопросам и проблемам права в рамках исследования;

– статистические сборники отечественных и зарубежных органов власти и ведомств;

– монографии;

– статьи в научных, научно-популярных журналах, газетах и других СМИ;

– диссертации и авторефераты диссертаций на соискание ученой степени;

– правоприменительная практика;

– Интернет-ресурсы.

Не рекомендуется использовать сомнительные статьи, высказывания, статистические материалы из Интернет-сети, которые не имеют автора.

При работе с источниками, в первую очередь, изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные акты, основополагающие источники.

Далее по проблеме работы изучается научная и специальная литература, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 2-3 года до написания работы), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Общее количество изученной научной и специальной литературы должно быть не менее 20. В обязательном порядке, студент должен использовать монографическую литературу как результат концентрированного и глубокого исследования данной проблемы.

Завершающей стадией работы с источниками и литературой является стадия ознакомления с официальными материалами судебной практики, правовой статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.

Широта и полнота изучения источников, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной правовых систем в той или иной области – важнейший показатель качества работы обучающегося и навыков работы с литературой.

При подборе источников и отборе их для дальнейшего использования в качестве исходных теоретических материалов следует включить в перечень монографии отечественных и зарубежных авторов, статьи из научных изданий по теоретическим и прикладным вопросам в рамках темы исследования как на русском, так и на иностранных языках.

3.7.2 Порядок сбора, анализа и обработки исходной информации

Качество исходной информации, правильность и полнота подобранного и проанализированного материала во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме. Поэтому сбор информации (статистического или фактического материала) является ответственным этапом подготовки курсовой работы.

Только изучение многих (порой противоречивых) фактов или точек зрения ученых, их сопоставление и анализ позволяют выявить противоречия, закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны и актуальны.

Для выявления существующих источников и литературы, а также эмпирических данных по проблеме работы можно воспользоваться:

– бумажными каталогами научной библиотеки ЮУрГУ;

– электронными каталогами научной библиотеки ЮУрГУ;

– электронными базами данных библиотеки ЮУрГУ;

– планами издательств на их сайтах в интернете;

– Интернет-сайтами официальных органов и организаций (например, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, ФАС РФ, МВД РФ и др.);

– существующими на кафедре или у руководителя материалами.

На этом этапе выполнения курсовой работы обучающемуся рекомендуется составить всю библиографию, касающуюся темы работы, для последующего использования написать краткие аннотации каждого источника. Аннотации отдельных источников желательно написать на отдельных листах (в файлах) с указанием, к какому блоку вопросов темы может быть отнесен данный материал.

Проработка источников и литературы сопровождается выписками и конспектированием. При выписке цитат и конспектировании следует оформлять ссылки следующего содержания: автор, название, место издания, издательство, страницы цитирования. Эта информация будет полезна в дальнейшем при оформлении библиографического списка ко всей работе. Конспект может содержать в себе факты, статистические данные, доказательства, примеры, основные идеи и выводы автора издания, а также личное мнение обучающегося по использованию данного материала.

Повышению эффективности работы обучающегося может способствовать составление собственного каталога по проработанным источникам, который в будущем можно будет использовать при выполнении, например, выпускной квалификационной работы или подготовке научных статей.

Систематизация, анализ и обработка информации предполагают использование в работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности излагаемого материала, но и убедительно отражают суть исследуемых явлений и процессов. Кроме того, они развивают навыки формализации массива информации, необходимые в дальнейшем для написания, например, выпускной квалификационной работы.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать правила, а именно:

– данные следует приводить в абсолютных или относительных (%) показателях, они должны быть сопоставимыми при сравнении;

– для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность явления и охарактеризовали динамику процесса;

– для наглядности данные целесообразно свести в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуть обработке;

– для характеристики качества изучаемых процессов, их динамики при интерпретации данных в тексте лучше использовать относительные показатели.

Сбор и обработка первичной информации (фактического материала) является весьма трудоемким этапом в подготовке курсовой работы, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием обучающегося.

С целью ускорения процесса обработки и систематизации первичной информации рекомендуется активно использовать современные информационные технологии.

 

3.8 Оформление внешнего вида и параметры печатного текста курсовой работы (приложение 5)

3.8.1 Текст курсовой работы должен быть набран в редакторе Microsoft Word на листах стандартного формата А4 (21,0 х 29,7 см).

Параметры страницы:

− верхнее поле – 2,0 см;

− нижнее поле – 2,0 см (расстояние от края листа до нижнего колонтитула – 2,0 см);

− левое поле – 3,0 см;

− правое поле – 1,5 см.

Во избежание трудностей последующего форматирования параметры страниц рукописи необходимо задавать до начала набора текста.

Рамка и штамп на листах работы не выполняются.

На одной странице сплошного текста размещается 28-30 строк по 65-70 знаков в строке, при этом каждый пробел между словами считается за один знак.

Каждый заголовок: «АННОТАЦИЯ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатается с новой страницы прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключается. Перенос слов в заголовках не допускается.

Шрифт заголовков разделов, подразделов в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста в основной части: заголовки разделов печатаются прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными.

Текст курсовой работы набирается русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом. Красную строку абзаца следует набирать с отступом 1,25 см.

При подготовке текста курсовой работы не следует использовать разрывы строк, более одного пробела подряд, явную расстановку переносов с помощью дефисов и т.п., курсив.

Недопустимо применять висячие строки, т.е. неполные строки в начале страницы.

Текст на странице после распечатки должен быть без косины.

Текст курсовой работы бакалавра должен быть отформатирован.

Внизу каждой страницы, по необходимости делаются сноски.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей работы. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные между собой точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

После номера в названии точка не ставятся.

Названия глав набираются прописными буквами, параграфов – строчными.

Заголовки могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке.

Если после заголовка параграфа на странице остается менее трех строк текста, то данный параграф следует начать с новой страницы.

В конце заголовка точка не ставится.

Разделам «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.

Заголовки должны форматироваться как абзацы документа с дополнительными отступами (интервалами) перед и после них (отбивками), размеры которых уменьшаются от верхнего уровня к нижнему, для двух уровней заголовков – отбивки 18, 12 пт.

Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка в конце страницы должно размещаться не менее трех строк текста. Перед первым абзацем текста соответствующего уровня должна быть отбивка – 12 пт.

Все страницы курсовой работы (включая список источников и литературы, приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, но номер на этом листе не проставляется.

Бланк отзыва руководителя курсовой работы вшивается вслед за оглавлением, но не номеруется.

Полный отчет по антиплагиату курсовой работы, распечатанный из личного кабинета обучающегося, вшивается вслед за бланком отзыва и не номеруется.

Плагиат – это нарушение правил цитирования (авторских прав), когда чужой текст выдается за свой. Пара фраза без ссылки на источник или литературу приравнивается к плагиату.

Подлог – это представление работы, написанной другим человеком, под своим именем как автора.

Фальсификация – это подделка статистических данных, умышленное их искажение, использование одних данных вместо других, искажение результатов расчетов и т.д.

Проверка на оригинальность работы проводится с использованием инструментов портала «Антиплагиат.ру» (www.antiplagiat.ru).

В оглавлении курсовой работы обучающегося обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждого раздела и подраздела, заключения, библиографического списка, приложений.

Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем колонтитуле по центру строки. Расстояние от колонтитула до края страницы – 1,25 см.

3.8.2 Нецеле<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: