Приняли участие 6 классов (общее кол-во уч-ся 132 чел.)
Цель: выявить степень склонности уч-ся к отклоняющемуся поведению в соответствии с параметрами:
1. к преодолению норм и правил
2. к употреблению алкоголя, табака, наркотиков
3. к проступкам и правонарушениям
4. к агрессии и насилию
Выявлена склонность | 7Б (22чел) | 8А (22чел) | 8Б (27чел) | 9А (23чел) | 9Б (18чел) | 10Б (20чел) |
к преодолению норм и правил | 4% (1 чел) | 13% (3 чел) | 26% (7 чел) | 26% (7 чел) | 22% (4 чел) | 35% (7 чел) |
предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции “нарушать спокойствие”, искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Выявлена склонность | 7Б (22чел) | 8А (22чел) | 8Б (27чел) | 9А (23чел) | 9Б (18чел) | 10Б (20чел) |
к употреблению алкоголя, табака, наркотиков | 23% (5 чел) | 5% (1 чел) | 18% (5 чел) | 4% (1 чел) | 27% (5 чел) | 5% (1 чел) |
о предрасположенности к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Также эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии “сенсорной жажды”.
7Б (22чел) | 8А (22чел) | 8Б (27чел) | 9А (23чел) | 9Б (18чел) | 10Б (20чел) | |
к проступкам и правонарушениям | 32% (7 чел) | 5% (1 чел) | 42% (11 чел) | 22% (5 чел) | 34% (5 чел) | 15% (3 чел) |
Шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации такого поведения
7Б (22чел) | 8А (22чел) | 8Б (27чел) | 9А (23чел) | 9Б (18чел) | 10Б (20чел) | |
к агрессии и насилию | 41% (9 чел) | 22% (5 чел) | 59% (16 чел) | 31% (7 чел) | 33% (6 чел) | 30% (6 чел) |
Свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнёра по общению как средство стабилизации самооценки
Таким образом, общее количество учащихся 7-10 кл «группы риска» выглядит следующим образом…
Склонность: | низкая | средняя | высокая |
к преодолению норм и правил | 61% - 81 чел | 17% - 23 чел | 22% -28 чел |
к употреблению алкоголя, табака, наркотиков | 69% - 91 чел | 17% - 23 чел | 14% - 18 чел |
к проступкам и правонарушениям | 44% - 58 чел | 31% - 41 чел | 25% - 33 чел |
к агрессии и насилию | 37% - 49 чел | 26% - 34 чел | 37% - 49 чел |
Профилактическая работа с трудновоспитуемыми подростками также должна проводиться в тесном контакте с учителями и воспитателями.
Психологические аспекты
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Как видите, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические. Мы говорим, этот ребенок с девиантным поведением (чаще неправильно - «трудный»).
Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.
Дети учатся жить у жизни:
- Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
- Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить любовь в этом мире.
- Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.
Подготовила: Бочарова Л.А.