Пояснения к содержанию критериев




Критерии оценки урока

Каждый критерий – по 5-балльной шкале: 0 – 1 практически не проявляется; 2 – 3 в малой

степени – недостаточно; 4 – проявляется хорошо; 5 в большой степени – превосходно

 

 

№ п/п Критерии
  Направленность учебной деятельности на развитие универсальных учебных действий, связанных с (задачами воспитания, актуальными для данного контингента учащихся или востребованными миссией школы и т.п.).
  Полнота реализуемых на уроке структурных составляющих учебной деятельности (мотив, цель, задачи учебной деятельности, средства ее осуществления, выполняемые учебные действия, контроль результатов)
  Оптимальное сочетание внешних и внутренних факторов включения учащихся в учебную деятельность (создание условий, необходимых для актуализации познавательных потребностей учащихся; актуализация познавательных потребностей; обеспечение доступности ориентировочной и исполнительской части учебных действий и др.).
  Соответствие выполняемых учащимися учебных действий заявленной цели учебной деятельности.
  Оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных, индивидуальных и групповых (или парных) учебных действий, составляющих учебную деятельность.
  Оптимальное сочетание различных источников информации и способов (или технологий), ее обработки, связанных с п. 1. Критериев.
  Оптимальное сочетание достигаемого на уроке уровня психологического комфорта (здоровьесбережения) и трудности обучения (соответствия выполняемых учебных действий зоне ближайшего развития обучающихся).
  Сочетание контроля и самоконтроля, публичных и индивидуальных форм его осуществления на уроке.
  Соответствие достигаемых результатов учебной деятельности ее цели и задачам, намеченным на начальном этапе урока.

 

Приложение 3

Пояснения к содержанию критериев

 

№ п/п Критерии Пояснения
  Направленность учебной деятельности на развитие универсальных учебных действий, связанных с (например, с использованием инструментов ИКТ и учебно-лабораторного оборудования) Отражает (применительно к указанному примеру): с одной стороны, – использование инструментов ИКТ и учебно-лабораторного оборудования, как средств осуществления учебных действий, обеспечивающих усвоение содержания изучаемой темы урока, с другой стороны, – направленность урока на формирование учебных действий, обеспечивающих грамотное использование учащимися инструментов ИКТ и учебно-лабораторного оборудования.
  Полнота реализуемых на уроке структурных составляющих учебной деятельности (мотив, цель, задачи учебной деятельности, средства ее осуществления, выполняемые учебные действия, контроль результатов) Обеспечение указанных структурных составляющих учебной деятельности способствует созданию оптимальных психолого-педагогических условий для достижения планируемых образовательных результатов.
  Оптимальное сочетание внешних и внутренних факторов включения учащихся в учебную деятельность (создание условий, необходимых для актуализации познавательных потребностей учащихся; актуализация познавательных потребностей; обеспечение доступности ориентировочной и исполнительской части учебных действий и др.) Включение учащихся в учебную деятельность предполагает актуализацию для них (переживание) определённых (в данном случае, соответствующих задачам урока) потребностей и последовательности действий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей в ходе выполнения учебной деятельности. Действие внешних факторов включения в учебную деятельность связано с влиянием внешней для ученика среды, в данном случае – с действиями учителя. Они включают: • создание организационных условий, необходимых для актуализации познавательных потребностей учащихся (обращение к учащимся, переключающее их внимание на учителя или его действия; наличие на ученических столах учебных принадлежностей, необходимых для последующей работы на уроке и т.п.); • создание на уроке мотивирующих ситуаций: противоречия между известными для учащихся и новыми свойствами изучаемого явления; необходимости оказания помощи сказочному, литературному или иному герою, в том числе – своему однокласснику и т.п.; • доступность ориентировочной части учебных действий, которая предполагает использование учителем доступных для исполнения учащимися требований к учебным действиям учащихся, правил выполнения учебных заданий, определений предлагаемых понятий и т.п. • доступность исполнительской части учебных действий, которая предполагает использование учителем учебных заданий различного уровня сложности, ориентированных как на актуальную, так и на ближайшую зону развития учащихся. Действие внутренних факторов включения в учебную деятельность связано с влиянием на неё (соответственно, необходимостью учета при проведении урока): • мотивационной зрелости учащихся (проявляется, в частности: в активизации выполнения учебных действий, способствующих удовлетворению актуализированных потребностей; в способности ученика самостоятельно наделять решаемые задачи важным для себя смыслом); • индивидуального познавательного опыта учащегося (включает, в частности, освоенные им учебные действия); • возрастных и физиологических возможностей ученика в совместной деятельности.
  Соответствие выполняемых учащимися учебных действий заявленной цели учебной деятельности Указанное соответствие достигается в тех случаях, когда состав и уровень выполняемых на уроке учебных действий, как минимум – необходим, как максимум – достаточен для достижения заявленной цели учебной деятельности.
  Оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных, индивидуальных и групповых (или парных) учебных действий, составляющих учебную деятельность Требуемая оптимальность определяется умением учителя найти такое сочетание учебных действий, которое позволяет, с одной стороны, учесть возможность их выполнения учащимися, с другой стороны, – построить на их основе последовательность учебных действий, обеспечивающих достижение цели и выполнение задач учебной деятельности. Репродуктивное учебное действие– учебное действие, основанные на воспроизведении ранее усвоенного учащимися или продемонстрированного учителем образца такого действия (его ориентировочная основа может быть представлена правилом, определением понятия, планом выполнения и т.п.). Продуктивное учебное действие – учебное действие или последовательность учебных действий, посредством которых учащиеся могут самостоятельно выполнить (построить, создать) новое для них учебное действие (самостоятельно сделать необходимые выводы, дать оценку, обосновать или опровергнуть спорное положение и т.п.).
  Оптимальное сочетание различных источников информации и способов (или технологий), ее обработки, связанных с (…) Определяется в соответствии с учебными программами
  Оптимальное сочетание достигаемого на уроке уровня психологического комфорта (здоровьесбережения) и трудности обучения (соответствия выполняемых учебных действий зоне ближайшего развития обучающихся) Зона ближайшего развития обучающихся – характеризует область или содержание задач, которые учащийся еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью учителя. Для сравнения: зона актуального развития характеризует область или содержание задач, которые учащийся может решить самостоятельно.
  Сочетание контроля и самоконтроля, публичных и индивидуальных форм его осуществления на уроке Публичные формы контроля на уроке – формы контроля, в которых экспертами выступают учащиеся. В частности, к таким формам относятся различные варианты защиты и совместного обсуждения в классе результатов выполненной проектной, учебно-исследовательской или другой деятельности.
  Соответствие достигаемых результатов учебной деятельности ее цели и задачам, намеченным на начальном этапе урока Данное соответствие устанавливается, в частности, на основе сопоставления намеченных результатов с достигнутыми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: