В соответствии с «Правилами» Морского Регистра судоходства [1] судно должно удовлетворять требованиям к делению на отсеки. Судно считается отвечающим требованиям Правил, если фактический вероятностный индекс деления на отсеки не меньше, чем требуемый вероятностный индекс. В курсовом проекте вероятностные индексы не определяются, а проводится проверка непотопляемости и аварийной остойчивости при затоплении одного отсека методом постоянного водоизмещения.
Выбираем в качестве поврежденного отсека: отсек МО при полной загрузке со 100% запасами.
Задачей расчета является определение посадки и остойчивости при затоплении какого-либо отсека.При затоплении отсека 3-й категории следует пользоваться формулами, приведенными в таблице 4.1.
Расчет непотопляемости приведен в таблице 4.1.
В таблице 4.1.:
А и С – носовая и кормовая переборки затапливаемого отсека, В – середина рассматриваемого отсека, l – длина отсека; l = м (… шпангоуты).
–абсциссы и
- ординаты затапливаемого отсека с указанных сечениях;
;
.
- погруженные площади шпангоутов затапливаемого отсека с указанных сечениях, снимаются со строевой по шпангоутам, м2;
м2
м2
м2.
Принятые обозначения приведены на рисунках….
Т а б л и ц а 4.1 - Проверка непотопляемости при затоплении отсека МО
(симметричное заполнение)
№ п/п | Наименование величин | Размерность | Обозначение и формула | Величина | Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Водоизмещение | т м3 | D V | ||||
Первоначальная средняя осадка | м | T ср | По грузовому размеру | |||
Объем затопленного отсека по КВЛ | М3 | v 0 ![]() | ||||
Объем влившейся воды в затопленный отсек по КВЛ | м3 | ![]() | ![]() | |||
Площадь КВЛ до повреждения | м2 | S | По гидростатическим кривым | |||
Потерянная площадь КВЛ | м2 | ![]() | ||||
Действующая площадь КВЛ после повреждения | м2 | ![]() | ||||
Абсцисса и ордината ЦТ потерянной площади s | м | ![]() ![]() | ||||
Абсцисса ЦТ КВЛ | м | xf | По гидростатическим кривым | |||
Абсцисса ЦТ действующей КВЛ | м | ![]() | ||||
Ордината ЦТ действующей КВЛ | м | ![]() | ||||
Абсцисса ЦТ объема v | м | ![]() | ||||
Аппликата ЦТ объема v | м | ![]() | ||||
Собственный момент инерции потерянной площади S | м4 | ![]() | ||||
Собственный момент инерции потерянной площади S | м4 | ![]() | ||||
Продолжение табл. 4.1 | ||||||
Потерянный момент инерции | м4 | ![]() | ||||
Потерянный момент инерции | м4 | ![]() | ||||
Изменение средней осадки | м | ![]() | ||||
Изменение поперечной метацентрической высоты | М | ![]() | ||||
Изменение продольной метацентрической высоты | М | ![]() | ||||
Первоначальное значение поперечной метацентрической высоты | м | h=r+zc-zg | ||||
Первоначальное значение продольной метацентрической высоты | м | H=R+zc-zg | ||||
Новое значение поперечной метацентрической высоты | м | ![]() | ||||
Новое значение продольной метацентрической высоты | м | ![]() | ||||
Угол дифферента | рад | ![]() | ||||
Новая осадка носом | м | ![]() | ||||
Новая осадка кормой | м | ![]() |
Полученную осадку пробиваем на боковом виде судна и проводим аварийную ватерлинию.
Вывод: аварийная ватерлиния не пересекает предельную линию погружения, метацентрическая высота больше минимального значения. Поэтому непотопляемость и аварийная остойчивость проектируемого судна обеспечена при затоплении одного ……отсека.
Или
Вывод: аварийная ватерлиния пересекает бортовую линию палубы, но не пересекает бортовую линию юта, метацентрическая высота больше минимального значения. Поэтому непотопляемость будет обеспечена с учетом непроницаемости юта. При этом двери выполнены непроницаемыми, иллюминаторы на юте – глухими. Аварийная остойчивость проектируемого судна обеспечена при затоплении одного ……отсека.
Или
Другой вариант
Примечание.
После выполнения расчетов пробиваем аварийную ватерлинию на рисунке с боковым видом.
· Аварийная ватерлиния должна проходить ниже предельной линии погружения. За предельную линию погружения можно принять линию палубы у борта, если ниже ее нет отверстий, через которые возможно дальнейшее распространение воды по судну;
· поперечная метацентрическая высота до спрямления судна должна быть не менее 0,05 м;
Для определения посадки и остойчивости судна с затопленным отсеком необходимо знать геометрические характеристики этого отсека: площадь потерянной ватерлинии s и абсциссу ее ЦТ x s, моменты инерции относительно продольной и поперечной оси
, объем отсека v, абсциссу и ординату его ЦТ x, z. Определение этих характеристик можно выполнить, используя теоретический чертеж и строевую по шпангоутам. Однако эту процедуру можно упростить, заменяя участок ветви строевой параболами второй степени. Принятые обозначения приведены на рис. 10.1.
Рисунок 4.1. Строевая по шпангоутам и КВЛ