Вариант контрольной работы
Часть 1. Тест (выполняется в аудиторное время)
Задание 1.
1) Хранящаяся в сознании людей уникальная система знаков и правил их применения, служащая средством общения, – это…
а) язык; б) речь; в) русский язык; г) культура речи.
2) Отметьте виды языковых норм:
а) семантические; б) лексические; | в) орфографические; г) морфологические; | д) хронологические; е) синтаксические. |
3) Функционально-стилевую систему русского языка составляют стили:
а) разговорный, коммуникативный, этический, официально-деловой, художественный;
б) публицистический, разговорный, официально-деловой, научный, художественный;
в) нормативный, официально-деловой, разговорный, коммуникативный, научный.
4) В каких случаях этикет предписывает обращение на Вы?
а) в официальной обстановке общения; б) при фамильярном отношении к адресату; | в) к старшему по положению адресату; г) к малознакомому адресату. |
5) Условия, в которых происходит речевое общение, – это…
а) речевая деятельность; б) речевое событие; | в) речевая ситуация; г) дискурс. |
6) Установите соответствия между стилями педагогического общения и их характеристиками:
а) авторитарный б) демократический в) попустительский | 1) характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия; 2) педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности; 3) педагог отличается безынициативностью, безответ-ственностью, непоследовательностью в принимаемых решениях и действиях, нерешительностью в трудных ситуациях. |
Задание 2.
1) Культура речи – это…
2) Кто является автором «Толкового словаря живого великорусского языка»?
|
3) Назовите жанры официально-делового стиля.
4) Что такое речевой этикет?
5) Назовите необходимые условия эффективной коммуникации.
6) Что понимается под стилем педагогического общения?
Задание 3.
1) О чем писал Б.Н. Головин: «в … языковые единицы получают «чрезвычайную прибавку», а именно выбор, повторение, размещение, комбинирование и трансформирование»?
2) Как можно продолжить предложение «Прочитав повесть Астафьева, …»?
а) …меня прежде всего поразил сюжет; б) …мне стало грустно; | в) …я задумался о своем будущем г) …многих удивляет главный герой. |
3) Установите соответствия между функциональными стилями и характерными для них языковыми средствами:
а) разговорный б) официально-деловой в) научный г) публицистический д) художественный | 1) термины, абстрактные существительные, вводные слова 2) слова в переносных значениях, окказионализмы, тропы 3) общественно-политическая лексика, обращения 4) терминология, канцеляризмы, профессиональная лексика 5) просторечные слова, жаргонизмы, междометия |
4) Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.
Первыми приветствуют:
а) младшие по возрасту – старших; б) член делегации – ее руководителя; | в) младший по должности – старшего; г) женщина – мужчину. |
5) Установите последовательность этапов речевого акта:
а) мысленная подготовка речи; б) обратная связь; в) созревание мотивов высказывания; | г) восприятие речи и ее понимание адресатом; д) переход с мысленного кода на акустический или графический. |
6) Какие функции выполняет педагогическое общение?
|
а) обучающую; б) эмотивную; | в) валюнтативную; г) коммуникативную; | д) фалиситативную; е) воспитывающую. |
Часть 2. Анализ ситуации педагогического общения (выполняется во внеаудиторное время)
Задание: Подберите видеофрагмент (из кинофильма, телевизионного спектакля, мультипликационного или документального фильма) или, если есть возможность, снимите на видео реальную ситуацию педагогического общения (любую – на уроке, перемене, вне школы и т.д.). Проанализируйте ее и охарактеризуйте по следующему плану:
1. Условия общения (время, место, цель, причина и т.д.).
2. Участники общения (краткая характеристика).
3. Какой стиль педагогического общения использует педагог (в чем это проявляется).
4. Какой стиль литературного языка использует педагог (охарактеризуйте его). Уместен ли выбранный стиль в данной ситуации?
5. Характеристика речи педагога:
- громкость, темп, интонационная выразительность;
- композиционная стройность и логичность;
- богатство речи, точность в выражении мыслей;
- соблюдение норм литературного языка.
6. Использование невербальных средств общения.
7. Личные качества педагога, проявляющиеся в общении.
8. Соблюдение педагогом норм речевого и неречевого этикета.
9. Сделайте вывод об эффективности/неэффективности общения. Назовите условия, способствующие эффективности коммуникации, или причины коммуникативной неудачи.
|
Часть 3. Участие в мини-конференции по актуальным проблемам современности
Задание: Подготовить небольшое выступление (на 3-5 мин.) на актуальную тему (например, о вреде курения). После выступления на «конференции» быть готовым ответить на вопросы слушателей, уметь защитить свою точку зрения в ходе полемики и убедить в ней оппонентов.
Второй этап промежуточной аттестации – зачет – проводится в традиционной форме индивидуального собеседования по теоретическим вопросам курса. Студент освобождается от сдачи зачета (получает зачет «автоматом»), если по итогам контрольной работы его коэффициент сформированности компетенции составит 0,9-1,0.