Вечером у Катаняна опять собрались все заинтересованные лица, а вместе с Оксаной пришел еще и Телевизор. Он солидно откашлялся и протянул Ольге разграфленные листы бумаги.
– Что это? – удивилась Ларионова.
– Ведомость.
– Что еще за ведомость?
Пока Телевизор собирался с мыслями, Оксана уже защебетала:
– Петр сказал, что без ведомости нельзя. Наборы всегда выдают по списку, в котором пенсионеры должны расписаться, чтобы нечаянно два набора вместо одного не получить.
– Ты молодец, Теле… то есть Петр! – похвалил друга за сообразительность Катанян.
– Я вот тут несколько первых попавшихся фамилий написал, будто бы они продукты уже получили, ну… для конспирации, – добавил Телевизор.
– Гигант мысли! – удивился его находчивости Паша Добровольский.
После этого молодые люди удалились на кухню попить чайку, а девочки начали с помощью косметики осуществлять превращение девятиклассницы Ольги Ларионовой в работницу органов социального обеспечения Санкт‑Петербурга.
– Ну и ну! – только и смог произнести Саша Добровольский, глядя на обновленную Ольгу. – Да ты сейчас лет на сто выглядишь. Дай слово, что после боя с Капитолиной никогда не будешь так краситься!
– Какого еще боя? – охнула Ларионова и побледнела так, что ее лицу можно было смело прибавлять еще лет тридцать.
После неосторожного заявления Саши Ольгу с трудом вернули в прежнее расположение духа и в шестнадцать рук повели к дому фрекен Бок.
…На лестничной площадке, оставшись одна, Ольга набрала в грудь побольше воздуха и решительно позвонила в дверь Капитолины. Довольно долгое время из квартиры не раздавалось ни звука. Ольга решила, что ей повезло – фрекен Бок не оказалось дома. Она перехватила другой рукой тяжелый пакет и хотела уже идти обратно к лифту, как вдруг над самым ее ухом, как команда «Руки вверх!», из‑за двери послышалось громкое «Кто там?». Видимо, Капитолина тихохонько подкралась к двери, оглядела Ольгу в глазок и, решив, что она не представляет для нее и Амалии опасности, откликнулась. Ольга вздрогнула и хрипло ответила в стиле Сани Катаняна:
|
– Я… это… того… из собеса…
– Зачем? – спросили из‑за двери, а потом Ларионовой показалось, что она явственно услышала собачий лай. Вот те на! То ли сон в руку, то ли Катанян все перепутал и у фрекен Бок вместо ленивой кошки проживает вполне бодрая и резвая собака.
– Я… это… с набором, – продолжила в том же духе Ольга и подняла к груди пухлый пакет, чтобы Капитолина получше разглядела в глазок торчащий из него батон копченой колбасы и горлышко бутылки дорогого оливкового масла. – Мы обходим пенсионеров района по списку.
Затем, чтобы придать веса своим словам, Ольга поставила пакет с продуктами к ногам, достала из кармана фальшивую ведомость и потрясла ею перед глазком. Капитолина, видимо, сильно огорчилась, что из поля ее зрения исчезли оливковое масло и колбаса, и мгновенно распахнула дверь. Ольга отпрянула от возникшей на пороге мощной фигуры в ядовито‑желтом байковом халате в горошек и в малиновом переднике. Капитолина действительно была похожа на фрекен Бок из знаменитого мультика – своим огромным телом, узлом волос на голове с торчащими из него шпильками и огромными руками с толстыми короткими пальцами, которые сейчас она с умилением переплела у груди. Ее голова без всякого намека на шею, с длинным носом и квадратным утолщением на его кончике показалась Ольге похожей на розовощекий кофейник из детской книжки. Юркие голубенькие глазки фрекен Бок моментально отыскали на полу пакет с продуктами, и бледные губки, сложенные трубочкой, тут же разъехались в стороны, изображая приветливую улыбку.
|
– Это так кстати! – раздался из кофейника дребезжащий, но весьма сильный голос. – У меня как раз закончилось подсолнечное масло, поэтому я готова взять предлагаемый набор, – и она, довольно‑таки резко наклонившись, протянула свои мускулистые руки к пакету и вцепилась в него мертвой хваткой.
– Нет, так нельзя! – осадила ее Ольга, понимая, что если сейчас же не проявит настойчивости, то продукты бесследно исчезнут в недрах квартиры Капитолины, а она уйдет домой несолоно хлебавши. – Надо расписаться… и вообще…
– Да‑да, – согласилась фрекен Бок, не выпуская из своих рук пакет, – конечно‑конечно! Пройдемте в квартиру…
Ольга опустила глаза вниз, чтобы нечаянно не задеть существо, которое недавно лаяло из‑за двери, и увидела сидящее ровно посередине коридора чудовищной толщины животное. Трудно было с уверенностью сказать, кошкой или собакой была эта рыжая короткошерстная тушка с красным блестящим бантом на необъятной шее. Фрекен Бок, заметив замешательство Ольги, сказала:
– Не бойтесь, девушка, она не злая. Лучше познакомьтесь: это Амалия. Амалия, – обратилась она к собако‑кошке, – уйди, пожалуйста, с дороги!
Амалия вяло шевельнулась, но уходить явно не собиралась, а наоборот, растеклась посреди коридора рыжим студенистым наростом. Ольга, как и следовало по сценарию, слегка прикрыла, не захлопывая, входную дверь, осторожно перешагнула Амалию и направилась вслед за хозяйкой квартиры. Комната, заставленная громоздкой, под стать хозяйке, мебелью, как удовлетворенно заметила Ольга, была очень слабо освещена торшером со старым истершимся матерчатым абажуром неопределенного цвета. Ольга подошла к столу, застеленному клетчатой клеенкой, на которую Капитолина немедленно начала выгружать из пакета продукты. Вслед за маслом и колбасой на столе оказались банка растворимого кофе «Нескафе‑голд», коробка шоколадного ассорти, увесистая связка бананов, коробка зефира в шоколаде и пластиковая упаковка арахиса в сахаре. Фрекен Бок пошарила на дне пакета, потом вывернула его наизнанку и, не найдя в нем больше ничего, разочарованно спросила:
|
– И это все? А где крупы, сахар? Елизавете Петровне из сорок пятой квартиры еще приносили чай и мыло! Где у вас, девушка, мыло?
Ольга растерялась от такого неожиданного напора. Голубенькие глазки Капитолины смотрели на нее так строго, что она поспешно стала… оправдываться:
– Если вы думаете, что я взяла себе мыло, то очень ошибаетесь! Распишитесь вот тут в получении! – и она выложила на стол ведомость, любовно составленную Телевизором.
Капитолина с трудом отлепила бумажку от залитого чем‑то липким стола, поднесла ее своими толстыми пальцами к носу и начала зачитывать фамилии людей, уже якобы получивших наборы.
– Елизарова В.П., Иванов Г.И., Николаева Д.Т. – она вдруг перестала бубнить и воскликнула: – Ничего не понимаю! В нашем доме такие не проживают. Я всех знаю, потому что живу здесь с раннего детства. Написано: квартира сто, Иванов Г.И. А там живет врач‑стоматолог Вера Ильинична, а никакой не Г.И.!
Ольга почувствовала, что ей мгновенно сделалось очень жарко. События развивались по явно не предусмотренному сценарием пути. Надо было как‑то спасать положение, и она попыталась выкрутиться:
– А с чего вы взяли, что они из вашего дома?
– А как же?
– Мы разносим наборы… это… того… в одну из квартир каждого дома по вашей улице. Финансирования у собеса недостаточно, чтобы охватить всех пенсионеров. Мы решили, что лучше нескольким вручить по хорошему набору, чем каждому только по… куску мыла. Вот!
– И по какому же принципу вы квартиры выбирали? – Капитолина с большим подозрением уставилась на Ольгу, а из коридора приползла – очевидно, в помощь хозяйке – собако‑кошка Амалия и тоже неотрывно уставилась прямо на Ольгу.
– Это не мы выбирали, – Ларионова заговорила довольно бодро, потому что ей показалось, что она придумала очень хороший выход из ситуации. – Это компьютер выбирал. Так что вам, гражданка, повезло. Но если вы не хотите, – Ольга бросилась к столу и начала укладывать продукты обратно в пакет, – то я могу отнести их в соседнюю квартиру.
– В соседнюю?! – взвизгнула Капитолина. – Этой гусыне Маргарите Дмитриевне?! Да вы смеетесь, девушка! Она всего лишь десять лет назад приехала в Санкт‑Петербург из Тюмени, и ей набор? Пусть ей дадут его в Тюмени! – и она выхватила из рук Ольги банку «Нескафе‑голд». – До свидания, девушка! Я, так и быть, беру продукты и без крупы с мылом, потому что иначе вы можете поступить несправедливо. – И она весьма недвусмысленно начала своим слоновьим боком теснить Ольгу к выходу в коридор.
– Подождите! – отскочила в сторону Ларионова. – Я еще прошу вас ответить на несколько вопросов, – и она, убрав в один карман ведомость, вытащила из другого следующую бумажку. – Тут у меня… это… социологический опрос…
– Ну, что еще там? – недовольно рыкнула Капитолина, и Амалия отозвалась тем самым лаем, который Ольга слышала, находясь еще по ту сторону двери, на лестничной площадке.
Она подумала, что Амалия все‑таки собака, о чем стоит потом непременно рассказать Катаняну, и начала бубнить заученный текст:
– Наш собес хочет предложить внести изменения в сетку вещания на местном канале телевидения, чтобы были учтены интересы пенсионеров. Скажите, пожалуйста, какие фильмы вы хотели бы посмотреть в ближайшие месяцы и какое время суток для вас самое удобное?
Видимо, придуманные Панасючкой вопросы понравились Капитолине, потому что она расправила сурово сдвинутые брови, уселась на стул и даже пригласила Ольгу сесть рядом с собой на соседний.
– Хорошее начинание! – похвалила она заботливый собес. – Главное, чтобы было поменьше футбола и хоккея и побольше сериалов. Неплохо бы повторить «Любовь и смерть», «Грезы Лолиты» и…
– А фильмы? – нетерпеливо перебила ее Ольга. – Вам нравятся старые фильмы?
– О да! – Фрекен Бок опять растянула губы в улыбке. – Я очень люблю старые фильмы, например «Весна на Заречной улице», потом еще – «Девчата», потом…
– А самый любимый? – опять вынуждена была перебить ее Ольга. – Есть у вас самый любимый фильм, который вы можете смотреть бесконечное число раз?
– Ну конечно! – окончательно вошла во вкус воспоминаний фрекен Бок. – Мой любимый фильм называется «Человек‑амфибия». Он, знаете, совпал в моей молодости с некоторыми романтическими событиями… – она закатила под потолок свои блекло‑голубые глазки, а Ольга подумала, что она все врет, потому что любые романтические события, завидев издали Капитолину, не только не совпали бы с ней, а постарались бы обойти ее стороной как можно быстрее.
– Что‑то я плохо помню этот фильм, – соврала по сценарию Ольга. – В нем Юрий Никулин играет?
– Что вы, деточка! – возмутилась Капитолина. – Там главного героя играет несравненный Владимир Коренев, – и она опять закатила глазки, но доставать именно в этом месте украденные фотографии, как предполагала Панасюк, не стала, и Ольге опять пришлось импровизировать:
– Коренев? Он такой… низенький, лысоватенький?
– Что вы такое говорите, милочка! – рассердилась фрекен Бок. – Это Коренев‑то низенький? Это Коренев‑то лысоватенький? Да он красивее всех нынешних кинематографических мальчиков, вместе взятых! Да что там зря говорить! Я вот сейчас вам покажу фотографию, и вы сразу его вспомните!
Капитолина подошла к старинному комоду, неловко опустилась на колени, с трудом сложив вдвое свое тучное тело, и выдвинула самый нижний ящик. Разрыв находящееся в нем белье, она достала со дна резную деревянную шкатулку и, неся ее перед собой, как драгоценность, вернулась к столу. Отодвинув в сторону колбасу с зефиром и расстелив перед собой огромный носовой платок, тоже прихваченный из комода, она поставила на него шкатулку, смерила Ольгу взглядом, будто проверяя, достойна ли она такого доверия, и, видимо, решив, что достойна, выложила перед ней фотографию. Ларионова увидела черно‑белый портрет сверкающего белозубой улыбкой молодого человека с большими светлыми глазами и мягкими вьющимися волосами. Конечно, она помнила этого актера, но только сейчас, глядя на фотографию, наконец поняла, что братья Добровольские действительно на него очень похожи.
– Ну как? – спросила ее Капитолина. – Может ли кто‑нибудь из ваших современных молодчиков сравниться с Владимиром Кореневым?
Вместо того, чтобы вполне обоснованно, имея в виду своего Сашку, сказать «может», Ольга вынуждена была ответить: «Конечно же, нет!». Именно этого требовал сценарий.
– Что и требовалось доказать! – в полном удовлетворении заявила фрекен Бок.
В тот же момент толстая Амалия попыталась вскочить к хозяйке на колени, но не допрыгнула и до половины намеченной высоты. Странное животное с глухим шлепком уронило свое жирное тело обратно на пол и издало отвратительный клик, нечто вроде: «Ма‑а‑ауу‑а‑ав!»
«Наверно, она гибрид. Может быть, даже какое‑нибудь специально выведенное животное», – подумала об Амалии Ольга и, памятуя о том, что у Людмилы Васильевны пропали три фотографии, вновь обратилась к Капитолине:
– Ваш Владимир действительно прекрасен, но вроде бы в фильме и другие артисты были не хуже.
– Вы правы, деточка! Теперь таких красивых людей нет. Вот, пожалуйста, посмотрите! Это Анастасия Вертинская, которая играла Гуттиэре, – и женщина достала из шкатулки другую фотографию. Актриса была снята в профиль. Его нежность и классическая утонченность не могли оставить Ольгу равнодушной.
– Здесь она даже лучше, чем в фильме, – заметила она.
– Да, что и говорить, красавица! – охотно согласилась фрекен Бок и положила перед Ольгой третью фотографию. – А вот еще один очень красивый актер – Михаил Козаков.
– А‑а‑а, он злодея играл! – сообразила Ларионова. – Действительно, тоже очень красив.
После этого заявления Ольги Капитолина стала считать ее полностью своим человеком и с интимной доверительностью зашептала ей в самое ухо:
– Так что, милая, если в следующий раз ваш компьютер меня не выберет, вы все‑таки заходите. Приносите набор… желательно с крупой, и мы поговорим с вами про старое кино и…
Фрекен Бок поперхнулась на следующем слове, потому что в комнату вошла Маша, наряженная под Гуттиэре. Она вела под руку Пашку в серебристом костюме, с трудом переступающего ногами в ластах. С его темных волос капала на пол вода. В тусклом свете торшера они настолько были похожи на молодых Вертинскую и Коренева, что Ольга неожиданно для себя громко ойкнула. Потом она осторожно перевела взгляд на хозяйку редкого экземпляра собако‑кошки. Капитолина с остановившимся взглядом и кривящимся в жалкой улыбке ртом превратилась в полную копию мультфильмовской фрекен Бок, когда та, использовав вместо телефонной трубки душ на гибком шланге, весьма самокритично сказала о себе: «Я сошла с ума! Какая досада!»
Маша осторожно усадила Павла на огромный гиппопотамоподобный диван и обратилась к остолбеневшей фрекен Бок:
– Капитолина Степановна! Вы видите – Ихтиандру плохо. Он умирает. И только вы одна можете нам помочь!
Капитолина дернула основанием своего лица‑кофейника и ответила неопределенным клекотом, который, возможно, обозначал что‑то вроде «Не может быть!»
– Да‑да! Только вы! – продолжила Маша. – Видите, как изменился Ихтиандр? Он постепенно превращается в рыбу. Представьте, его перестал узнавать даже собственный отец! Нам срочно нужна старая фотография, по которой доктор Сальватор сможет восстановить его прежний облик и заодно вырезать у него проклятые жабры. Вы же знаете, каким он был крупным ученым, а за прошедшее время он достиг еще более поразительных результатов.
– Да‑а‑а? – Капитолина наконец смогла произнести нечто членораздельное, но не своим, громоподобным, а очень тоненьким и каким‑то плаксивым голоском. – Я догадалась: вы меня разыгрываете…
– Какой еще розыгрыш, Капитолина Степановна? – наступала на нее Машка. – Тут дело идет о жизни и смерти! Отдайте фотографию!
– Не отдам! – фрекен Бок неожиданно прытко для своей комплекции соскочила со стула и вцепилась в фотографию красавца Коренева.
Все остальные участники спектакля одновременно переглянулись, что не ускользнуло от бдительного ока фрекен Бок.
– А‑а‑а‑а! Так вы все заодно‑о‑о! – взревела она страшным голосом.
Услышав его раскаты, Амалия взвизгнула и, невзирая на свою нездоровую полноту, попыталась юркнуть под шкаф. Но ее мощное рыжее тело тут же застряло около квадратной ножки, и огромная мебелина угрожающе пошатнулась. Амалия своими заплывшими жиром мозгами, видимо, думала, что очень хорошо спряталась от гнева хозяйки, и замерла, чуть поводя из стороны в сторону неожиданно тонким лысоватым хвостом. Ольге некстати подумалось, что в необыкновенной собако‑кошке есть еще что‑то и от крысы.
Пашка Добровольский, видимо, понял, что, пока не появилась вторая пара Ихтиандра с Гуттиэре, положение надо срочно спасать, и начал изображать из себя абсолютно задыхающуюся в воздухе квартиры фрекен Бок амфибию. Он, хрипло дыша, почти сполз с дивана на пол и начал медленно подползать к столу с фотографиями. Потом поднялся, цепляясь то за ножки стола, то за ноги Ольги, которая при этом очень натурально взвизгивала, навис над столом, роняя с волос на носовой платок, расстеленный Капитолиной на столе, крупные капли воды. Якобы пытаясь разодрать душащий его ворот пальцами одной руки, Пашка другой рукой схватил со стола фотографию Михаила Козакова и все так же хрипло заявил:
– Тогда я возьму эту фотографию! Пусть отец сделает меня похожим хотя бы на Педро Зуриту. Все‑таки не рыба… – Он уже хотел отползти от стола в сторону, но Ольга локтем ловко подтолкнула к нему фото Вертинской.
– О‑о! – тут же включился в игру Пашка. – Тут и твоя фотография, Гуттиэре! Возьмем и ее… на память… Когда ты состаришься, отец, глядя на нее, вернет тебе молодое лицо…
Ольга, восхищенная Пашкиной импровизацией, чуть не захлопала в ладоши, но фрекен Бок оказалась вовсе не лыком шита.
– Что ж вы до сих пор не состарились? – опять взвизгнула она. Амалия, будто ее пнули ногой, мгновенно задвинулась под шкаф, а шкаф, накренившись на один бок, начал заваливаться прямо на хозяйку квартиры.
– Ну, дела! – совсем не по‑ихтиандровски выкрикнул Пашка.
Затем он, забыв про свою слабость вынутой из воды рыбы, подскочил к шкафу и подпер его плечом. Амалия, совершенно очумевшая от переизбытка новых впечатлений, выскочила из убежища, и мебелина с оглушительным стуком угнездилась на прежнее место. Собако‑кошка с признаками крысиной породы, собравшись с невесть откуда взявшимися силами, подпрыгнула, как какой‑нибудь легкий худосочный котенок, в мгновение ока оказалась на плечах у Пашки и заверещала на всю квартиру свое «Му‑уа‑а‑а‑ав!». Все происшедшее наделало столько шуму, что в комнату, не дожидаясь условного сигнала, ворвались взволнованные Саша Добровольский со второй московской близняшкой.
– Что тут происходит? – выкрикнул Саша, разбрызгивая во все стороны капли воды со своих волос.
И тут наконец оказалось, что у фрекен Бок вовсе не такие крепкие нервы, какие она только что демонстрировала. Завидев вторую пару Ихтиандра с Гуттиэре, абсолютно ничем не отличающуюся от первых, Капитолина глухо охнула, ее до того розовощекий кофейник побледнел, голубенькие глазки закатились, и она начала съезжать со стула на пол, как только что, играя роль, проделывал Пашка. Два Ихтиандра подхватили фрекен Бок под руки, поволокли к дивану и вместе с девочками, бросившимися на помощь, с большим трудом уложили ее грузное тело в горизонтальное положение. Маша схватила со стола бутылку с оливковым маслом, отвинтила крышку и, как из баллончика с краской, запустила мощную струю в бледный кофейник Капитолины.
– Что ты делаешь! Это же не вода! – крикнула Ольга, но струя масла оказалась тоже вполне действенным средством, потому что фрекен Бок вдруг дернула носом, чихнула и открыла осоловевшие глазки. Увидев склонившихся к ней двух совершенно одинаковых мокрых амфибий и двух тоже ничем не отличающихся друг от друга Гуттиэр, она, насколько могла, вжалась в свой диван и затравленно спросила:
– А если я отдам фотографию, вы ручаетесь, что третий Владимир Коренев ко мне не придет?
– Слово сына доктора Сальватора! – прижал руку к груди Пашка и дернул головой, сбрызнув Капитолину дополнительно к маслу еще и водой.
Фрекен Бок перевела вопрошающий взгляд на второго Ихтиандра, и Саша Добровольский, точно так же прижав руку к сердцу, подтвердил:
– Слово кабальеро, мадам!
Капитолина дрожащей рукой вынула из кармана малинового передника фотографию белозубого молодого человека и протянула Маше. Маша молча взяла фото, сунув в свою очередь бутылку с маслом в руку фрекен Бок. Капитолина тут же сделала из нее хороший глоток, удовлетворенно крякнула, перевела взгляд в глубь комнаты и опять душераздирающе крикнула:
– Ах ты, тварь!
Пятерка молодых людей синхронно повернули головы в том направлении, куда был устремлен гневный взгляд Капитолины, и увидели незабываемую картину. Толстая туша Амалии сидела на коробке с зефиром в шоколаде. Белый зефир под тяжестью ее рыжего тела выполз на стол не только из коробки, но и из шоколада. Из усатой пасти собако‑кошки торчал огрызок батона сырокопченой колбасы, и на конце его слегка покачивалась ниточка с фирменным знаком мясоперерабатывающего комбината имени Микояна.
– Тварь! – вновь прорезавшимся голосом еще раз проревела Капитолина. Расшвыряв в стороны Ихтиандров и Гуттиэр, она бросилась на Амалию, воинственно потрясая бутылкой и брызгая во все стороны драгоценным оливковым маслом первого отжима.
– Пожалуй, нам пора! – оторвала всех от захватывающего зрелища Маша, и друзья не без сожаления покинули поле битвы, уже усыпанное арахисом в сахаре и давлеными бананами.
Всю дорогу к дому Катаняна участники боя с фрекен Бок напряженно молчали. Галка без конца забегала перед Ольгой и, заглядывая ей в глаза, повторяла:
– Оля, что случилось? Что случилось, Оля? Да скажешь ты, наконец, что случилось?
Катанян молча шел рядом с ней с погребальным выражением лица, а Оксана Панасюк в паре с Телевизором семенили сзади, боясь даже приблизиться к Ольге, Ихтиандрам и Гуттиэрам.
Когда в комнате у Сани все чинно расселись по стульям, креслам и дивану, Машу вдруг прорвало, и она начала хохотать.
– Ой, не могу! Как она облизнулась, когда я брызнула ей в лицо Санькиным маслом!
– Ага! А потом глотнула это масло прямо из бутылки, как гусар шампанского! – подхватил Павел Добровольский.
– Вспомните еще давленый зефирчик, вылезающий из шоколада эдакими жирными белыми амебами! – веселился второй «из ларца».
– А сам‑то каков, сам‑то… «Слово кабальеро, мадам!» – передразнила Сашу Добровольского его московская тезка.
– А как «эта тварь» расправилась с колбаской! – залилась смехом Ольга. – «Ма‑а‑у‑у‑ав!»
После имитации Ларионовой вопля кошко‑собаки компания, посетившая фрекен Бок, развеселилась так, что Галка Калинкина испугалась.
– Похоже, у них там произошло что‑то непредвиденное, – шепнула она Катаняну. – Наверное, сначала они молчали, потому что были в шоке, а теперь у них скорее всего коллективная истерика.
– Знаешь, Галя, – подкралась к ней Панасюк. – Вот честное слово, в сценарии не было ничего такого, что могло бы заставить их давить зефир, поить Капитолину оливковым маслом или кормить колбасой какую‑то тварь.
– Подтверждаю, – приблизился к ним Телевизор. – Я читал. Там не было слов про кабальеро и мадам!
– Сама знаю, – огрызнулась Галка и так хрястнула по столу кулаком, что с него соскочила большая фарфоровая кружка с не допитым Саней утренним чаем.
Звон разбившейся чашки прозвучал так неожиданно, что все хохочущие мигом замолчали и испуганно уставились на жавшихся друг к другу Галку, Оксану, Катаняна и Телевизора.
– Ой! Что это мы так развеселились? – уставилась на Калинкину Ольга. – Галя! Пока нас не было, у вас что‑то случилось?
– Нет, вы только посмотрите на этих артистов погорелого театра! – призвала та друзей, державшихся ближе к ней и подальше от тех самых артистов. – У них был сценарий, а они почему‑то несли отсебятину в виде давленого зефира! И теперь они еще нас спрашивают, что случилось!
– Знаешь, Галя, – рассердилась на нее Ольга. – Ты бы лучше нам посочувствовала. Эта Капитолина оказалась демонической женщиной. Она мне сразу весь сценарий спутала. Представьте, Оксанка была права! Фрекен Бок совсем не хотела зефира и кофе с арахисом. Она дико возмущалась, что я не принесла ей гречки с мылом.
– Ну и извращенка! – возмутилась Калинкина.
– Да нет же! – раздраженно помотала головой Ольга. – Не говори глупости! Просто пенсионерам, наверно, действительно не хватает денег на обыкновенные продукты.
– Допустим, – решила согласиться Галка. – Тогда объясни мне, пожалуйста, если ей не понравился наш набор, зачем вы ее насильно поили маслом и кормили колбасой? Зачем специально злили?
– Совсем с ума сошла! – Маша покрутила у виска пальцем. – Я посмотрела бы, каким образом ты смогла бы эту капитальную Капитолину чем‑нибудь накормить! Вовсе не она, а ее «тварь» сожрала нашу колбасу!
– Амалия?
– Вот именно!
– И вы позволили какой‑то кошке съесть колбасу, за которую мы выложили столько денег?
– Никакая она не кошка, – уверенно заявила Ольга.
– А кто? – окончательно испугался Саня Катанян. – Еще позавчера она была… это… того… кошкой…
– По‑моему, она собака.
– Не скажи, – не согласился с Ольгой Паша. – Мне показалось, что это заплывшая жиром морская свинка.
– Да ты что, Пашка! У свинок не бывает таких длинных голых хвостов! – возмутился Саша Добровольский. – Это, наверно, разжиревшая на колбасе крыса.
– Все равно: кем бы она ни была, нечего было отдавать ей нашу колбасу! – стояла на своем Галка.
– Понимаешь, мы не видели, как она принялась за колбасу, потому что как раз в это время упал шкаф и мы все вместе понесли Капитолину на диван, – объяснила Александра.
После ее заявления в комнате повисла тишина могильного склепа. Первой опомнилась Галка и осторожно спросила:
– Скажите, пожалуйста, а после масла со шкафом Капитолина в живых‑то осталась или… как?
– Эту фрекен Бок, как старую комсомольскую песню, – не задушишь, не убьешь! Кого хочешь ухайдакает! – зло сказал Паша.
– Они ее еще и душили… – прошептал потрясенный до глубины души Телевизор.
– Так! Все! – решила взять дело в свои руки Оксана. – Рассказывай ты… Ольга, – и она ткнула тоненьким пальчиком в живот Ларионовой. – И чтоб с самого начала, по порядку и в подробностях! А вы все молчите, а то совершенно неизвестно, до чего еще мы сегодня договоримся.
– Пожалуйста! Звоню я, значит, в дверь… – начала душераздирающее повествование Ольга.
Сначала ее слушали с серьезными каменными лицами, особенно те ребята, которые не участвовали в самом спектакле. Но когда дело дошло до обморока Капитолины и приключений жирной рыжей и толстой морской свинки, хохотать начали абсолютно все присутствовавшие в комнате Сани Катаняна.
– Теперь, надеюсь, у вас больше нет вопросов? – спросила друзей Ольга, когда они наконец отсмеялись.
– Ну… вообще‑то… один меня еще очень мучает, – смущенно сказал Телевизор.
– Ну, тогда задавай его! – разрешила Ольга.
– Я что‑то так и не понял, для чего вы зефир давили?
После этого вопроса Казбекова все опять покатились со смеху. И смеялись до тех пор, пока не заболели скулы и животы.
– Ну, знаете, я эти каникулы никогда не забуду, – сказала наконец Маша, в изнеможении откинувшись на спинку кресла. – Думаю, что мы у вас в долгу. К весенним каникулам, когда вы к нам приедете с ответным визитом, мы просто обязаны найти в Москве какую‑нибудь фрекен Бок или хотя бы Лису‑Алису, чтобы вам тоже не было скучно. А если не найдем, то, как говорится, ее стоит придумать.
– Вы можете начать отдавать нам долг прямо сейчас, – заметила ей довольная Галка. – Ольга переписала с отцовой пластинки на кассету старину Элвиса, и мы можем ударить по рок‑н‑роллу, пока у Сани никого дома нет.
– Да пожалуйста! Об этом нас и просить не стоит!
Глава 13
Мифы и легенды Санкт‑Петербурга
Следующий день был последним в петербургских каникулах московских девятиклассников. Вечером ожидалась прощальная дискотека, а днем наши герои отправились на последнюю прогулку по зимнему Питеру, решив зайти заодно в больницу, где лежала Людмила Васильевна Катанян.
На улице оказалось морозно и очень красиво. Яркое, чистое солнце окрасило в розоватый цвет сугробы, вызолотило ветки деревьев, превратило в цветную карамель сосульки. Впереди всех шли Галка с Саней, потом, заняв весь тротуар, братья Добровольские с Ольгой и Машей, за ними – Телевизор и Оксана Панасюк, очень занятые обсуждением проблемного творчества Михаила Шемякина и, в частности, недавно виденной ими на экскурсии по городу его скульптуры Петра I. Машина сестра, Александра, со всеми не пошла, потому что с Антоном так и не помирилась и была обижена на весь свет.
– Давайте сначала сделаем дело: навестим Санину бабушку, – обернулась к друзьям Калинкина, – а уж потом, не торопясь, прогуляемся.
Возражать Галке никто не стал, и ребята двинули в метро. Весело и довольно громко болтая, они ввалились в вагон подземной электрички и стали возле закрытых дверей, передавая друг другу наушники плеера и даже слегка пританцовывая от хорошего настроения и избытка эмоций.
Сидевшая невдалеке от их компании пожилая женщина недовольно поджала губы и сказала своей соседке:
– Все‑таки нынче совсем не та молодежь пошла.
– Ага, ага, – тут же согласилась соседка.
– И одежда у них не пойми какая: где девка, где парень – ни за что не разберешь!
– Ага, ага, – повторила соседка, потому что пожилая женщина, видимо, выразила ее мнение тоже, и она тут же решила внести и свою лепту в обсуждаемую проблему. – У них и музыка противная, громкая! Как в наушники ни прячь – все равно слышно на весь вагон. Прямо противно! Почему мы должны слушать их бабахалку?
– Вот именно! – подхватила женщина, начавшая разговор первой, специально громко, чтобы «не та молодежь» услышала и немедленно унялась. Поскольку молодежь не унялась, а, наоборот, продолжала все в том же духе, диалог на этом не закончился: – А фильмы какие! Вы видели вчера по питерскому каналу ту жуткую картину про их молодежную любовь? Я прямо не знала, куда деться от стыда.
– И не говорите! То ли дело наши фильмы… Например, «Королева бензоколонки» или «Неподдающиеся».
– Знаете, вы лучше поосторожнее со старыми фильмами‑то!
– А что такое?
– А то! Я вам сейчас расскажу. У меня есть брат, у него шурин, а у шурина – жена. Живут они на Петроградской стороне. Эта самая жена шурина тоже любила старые фильмы, советские еще. Ну вот прямо совсем как вы! Так вот к ней – вы только представьте! – заявился ночью дух человека‑амфибии. Вылитый молодой Коренев! Знаете ведь такой фильм?
– Да ну, какая ерунда! Если бы к ней заявилась тень отца Гамлета, то поверить, конечно, еще можно было бы. Но чтобы какая‑то амфибия? Этого, простите, не может быть!
– Если бы это произошло не с женой шурина, а с кем‑нибудь другим, то я тоже не поверила бы. Но она – честнейшая женщина! Вранье ей совершенно не свойственно. Так вот эта амфибия ввалилась к ней в спальню, когда муж ушел в ночную смену, да как закричит: «Отдай мне мою фотографию, а то я немедленно разворочу ваш шифоньер!»
– А она?
– А что она! Где ей взять его фотографию? Она так и говорит той амфибии: «Вы, конечно, извините, но вашего фото у меня нету». Так амфибия разломала‑таки трехстворчатый шкаф! Вот ведь силища! Обломки, кстати, я сама видела. А потом амфибия пронеслась вихрем по холодильнику и исчезла. Жена шурина хвать – а колбасы нету. И, представьте, еще кастрюли борща! Так она страшно расстроилась – вернется муж со смены, а чем его кормить, неизвестно!
– Не может быть… – покачала еще недоверчиво головой соседка, но тут же глаза у нее засветились огнем, потому что она сообразила, чем сегодня поразит Маргариту Севастьяновну из соседнего подъезда, которая вечно рассказывает всякие небылицы. Против духа человека‑амфибии, уничтожившего враз кастрюлю борща, ей, конечно, противопоставить будет абсолютно нечего.
Две собеседницы замолчали, обдумывая незавидное положение жены шурина брата первой женщины, зато вагон метро потряс богатырский хохот девятиклассников.
– Вы только подумайте, с какой скоростью распространяются слухи! – сквозь смех удивлялась Маша. – Суток еще не прошло!
– Погодите, мы еще войдем в книгу «Мифы и легенды Санкт‑Петербурга» или в какую‑нибудь другую, например «Сказки Петроградской стороны», – веселился Паша Добровольский.
– Ой, ребята! Мы же сейчас проедем! – воскликнула Галка и потащила всех к выходу.
Вваливаться в больничную палату такой большой компанией ребята посчитали неприличным и решили посидеть в соседней кондитерской за кофе с булочками, пока Саня с Галкой сходят к Людмиле Васильевне. В кармане у Сани лежали слегка помятые в бою с фрекен Бок фотографии легендарной уже амфибии, Гуттиэре и Педро Зуриты.
Братья Добровольские купили друзьям уже по третьей чашке кофе, когда Калинкина с Катаняном наконец вернулись. Глаза Катаняна горели, как два прожектора.
– Нет! Вы представляете! – начал он почти с порога даже без знаменитых своих «того» и «это». – Слухи о ваших подвигах докатились и до бабушкиной палаты! Я отдаю ей фотографии, а она нам рассказывает легенду об амфибии. Только вместо шкафа там было пианино, а вместо борща – пюре с жареной рыбой.
– Отравленное? – почему‑то испугалась Ларионова.
– Да нет, Ольга, это ты путаешь с «Тремя мушкетерами»! – успокоила ее Калинкина. – Хотя, как ты видишь, я будто в воду глядела, когда про пюре тебе говорила.
– Что вы несете, девчонки? Какие еще мушкетеры? – не поняла Маша.
– Да так, к делу не относится, – махнула рукой Калинкина. – Это наши с Ольгой старые разговоры.
– Можно я спрошу про то, что к делу относится? – подала голос Оксана. – Людмила Васильевна фотографиям‑то обрадовалась? Поправляться намерена?
– Ей лучше, – кивнула головой Калинкина. – И фотографиям она обрадовалась. Только пришлось ей врать, будто они никуда не пропадали, а просто завалились за диван.
– Что ж такое получается? Выходит, что Капитолина ни в чем не виновата? – возмутился Саша Добровольский.
– Может, Саша, для Саниной бабушки так даже лучше, – предположила Ольга. – Это ведь очень тяжело – терять друзей. Пусть думает, что подруга осталась подругой и ни в чем дурном не замешана.
Прощальная дискотека была в самом разгаре, когда завуч по воспитательной работе Сергей Павлович, или по‑простому Палыч, вышел к микрофону и спросил у зала:
– Ну что, петербуржцы! Есть у вас чем ответить потрясающему рок‑н‑роллу москвичей?
– Есть! – крикнули одноклассники и московские друзья Ольги, а сама она попросила Нину Петровну поставить кассету с музыкой Пресли.
В центр зала вышли братья Добровольские, сестры Краевские с партнерами, Ольга Ларионова и Галя Калинкина. Добровольские подхватили московских сестричек, Антон – Ольгу, а партнер Маши Алексей – Галку, и танец начался. Конечно, смешанные пары танцевали не так быстро и ловко, как это делали москвичи на первой дискотеке, но весь зал оценил по достоинству их выступление и от души аплодировал. Аплодисменты перешли в настоящие овации, когда к танцующим присоединились Оксана Панасюк с Петром Казбековым.
Когда танец кончился, к запыхавшейся Галке подошел взъерошенный Саня Катанян и строго заявил:
– Если этот Алексей надеется и дальше… это… того… смотреть на тебя, как на свою собственность, то я не посмотрю, что он гость, и дам ему в глаз. И пусть меня после этого не берут весной в Москву. Я… это… того… переживу, зато он свое получит!