Назначение и особенности педагогического рисунка




 

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам изложения и закрепления учебного материала.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

 

Условия:

1. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его.

2. Он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

3. Носит кратковременный характер. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

 

Изобразительные средства педагогического рисунка

 

В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом.

Классные доски, как правило, изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Также есть классные доски из органического стекла, металла. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки.

Цвет доски должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек комнаты.

В школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов. Однако при появлении маркеров получило распространение белые доски, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.

Для рисование на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.

Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой.

Удобными и интересными для художника - педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.

 

Рисунок мелом на классной доске

 

Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоций. Иоганн Генрих Пестолаций (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Писталоций, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.

В 1839 г. в Австрии доктор Гилярд предложил метод рисования по сетке и стигмографическое рисование. Stigma - (греч) знак. Этот метод не принес большой пользы, так как сковывал самостоятельный подход к рисованию предметов.

С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету. В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.

Большой вклад в развитие методики и преподавания внесли П.П. Чистяков и художники - передвижники. Рисование мелом на классной доске имело большое значение. В основу метода было положено осмысленное изображение предметов и натуры. Классная доска использовалась при беседах, как способ разъяснения последовательности рисования. Вопросам рисунка на доске учителя уделялось все больше внимание.

Созданные в процессе урока изображения, на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как их основное назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении, задания.

Однако нельзя забывать о том, что эти рисунки должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. Методы рисования на уроках необходимо по возможности разнообразить, так как это способствует разностороннем развитию индивидуальных способностей учащихся.

Можно практиковать чисто линейные изображения, выразительный штрих, и позитивный рисунок цветными мелками, можно выполнить его и как аппликацию из цветной бумаги, в соответствии с формой изображаемых предметов. Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске.

Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающее ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.

При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки.

1. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени;

2. Характер «негативного» рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера.

3. Рисунок стирается с доски после объяснения.

4. Экспромт на доске может вызвать разные эмоции у разных учеников, иногда не предсказуемые.

5. Не однозначность усвоения приемов и методов работы.

6. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.

Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя.

В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает ход работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах.

 

Фигура учителя изобразительного искусства поистине уникальна. Он должен прекрасно рисовать иначе ребята не поверят в него. Он должен быть прекрасным педагогом-художником.

Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Также при применении разных методов на уроке изобразительного искусства у детей развивается наблюдательность, формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.

В процессе индивидуальной работы на занятиях изобразительного искусства, учитель формирует у детей умение видеть в работе окружающих, своих одноклассников хорошие стороны и все замечания высказывать корректно и доброжелательно.

Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.

Список используемой литературы

 

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968

2. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969

3. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1963

4. Волков Н.Н. мысли об искусстве. - М., 1972

5. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. - М., 1961

6. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1970

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977

8. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003

9. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978.

10. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975

11. Орловский Т.И. О художественном образовании учителя рисования. - СПб., 1961.

12. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980

14. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981

15. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1975



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: