ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Методические указания и контрольная работа №1
Для студентов Гродненского филиала кафедры «информационные системы и технологии»
МИДО БНТУ
специальность
«Экономика и управление на предприятии»
Решение типового варианта.
Задача 1. По координатам вершин : А(4;4), В(-6;-1), С(-2;-4) найти:
а) длину стороны АВ;
б) уравнение и длину высоты СD;
в) уравнение медианы АМ;
г) точку пересечения высоты СD и медианы АМ.
Решение.
Если , то
а) .
б) Уравнение прямой АВ имеет вид: , т.е. ,
- уравнение прямой АВ. Тогда уравнение высоты СD можно записать как уравнение прямой, проходящей через точку С и перпендикулярной к прямой АВ, имеющей нормальный вектор , который для этой прямой будет направляющим . Поэтому СD: ,
, - уравнение высоты СD.
Найдем точку D как точку пересечения прямых СD и АВ: D(-4;0).
в) Поскольку медиана делит сторону ВС пополам, то из формул середины отрезка , находим координаты точки М(-4;-2,5), где .
Уравнение прямой АМ примет вид: , т.е. , , или - уравнение медианы АМ.
г) Точку пересечения высоты CD и медианы АМ находим, решая систему
Значит, точка пересечения О .
Задача 2. Даны координаты вершин пирамидыABCS: А(4;2;5), В(0;7;2), С(0;2;7), S(1;5;0).
Найти:
а) уравнение плоскости АВС;
б) уравнение прямой АВ;
в) уравнение прямой SN, перпендикулярной к плоскости АВС;
г) косинус угла между плоскостями АВС и ВСS;
д) объем пирамиды АВСS;
е) уравнение прямой SD параллельной прямой АВ;
ж) площадь грани АВС.
Решение.
а) Уравнение плоскости, проходящей через 3 точки имеет вид:
, в нашем случае .
Отсюда находим , или .
б) Уравнение прямой АВ, как прямой, проходящей через две точки и , примет вид:
, а в нашем случае .
в) Уравнение высоты SN, опущенной из вершины S на плоскость АВС можно записать как уравнение прямой, проходящей через точку S и перпендикулярной плоскости АВС, имеющей нормальный вектор , который для этой прямой будет направляющим
- искомое уравнение высоты SN.
г) Найдем уравнение плоскости ВСS:
, т.е. ,
следовательно - уравнение плоскости ВСS.
Косинус угла между плоскостями и найдем по формуле
, отсюда
, .
д) Объем пирамиды с вершинами находится по формуле . В нашем случае
е) Т.к. прямая SD параллельна АВ, то направляющие векторы этих прямых совпадают . Составим уравнение прямой SD, проходящий через точку S(1,5,0):
ж) Площадь грани ABC вычислим по формуле .
,
.
Задача 3А. Вычислить определитель .
Решение 1. Определитель третьего порядка вычисляется по формуле
Существует правило треугольника, облегчающее составление выражения, стоящего в правой части данной формулы:
Правило треугольника
по правилу треугольников получаем
Решение 2. Применим теорему Лапласа ко второй строке: .
Задача 3Б. Вычислить определитель .
Решение. Теорема Лапласа позволяет свести вычисление определителя n -го порядка к вычислению n определителей порядка n-1. Если в строке (столбце) имеются равные нулю элементы, то удобнее всего разлагать определитель по элементам той строки (столбца), которая содержит наибольшее число нулей.
Разложим определитель по третьему столбцу:
Задача 4А. М етодом Гаусса решить систему уравнений
Решение. Запишем расширенную матрицу и методом Гаусса приведём её к трапецеидальному виду:
˜ ˜
Эквивалентная матрица получена сложением первой строки, умноженной на -3 последовательно со второй и третьей строками, умноженными на 2. Далее вторую строку складываем с третьей, умноженной на 11:
˜ .
Возвращаясь к системе уравнений получим, что соответствующая система будет иметь вид
Отсюда находим:
Задача 4Б. М етодом Гаусса решить систему уравнений
Решение. Запишем расширенную матрицу системы:
˜ ˜
Эквивалентная матрица получена вычитанием из второй строки первой, умноженной на 3, из третьей – первой, умноженной на 5, из четвёртой – первой. Далее из второй строки последовательно вычитаем третью и четвёртую:
˜ ˜ .
Исключив из матрицы третью нулевую строчку, получим, что соответствующая система будет иметь вид
В полученной системе число уравнений меньше числа неизвестных слагаемых, следовательно, система имеет бесконечное множество решений. Решая эту систему, начиная с последнего уравнения, получим:
то есть
Здесь – базисные неизвестные, – свободная неизвестная. Так как может принимать любые значения, то решение можем записать в виде R.
Задача 4В. М етодом Гаусса решить систему уравнений
Решение. Запишем расширенную матрицу системы:
˜ ˜ .
Здесь необходимо было сложить первую строку матрицы, умноженную на (-2) со второй, сложить первую строку матрицы, умноженную на (-4) с третьей и сложить первую строку матрицы, умноженную на (-5) с четвёртой. Затем в полученной матрице вторую строку, умноженную на (-1) прибавим к третьей. Данной матрице соответствует следующая система уравнений, равносильная исходной:
Третье уравнение этой системы не имеет смысла, поэтому система не имеет решений.
Задача 5А. Решить матричным методом систему
Решение. Имеем Найдем алгебраические дополнения
; ; ;
; ; ;
; ; .
Обратная матрица . Находим :
.
Таким образом
Задача 5Б. Решить с помощью формул Крамера систему уравнений
Решение. Единственное решение квадратной системы с невырожденной матрицей можно получить по формулам Крамера:
где – определитель матрицы системы, а , – определитель, полученный из определителя , заменой - го столбца столбцом свободных членов.
Выпишем матрицу системы и столбец свободных членов :
,
Находим определитель системы: Определитель отличен от нуля, следовательно, можно применить правило Крамера. Находим дополнительные определители:
Итак,
Ответ:
Задача 6. Задача 5. Даны векторы , и .
Доказать, что векторы образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе.
Решение: Поскольку смешанное произведение
,
то векторы образуют базис. Тогда вектор можно представить в виде . Это равенство равносильно следующим равенствам:
поскольку равные векторы имеют равные координаты и координаты линейной комбинации векторов равны соответствующим линейным комбинациям одноименных координат.
Решив данную систему, находим
Итак, вектор в данном базисе имеет координаты .
Задачи для контрольной работы №1.
Задача 1. Даны координаты вершин треугольника . Найти:
а) длину стороны АВ;
б) уравнение и длину высоты СD;
в) уравнение медианы АМ;
г) точку пересечения высоты СD и медианы АМ.
Вариант | А | В | С |
(0;2) | (2;1) | (3;0) | |
(1;2) | (3;4) | (-5;0) | |
(-1;1) | (2;5) | (6;-2) | |
(-1;3) | (0;2) | (4;-1) | |
(3;4) | (-1;2) | (2;-1) | |
(-1;1) | (1;5) | (3;-2) | |
(1;1) | (3;0) | (-3;2) | |
(-2;4) | (-6;8) | (6;-16) | |
(-4;8) | (5;-3) | (10;6) | |
(1;3) | (3;7) | (-1;1) | |
(-2;0) | (2;-3) | (7;7) | |
(2;1) | (5;-4) | (9;6) | |
(1;1) | (8;1) | (6;8) | |
(-4;-1) | (2;-5) | (5;3) | |
(-1;-1) | (3;-4) | (7;6) | |
(-2;1) | (2;3) | (-1;3) | |
(-4;8) | (1;-2) | (6;9) | |
(2;0) | (5;-3) | (10;5) | |
(-4;7) | (0;-1) | (7;8) | |
(-7;6) | (2;-6) | (7;4) | |
(-5;7) | (4;-5) | (9;5) | |
(-3;5) | (6;7) | (11;3) | |
(-6;10) | (3;-2) | (8;8) | |
(-3;8) | (4;-3) | (9;6) | |
(-2;6) | (0;0) | (11;9) | |
(-5;6) | (0;-5) | (3;10) | |
(-1;0) | (5;-4) | (9;7) | |
(-4;7) | (4;-2) | (8;9) | |
(-6;0) | (5;-7) | (6;8) | |
(-4;0) | (6;-3) | (7;6) | |
(0;3) | (9;2) | (7;1) | |
(-1;3) | (8;1) | (2;-4) | |
(6;-2) | (2;5) | (-1;1) | |
(6;5) | (1;-3) | (-8;9) | |
(1;0) | (5;2) | (3;-1) | |
(13;2) | (8;-8) | (-2;4) | |
(10;5) | (7;-1) | (-2;11) | |
(5;10) | (1;0) | (-9;12) | |
(10;6) | (5;-3) | (-4;8) | |
(5;-2) | (-1;2) | (0;3) |
Задача 2. Даны координаты вершин пирамиды ABCS. Найти:
а) уравнение плоскости АВС;
б) уравнение прямой АВ;
в) уравнение прямой SN, перпендикулярной к плоскости АВС;
г) косинус угла между плоскостями АВС и ВСS;
д) объем пирамиды АВСS;
е) уравнение прямой SD, параллельной прямой АВ;
ж) площадь грани АВС.
Вариант | А | В | С | S |
(3;4;5) | (1;2;1) | (-2;-3;6) | (3;-6;-3) | |
(1;-3;4) | (0;-2;1) | (1;1;-1) | (5;6;7) | |
(1;2;-1) | (-1;0;4) | (-2;-1;1) | (1;0;1) | |
(1;2;3) | (4;-1;-2) | (4;0;3) | (4;3;6) | |
(1;-1;-3) | (0;6;1) | (2;2;-2) | (0;-3;6) | |
(1;1;4) | (2;-1;0) | (3;2;1) | (-1;4;3) | |
(2;1;-3) | (1;1;0) | (-1;2;7) | (1;8;2) | |
(-7;-5;6) | (-2;5;-3) | (3;-2;4) | (1;2;2) | |
(2;1;3) | (0;0;2) | (1;1;1) | (6;9;3) | |
(1;0;1) | (0;0;2) | (1;1;1) | (7;4;4) | |
(2;3;1) | (4;-4;-2) | (1;0;0) | (4;7;5) | |
(1;-2;-5) | (2;3;2) | (-1;0;5) | (-4;2;1) | |
(1;3;1) | (-1;4;6) | (-2;-3;4) | (3;4;-4) | |
(2;4;1) | (-3;-2;4) | (3;5;-2) | (4;2;-3) | |
(1;3;4) | (0;1;2) | (2;5;0) | (1;-5;-7) | |
(-5;-3;-4) | (1;4;6) | (3;2;-2) | (8;-2;4) | |
(1;2;3) | (2;4;1) | (2;0;-3) | (-2;7;9) | |
(1;-1;1) | (5;4;-2) | (-1;2;2) | (2;2;4) | |
(3;-1;2) | (4;-1;-1) | (2;0;2) | (5;9;4) | |
(7;1;4) | (9;-2;0) | (0;3;-3) | (0;1;2) | |
(3;1;4) | (-3;-1;0) | (2;1;-3) | (7;3;2) | |
(2;1;0) | (3;-1;-4) | (0;2;-2) | (8;0;2) | |
(3;-1;-1) | (3;1;4) | (1;0;5) | (4;6;1) | |
(2;1;-1) | (7;-1;3) | (0;3;3) | (5;2;1) | |
(2;-3;7) | (-3;-1;5) | (9;0;1) | (-1;0;1) | |
(7;-3;4) | (3;2;-1) | (4;1;1) | (5;-2;0) | |
(1;1;0) | (2;1;-4) | (0;1;0) | (7;-1;-4) | |
(1;-1;4) | (2;3;-4) | (1;0;-5) | (2;0;4) | |
(2;-4;7) | (8;1;0) | (-1;-3;0) | (-1;0;-4) | |
(1;-1;0) | (0;1;7) | (-1;-2;-3) | (4;3;1) | |
(-1;0;4) | (-2;-1;1) | (1;0;1) | (1;2;-1) | |
(0;-2;1) | (1;1;-1) | (5;6;7) | (1;-3;4) | |
(2;4;2) | (-2;3;-5) | (4;3;-6) | (6;-5;3) | |
(4;-1;-2) | (4;0;3) | (4;3;6) | (1;2;3) | |
(0;6;1) | (2;2;-2) | (0;-3;6) | (1;-1;-3) | |
(2;-1;0) | (3;2;1) | (-1;4;3) | (1;1;4) | |
(1;1;0) | (-1;2;7) | (1;8;2) | (2;1;-3) | |
(-4;6;3) | (3;-5;1) | (2;6;-4) | (2;4;-5) | |
(0;0;2) | (1;1;1) | (6;9;3) | (2;1;3) | |
(0;0;2) | (1;1;1) | (7;4;4) | (1;0;1) |
Задача 3. Вычислить определитель четвертого порядка:
1. ; | 2. ; | 3. ; | 4. ; |
5. ; | 6. ; | 7. ; | 8. ; |
9. ; | 10. ; | 11. ; | 12. ; |
13. ; | 14. ; | 15. ; | 16. ; |
17. ; | 18. ; | 19. ; | 20. ; |
21. ; | 22. ; | 23. ; | 24. ; |
25. ; | 26. ; | 27. ; | 28. ; |
29. ; | 30. ; | 31. ; | 32. ; |
33. ; | 34. ; | 35. ; | 36. ; |
37. ; | 38. ; | 39. ; | 40. . |
Задача 4. Решить систему методом Гаусса (либо показать, что система несовместна).
.
1. | 2. |
3. | 4, |
5. | 6. |
7. | 8. |
9. | 10. |
11. | 12. |
13. | 14. |
15. | 16. |
17. | 18. |
19. | 20. |
21. | 22. |
23. | 24. |
25. | 26. |
27. | 28. |
29. | 30. |
31. | 32. |
33. | 34. |
35. | 36. |
37. | 38. |
39. | 40. |
Задача 5. Решить систему методом Крамера и матричным методом.
1 1. | 1 2. |
1 3. | 1 4. |
5. | 1 6. |
7. | 8. |
9. | 10. |
11. | 12. |
13. | 14. |
15. | 16. |
17. | 18. |
19. | 20. |
21. | 22. |
23. | 24. |
25. | 26. |
27. | 28. |
29. | 30. |
31. | 32. |
33. | 34. |
35. | 36. |
37. | 38. |
39. | 40. |
Задача 6. Даны векторы . Доказать; что векторы образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе.
Вариант | ||||
(4;5;2) | (3;0;1) | (-1;4;2) | (5;7;8) | |
(-1;2;0) | (-3;2;4) | (0;0;1) | (6;5;-4) | |
(3;-5;2) | (4;5;1) | (-3;0;4) | (-4;5;-16) | |
(1;-3;2) | (5;0;2) | (-2;4;1) | (8;1;3) | |
(-2;3;5) | (1;-3;4) | (7;8;-1) | (1;20;1) | |
(6;3;2) | (7;4;-5) | (4;2;2) | (4;1;2) | |
(1;3;5) | (0;2;0) | (5;7;9) | (0;4;16) | |
(3;0;4) | (6;3;4) | (1;2;3) | (-3;4;-2) | |
(2;4;-6) | (1;3;5) | (0;-3;7) | (2;3;52) | |
(2;5;6) | (1;2;2) | (1;0;1) | (3;2;2) | |
(4;3;-1) | (5;0;4) | (2;1;2) | (0;12;-6) | |
(-1;2;0) | (-3;2;4) | (0;0;1) | (4;3;-1) | |
(3;4;-3) | (-5;5;0) | (2;1;-4) | (8;-16;17) | |
(1;-3;2) | (5;0;2) | (-2;4;1) | (2;-1;-3) | |
(-2;1;7) | (3;-3;8) | (5;4;-1) | (18;25;1) | |
(6;3;2) | (7;4;-5) | (4;2;2) | (5;1;7) | |
(1;0;5) | (3;2;7) | (5;0;9) | (-4;2;-12) | |
(3;0;4) | (6;3;4) | (1;2;3) | (-1;5;-3) | |
(2;1;0) | (4;3;-3) | (-6;5;7) | (34;5;-26) | |
(2;5;6) | (1;2;2) | (1;0;1) | (4;3;2) | |
(5;4;1) | (-3;5;2) | (2;1;-3) | (7;23;4) | |
(-1;2;0) | (-3;2;4) | (0;0;1) | (6;3;-1) | |
(2;-1;4) | (-3;0;-2) | (4;5;-3) | (0;11;-14) | |
(1;-3;2) | (5;0;2) | (-2;4;1) | (6;-1;2) | |
(-1;1;2) | (2;-3;-5) | (-6;3;-1) | (28;-19;-7) | |
(6;3;2) | (7;4;-5) | (4;2;2) | (5;4;3) | |
(1;3;4) | (-2;5;0) | (3;-2;-4) | (13;-5;-4) | |
(3;0;4) | (6;3;4) | (1;2;3) | (3;-2;-2) | |
(1;-1;0) | (-5;-3;1) | (2;-1;0) | (-15;-10;5) | |
(2;5;6) | (1;2;2) | (1;0;1) | (4;2;0) | |
(3;1;2) | (-7;-2;-4) | (-4;0;3) | (16;6;15) | |
(-3;2;4) | (-1;2;0) | (0;0;1) | (6;5;-4) | |
(-3;0;1) | (2;7;-3) | (-4;3;5) | (-16;33;13) | |
(5;0;2) | (1;-3;2) | (-2;4;1) | (8;1;3) | |
(5;1;2) | (-2;1;-3) | (4;-3;5) | (-45;15;-66) | |
(7;4;-5) | (6;3;2) | (4;2;2) | (4;1;2) | |
(0;2;-3) | (4;-3;-2) | (-5;-4;0) | (-19;-5;-4) | |
(6;3;4) | (3;0;4) | (1;2;3) | (-3;4;-2) | |
(3;-1;2) | (-2;3;1) | (4;-5;-3) | (-3;2;-3) | |
(1;2;2) | (2;5;6) | (1;0;1) | (3;3;2) |