ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь
Составитель С.В. Маслова
Издательство
Томского политехнического университета
УДК
ББК: Ю9+430/49я73
Психология. Рабочая тетрадь: индивид. задания для студентов ИнЭО, обучающихся по всем направлениям / сост. С.В. Маслова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. – 22 с.
индивидуальные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры социальных коммуникаций «12» феврвля 2016 года, протокол № 1.
Зав. кафедрой социальных коммуникаций
профессор, доктор филос. наук __________________Н.А. Лукьянова
Аннотация
Индивидуальные задания по дисциплине «Психология» предназначены для студентов ИнЭО, обучающихся по всем направлениям Данная дисциплина изучается в одном семестре.
Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны темы практических занятий и перечень лабораторных работ. Приведены варианты индивидуального домашнего задания и курсовой работы. Даны методические указания по выполнению
Тема 1. Психология как наука, ее предмет и методы.
1. Предметом изучения психологии являются
А. психические процессы
Б. психика человека и животных, а также поведение и деятельность
В. поведение человека
Г. личность, группа и общество
2. Психология стала экспериментальной наукой …
А. в средние века
Б. в XVIII
В. в XIX веке
Г. в ХХ веке
3. Установите хронологическую последовательность возникновения школ и направлений в психологии: ____ бихевиоризм, _____ функционализм, ____ гуманистическая психология.
|
4. Впишите в правый столбец таблицы имена психологов, работавших в направлениях:
функционализм | |
психоанализ | |
когнитивная психология | |
бихевиоризм | |
гештальтпсихология | |
гуманистическая психология |
5. ____________________________ – это направление в психологии, утверждавшее, что сознание не может быть предметом научного изучения. Изучать можно только поведение, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Приведите примеры конкретных потребностей для пирамиды потребностей А. Маслоу (например, потребность в лидерстве – желание стать старостой класса):
потребность в самореализации | |
потребность в признании, лидерстве | |
потребность в принадлежности к группе | |
потребность в безопасности | |
биологические потребности |
7. Является ли внутриличностный конфликт неотъемлемой частью жизни личности с точки зрения З. Фрейда? Объясните свой ответ ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Объясните с точки зрения фрейдизма выражение «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет препятствия». __________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В структуре психологического знания можно выделить _____________
__________________________ и специальные отрасли. К специальным отраслям относятся ____________________________________________
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что не является методом психологического исследования:
А. метод включенного наблюдения
Б. тест-задание
В. метод сравнительного анализа
Г. метод естественного эксперимента
Тема 2. Психика, сознание и бессознательное
1. В какой последовательности шло приращение потенциальных возможностей психики в процессе эволюции? Установите последовательность: восприятие ___, мышление ___, раздражимость ____, ощущение ____, чувствительность ____.
2. Человеческий уровень развития психики обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды через …
А. изменение строения тела
Б. изменение функционирования органов
В. способность к индивидуальному научению
Г. изменение инстинктивных форм поведения
3. Что способствовало появлению сознания?
А. изменение климата в местах обитания людей
Б. совместная орудийная деятельность людей, опосредованная речью
В. использование орудий труда
Г. генетические мутации
4. Выделите характеристики психики, которые присущи только человеческому сознанию и демонстрируют отличие человека от животных. (Отметьте все верные варианты)
А. установление рефлекторных связей
Б. способность к мысленному представлению воображаемых вещей
В. выделение себя из окружающей природной (физической) среды
Г. способность сообщать информацию о своем наличном состоянии
Д. мышление в соответствии с интеллектуальными схемами
Е. способность контролировать свои эмоциональные состояния
|
Ж. способность устанавливать связь между природным стимулом и его сопровождающим сигналом
З. способность к вербальной коммуникации
И. способность к невербальной коммуникации
К. адаптация в смене времен года
5. Все люди знают, что такое дом. Как вы думаете, если всем студентам вашей группы предложить закрыть глаза и мысленно представить дом, вы все представите один и тот же дом или разные? Объясните, почему.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Приведите примеры неосознаваемых психических явлений для каждого вида автоматизмов:
Неосознаваемые механизмы сознательных действий | |
Неосознаваемое сопровождение сознательных действий | |
Неосознаваемая установка |
7. Как вы думаете, почему начинающие спортсмены часто на соревнованиях выступают хуже, чем на тренировках? Объясните с точки зрения работы двигательных автоматизмов. __________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Впишите в таблицу, какой защитный механизм используется в каждой ситуации:
Ситуация | Защитный механизм |
Мужчина не может найти работу уже год, объясняя, что служба занятости не сможет предложить работу с достойной зарплатой, по объявлениям только обманут и т.д. | |
Женщина чувствует серьезное недомогание уже несколько месяцев, но категорически отказывается обследоваться и лечится травками. | |
Десятилетняя девочка не может вспомнить, как попала в серьезную аварию на прошлой неделе | |
Девушка часто пишет длинные письма о своих чувствах парню, который находится в армии | |
Парень ввязывается в любой разговор или дискуссию о гомосексуализме, яростно нападая на геев, осуждая и оскорбляя их. | |
Парень считает, что все девушки меркантильны, им нужны только деньги, они хотят встречаться только с «богатенькими» |
9. Может ли человек контролировать свои защитные механизмы? Почему? ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие полушария отвечают за перечисленные аспекты психических явлений (Л – левое, П – правое): движения правой руки – ____, установление хронологической последовательности событий – _____, восприятие интонации – _____, отрицательные эмоции – _____, контекстная долговременная память – _____, анализ – ____, установление логических связей – _____, установление значений слов – _____, восприятие ритма музыки – _____, образное мышление – ___