Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Формирование и развитие малых групп Группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы создаются организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Неформальные группы, напротив не создаются организацией. Напротив, они возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи (а иногда и вопреки желанию) организации. Но независимо от формальности или неформальности, люди хотят вступать в группы. В связи с этим возникает вопрос, какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод. Во-первых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения.
Классифик. мал.групп
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности – минимально необходимый «творческий комплекс».
|
Динамические процессы
М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению.К. Левина, «групповая динамика» —это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии. Закономерности: целое доминирует над его частями. Группа — это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов; извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он зависит от всех других членов;
2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы; человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы — цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.
|
Психология упр.
это раздел психологии, объединяющий достижения различных наук в области изучения психологических аспектов управления организацией. На западе данный раздел психологии называют психологией менеджмента. Объектом люди, находящиеся в определенных отношениях в организациях. Предмет совокупность психических явлений и отношений организаций, например: создание благоприятного психологического климата, профессиональный рост сотрудников и т.д.
Психология управления имеет 100-летнюю историю. За это время были созданы 4 основные подхода, объясняющие процесс управления:1. Подход с точки зрения основных школ в управлении:- Школа научного управления (1885-1920 год).Они упираются в так называемый человеческий фактор, материальное и моральное стимулирование, искусство администрации управлять персоналом. - Административная школа управления (1920-1950 год). Своей главной задачей эта школа поставила разработку универсальных принципов управления, пригодных для всех типов организаций.- Школа «Человеческих отношений» (1930-1950 год). В ней было указано о необходимости учета человеческого фактора в организации. - Поведенческая школа (1950 год - по настоящее время). Эта школа указала, что на процесс управления большое влияние оказывает характер власти и авторитета, особенности лидера и т.д 2.Процессный подход. Данный подход сложился на основе идей о существовании универсальных функций управления. Важным условием управления является правильная организация эффективных управленческих функций. 3. Системный подход. Данный подход утверждает, что любая организация является системой, т.е. определенной целостностью, состоящей из элементов и при этом каждый элемент выполняет определенную деятельность, поэтому главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом. 4. Ситуационный подход. С точки зрения данного подхода любая организация является открытой системой, которая находится в постоянном взаимодействии (информационном, материальном и иных) с внешней средой. Главная задача руководителя должна состоять в анализе ситуаций, в которой реально функционирует организация.
|
Лидерство.
Теории «героев» и «теории черт». Теории данной группы — из самых древнейших. Теории среды - лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа). Теории взаимодействия-ожидания - три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия. Стили: авторитарный, либеральный, демократический.
Потребность и мотивация
Потребности (по Маслоу) даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категорий. В основании находятся физиологические потребности, далее потребности в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самоактуализации. Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Впервые упомянул Шопенгауэр. Бывает Внешняя - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательнойУстойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.