Особенности творческих способностей




Периоды ренессансного гуманизма

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Принято разделять на:

Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.

С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).

За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

Известные гуманисты

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

 

3 основные виды и их особенности исскуства

Классификация
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям:


По технике и материалам
Изобразительные и декоративно-прикладные искусства
с использованием традиционных материалов (краски, холст, глина, дерево, камень, гипс и т. д.)
живопись, скульптура, графика, архитектура
батик, керамика
каллиграфия
с применением современных технологических средств (химические материалы, продукты серийной индустрии, современная электротехника)
фотоискусство, цифровая живопись
видео-арт
медиаинсталляция (медиаскульптура), медиаландшафт (медиасреда)
сетевое искусство (интернет-арт, нет-арт, веб-арт), компьютерное искусство

Музыкальные и акустические искусства
с использованием традиционных средств и инструментов
классическая музыка и некоторые направления в современной академической музыке
с использованием современных средств и инструментов
джаз и некоторые направления в современной академической музыке, многомедийная музыка
с использованием ультрасовременных средств и инструментов
электронная музыка, отдельные разновидности джаза
саунд-арт (англ.)

Игровые искусства
с использованием традиционных средств
классическое театральное искусство, опера, балет
с использованием современных средств
киноискусство, медиаперформанс, некоторые разновидности видео-арта, современные направления в театральном искусстве

Литература
проза, поэзия

По способу выражения и восприятия
изобразительное
музыкальное
танцевальное
литературное
комбинированное

 

По стилю
В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства классифицируют по стилям

драма
трагедия
комедия
фарс
и т. п.
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икэбана, боевые искусства, компьютерные игры и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по степени мастерства исполнения.

Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ
АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
ЖИВОПИСЬ
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на:
- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

4 художественные эмоции человека.воздействие человека на человека

Художник выражает эмоции. Эта мысль знакома любому художнику и вообще всякому, кто хоть немного знаком с искусством. Обычно, говоря эту фразу, люди имеют в виду реальную или предполагаемую ситуацию определенного рода. Когда говорят, что человек выражает эмоцию, высказывание сводится к следующему. Сначала он сознает, что испытывает какую-то эмоцию, но не знает, что это за эмоция. Все, что он чувствует, – это лишь возбуждение или смятение, происходящее внутри его души, но природа этого ощущения ему незнакома. Пока он находится в этом состоянии, все, что он может сказать о своих эмоциях, будет звучать так: «Я чувствую... Я не знаю, что же я чувствую». Из этого состояния он вытягивает себя, совершая то, что мы называем самовыражением. Он выражает себя посредством речи. Кроме того, она имеет отношение к его сознанию: выраженная эмоция является эмоцией, которую человеку, чувствующему ее, удалось осознать. Здесь есть некая связь с тем, как он ощущает свою эмоцию. Пока она не выражена, он ощущает ее в растерянности и беспомощности; когда она уже выражена, из его ощущений исчезают чувства подавленности и беспомощности. Его сознание просветляется и облегчается.

Выражение эмоции посредством речи может быть адресовано другому лицу, однако это делается без цели возбудить в нем подобную эмоцию. Если мы и хотим как-то воздействовать на слушателя, то это воздействие сводится к тому, что мы называем пониманием наших чувств. Однако, это то же самое воздействие, которое выражение эмоций оказывает на нас самих. Оно помогает нам, так же как и людям, к которым мы обращаемся, понять, что же мы чувствуем. Человек, возбуждающий эмоции, воздействует на свою аудиторию таким образом, каким он вовсе не обязательно воздействует на себя. Он и его аудитория стоят по отношению к этому действию в совершенно разных позициях. Из этого следует, что выражение эмоции просто как выражение не адресуется ни к какой конкретной аудитории. Оно адресуется, прежде всего, к самому говорящему, а затем уже ко всякому, кто готов его понять. Здесь опять-таки отношение говорящего к его аудитории радикально отличается от позиции человека, желающего возбудить в своей аудитории определенную эмоцию. Если он хочет этого добиться, он должен знать аудиторию, к которой обращается. Он должен знать, какой стимул произведет желаемую реакцию в людях определенного сорта.

В процессе знакомства с произведениями искусства возникают эстетические эмоции, особые эстетические переживания, где даже простые, примитивные формы представляют собой эстетический объект, который способен вызвать эстетическое восприятие и переживание, положительные эмоции.

Психика человека социально обусловлена, и потому, изучая психологию личности, мы изучаем ее как общественную психологию. Несмотря на то, что мозг у всех людей имеет в существенных чертах одно и то же строение, законы психофизиологии для всех одинаковы и оценки «красиво» и «некрасиво» у разных людей во многом совпадают, это не означает монотонного однообразия вкусов. Большое значение имеют условия развития личности. Условия эти чрезвычайно разнообразны, поэтому индивидуальные различия людей проявляются в самые ранние годы. Эти различия людей проявляются в самые ранние годы. Эти различия касаются способностей, интересов, характеров, темпераментов и, разумеется, вкусов.

5.творческие способности человека и их раскрытие

Считается, что творческими способностями обладает каждый рядовой человек, просто либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждая человеческая единица индивидуальна, однако в течение жизни получается, что человек уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Проходя мимо букета цветов, обыватель увидит только цвет, ну может, размер букета, а вот творчески одаренный художник создаст, увидев композицию, шедевр, которым впоследствии многие будут восхищаться.

Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов. Не зря, к примеру, ученики музыкальных школ, кроме непосредственной игры на выбранном инструменте, обязательно изучают историю искусств.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы, и никто повторить такое до сих пор не в силах.

 

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

· одаренность;

· талант;

· гениальность.

 

8 понятие арт-тераии

Арт-терапия одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, рукоделие и т.д.
Арт-терапия позволяет решать сложнейшие психологические проблемы, находить и использовать внутренние ресурсы человека, реализовать весомую часть смысла жизни человека, избавиться от накопившегося стресса. И это лишь небольшая часть ее возможностей. Психология творчества чрезвычайно интересна! Нередко арт-терапия используется психологами как одно из главных методов в своей работы, это напрямую связано с психологией творчества. Ведь по своей сути само решение проблемы, нахождение своего пути — процесс творческий.

Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

 

Тема2.метод и содержание арт-терапии

1. психотерапевтический характер арт-терапии

1. Арт-терапия метафорична. Слово «метафора» греческого происхождения и переводится как «перенос». Оно состоит из двух частей: корень «фора»- в значении «движение вперед», и приставка «мета», имеющая два смысла- «через» и «вместе». Используя метафору, люди движутся в одном направлении, вперед через непонимание.

Метафора –это особая форма мышления, образная мысль, в которую входят элементы поэтической фигуры, смысл и настроение. Использование метафор фактически активизирует все психические системы человека. Изменение метафоры меняет человека в мире. Метафора обладает своей внутренней логикой развиваться разворачивается по своим внутренним законам, и следовательно, обладает свойством самодвижения, стоит только придумать образ, как он начинает жить и развиваться.

Метафора по своей сути парадоксальна, а парадоксальность метафоры в том, что она помогает человеку развивать наблюдательность и ощущение взаимосвязанности всех явлений мира внешнего и внутреннего.

Но главное, парадоксальность метафоры «работает» на психолога в тех случаях, когда мы хотим объективизировать для клиента его проблемную ситуацию, то есть дать ему возможность посмотреть на нее со стороны.Искусство обладает целым метафорическим полем, человек, который в этом поле оказывается, просто пробует узнать, как странствовали по этому полю другие и как они выкарабкивались.

2.Арт-терапия триадична. Страдающий –помогающий и что-то созданное, в этом и есть уникальность арт-терапии- психотерапевтический треугольник. Клиенту такое положение вещей дает большую свободу от личности терапевта, но главное состоит в том, что человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем то посторонним, такая защита помогает перенести эмоциональные переживания клиента: когда нечто находится вне меня,это уже не совсем я, и я, очевидно, могу с этим что-то сделать. Рисунок в арт-терапевтическом процессе, является неким материальным инструментом для метафорического воздействия, помогает психотерапевту и клиенту разобраться в проблеме, вынесенной на лист.

3.Арт-терапия ресурсная. Каждый человек от природы способен творить. В процессе работы над рисунком человек учится непосредственным образом воспринимать красоту мира, красоту человека, космоса… Огромные возможности арт-терапии, а это творческое самовыражение; невербальная, символическая коммуникация; выражение неосознаваемых, внутренних переживаний; инсайт, катарсис, эстетические переживания; получение нового социального и эмоционального опыта- это колоссальный ресурс, так как расширяет человеческий опыт, дает возможность развитию креативности, которая становится помощником человека в его жизни.

2 основные факторы воздействия в арт-терапии

1) фактор художественной экспрессии – связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными художественными материалами и создания художественных образов;

2) фактор психотерапевтических отношений – динамика переноса и контрпереноса в отношениях, проекции, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация материала с эмоционального на когнитивный уровень, направлен на формирование смыслов.

Все они действуют не разрозненно, но взаимодополняя и усиливая друг друга, что и приводит к достижению психотерапевтического эффекта.


3.содержание арт-терапевтической работы

азвитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её решение через перекоструирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда вербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между специалистом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

3.содержание арт-терапевтической работы

уть метода Арт-терапевтической деятельность направлена, прежде всего, на самовыражение,экспрессию клиента, раскрытие его креативности и самобытности. Арт-терапевтические сессии помогают человеку организовать и выразить его внутренний мир, реализовать его духовную сущность, постигнуть смысл существования. Во время самовыражения и самопознания клиентом на арт-терапевтической сессии происходит гармонизация внутреннего состояния, что оказывает положительное влияние на психо-эмоциональную сферу и на здоровье организма в целом.

На арт-терапевтических сессиях происходит познание своих эмоций. Многие могут подумать, что познание своих эмоций это их переживание. Но переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, а их познание -даёт. и арт-терапия в этом процессе незаменима. Люди, работой которых стало исцеление других, приходят к выводу, что живопись несёт в себе глубо­кое исцеляющее начало. Она помогают разрушить удушающую завесу стра­ха: клиенты оживают, в них снова пробуждается радость как следствие проявления в человеке духов­ного начала. А когда освобождается душа, она помо­гает исцелиться и телу. Искусство положительно влияет на иммунную систему, как бы освобождает ее, позволяя работать в полную силу, снимает боль,избавляет от депрессии и создает душевный подъем. Искусство и исцеление всегда шли рука об руку.
Во многих древних культурах природа рассматривалась как источник двух противоположных энергетических начал — женского и мужского, дневного и
ночного, рационального и интуитивного. Искусство и исцеление могут также рассматриваться как фор­мы проявления этих двух основополагающих энергетических начал.

 

Вложив душу в свою работу, клиент сможет использовать искусство для исцеления,а исцеление — для проявления в себе художествен­ного начала. Процесс исцеления и процесс создания
произведения искусства сливаются воедино. Образ­но говоря, в момент их соединения происходит взрыв творческой энергии. Человек выходит за пределы своего обычного пространства и восприятия времени и оказывается в таинственном и безграничном пространстве и времени­ в которых видит
себя и весь мир совершенно по-другому. Применяя искусство для исцеления, внутри нас пробуждается некий дух созидания, он ведет нас в глубину нашего, собственного естества и тогда его песня становится нашей песней. Когда мы мечтаем и превращаем эту мечту в произведение искусства, мы как бы вновь обретаем свой дом — то место, где можем исцелиться и где действительно исцеляемся. Арт-терапия способна пробудить в нас внутреннюю исцеляющую силу, которая полностью изменяет ра­боту нашего организма, в результате чего исцеляют­ся наш дух, разум и тело.

5 применение арт-терапии в профилактической работе с клиентами

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др. Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. 2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов. 3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. 4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей. 5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. 6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: