вв. – Возрождение или Ренессанс




Нач.20 вв. – Новое время

В основе смены культурной стадии (фазы) – социокультурное преобразование: новое культурное состояние возникает в результате изменения прежнего. Существует 3 типа преобразований: реформа – прогрессивное изменение, не уничтожающее основ существующего культурного миропорядка; трансформация – ненасильственное изменение, порождающее новую социокультурную систему и революция – радикальное, насильственное ниспровержение традиционных культурных основ.

Вариантом фазовой модели динамики культуры некоторые исследователи называют т.н. реверсивную модель развития (концепция Ж.Ж.Руссо), представляющая собой стрелу времени, обращенную в прошлое (инволюция, деградация культуры).

Циклический тип означает изменение в рамках единого цикла. Цикличность означает внутреннюю логическую замкнутость и повторяемость: периодическое возвращение к исходной точке («Все возвращается на круги своя…»). Это восприятие развития культуры, как правило – регрессивное, от хорошего к плохому, было свойственно древним народам и отражено в мифологии, ранней историографии (древнегреческая поэма «Дела и дни» Гесиода с ее движением от Золотого века к Железному; индийский эпос с идеей повторяющихся циклов – «юг»; мифология доколумбовой Америки ацтеков и майя). Развитие цикла завершается апокалипсисом (например, идея всемирных потопов) и новым рождением.

В основе циклического мировосприятия в современной культурологии (теории «локальных цивилизаций» О.Шпенглера, А.Тойнби) часто лежит идея уподобления развития культуры - живому организму от зарождения до расцвета и гибели.

Идея цикличности предполагает наличие этапов: весна, лето, осень, зима. Согласно Шпенглеру, европейский мир уже погрузился в глубокую «зиму», Россия и Китай переживают свою «весну». Согласно мнению ряда ученых, полный активный цикл для каждой цивилизации примерно 2000 лет (с 4 этапами по 500 лет). Первые 1000 лет – подготовительная фаза. Создание единой культурной среда; вторые 1000 лет – утверждение новой картины мира, новых технологий и пр. Самый яркий период в середине цикла: переход от первой фазы ко второй. Таковым был период европейского Возрождения. Сейчас такой переломный период наступил для России, где завершилась 1000 – летняя подготовительная работа. Это предваряет эпоху культурного (духовного) мирового лидерства, несмотря на сложный внешний и внутренний социально-экономический фон (но разве не в подобных драматических условиях начиналась эпоха европейского Возрождения?).

Инверсионный тип предполагает идею некоторого «возврата» к уже пройденному, хотя и на новом историческом фундаменте. Подлинного возврата конечно быть не может (по словам древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Немецкий философ 19 века Г.Гегель определил этот мнимый возврат как закон «отрицания отрицания» в истории, образующий сложную спираль развития. Происходят своего рода исторические маятниковые качания от одного полюса культурных значений и смыслов к другому, особенно в обществах, где еще не сложилось устойчивое внутреннее культурное ядро. Культура как бы «допереживает» невыработанный ранее до конца духовный потенциал из опыта прошлого для дальнейшего рывка в будущее. Так, эпоха Возрождения в европейской культуре – это определенный возврат к идеалам Античности; общественно-религиозное движение Реформации нач. 16 века – отчасти откат к идеалам Средневековья. Это хорошо прослеживается в искусстве: в появлении разного рода ретро-стилей (с приставками нео-, псевдо-). Например: неоромантизм, псевдоготика.

Развитие культуры не происходит по прямой, линейно, это сложный, противоречивый процесс, где свой живой пульс со скачками, замедлениями, откатами. Они выражаются в следующих понятиях:

ü культурный подъем – творчески свободное, качественное духовное преобразование, выражающееся в самых разных сферах культуры: философии, искусстве, науке и т.п.

ü культурный застой – длительное отсутствие качественных культурных изменений; культура становится «холодной»: воспроизводит, тиражирует уже установленное.

ü культурный упадок – культура примитивизируется и стандартизируется, ослабляется значимость высоких духовных сфер культуры в пользу низовых, рекреативно-физиологических потребностей.

ü культурный кризис – происходит драматический разрыв традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры (обычно межвременье соседних культурных эпох) и духовная «перезагрузка».

Кроме того, культурология оперирует понятием «культурный взрыв», характеризуемый многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Характерны неустойчивые процессы с возникновением равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния.

В числе факторов культурных изменений: инновации, диффузия (стихийное распространение культурных традиций через контакты культур), аккультурация (целенаправленное заимствование), симбиоз (механическое соединение разнокультурных элементов, не приводящее к созданию новой культурной целостности), синтез (органическое соединение), конфликт.

Встроим в общемировую историческую схему развития этапы развития культуры России.

1. Догосударственный период [сер. 2 тыс. до н.э. ↔ 862г. – Начало династии Рюриковичей;

882г. – Утверждение Киева в роли столицы;

988г. – Крещение Руси]

2. Период правления д инастия Рюриковичей [862 г. – 1598г.]: Киевская Русь [сер. 9 в. – нач. 12 в.];

Русское Средневековье [12 - 13 вв.];

Славянское Предвозрождение [14 - 15 вв.]; Московская Русь;

3. Период «Смутного времени»: 1598-1613 гг.: Вызван пресечением династии Рюриковичей. Ознаменован стихийными бедствиями, польской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом правлением т.н. «семибоярщины».

4. Династия Романовых [1613г. – 1917г.]: «Бунташный век» - 17 в.

«Окно в Европу»: Реформы Петра 1: [ конец 17в. вв. – нач. 18 в.]; Петербургская Русь

Российское Просвещение (царствование Екатерины 2): [втор. пол. 18 в.];

Высшая точка и начало кризиса имперско-самодержавной модели и «золотой век» культуры и искусства: [19 в.]

«Русский Серебряный век »: [90-е гг 19 века-1917г.];

5. Советский период [1917г. – 1991г.]:

6. Постсоветский период

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие «цивилизация» было введено в научный обиход в эпоху европейского Просвещения (18 век, Франция). К началу 19 века сложилось 3 взгляда на цивилизацию: унитарный, стадиальный, локально-исторический.

Понятие «цивилизации» выявляет общность черт и закономерностей в жизни разных народов, означает поиск единой, универсальной матрицы развития. Цивилизация - социальная организация жизни, совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Как целостная система цивилизация включает разные элементы (религиозный, экономический, политический, социальную организацию, систему образования и пр.)

Среди значений:

1) историческая ступень общественного развития (дикость-варварство-цивилизация); признаки достижения ступени цивилизации: государственность, правовой кодекс, письменность, определенный уровень гуманизма и т.п.

2) уровень развития материальной и духовной культуры народа;

3) целостное масштабное наднациональное сообщество, объединенное общими духовными ценностями и идеалами;

4) цивилизация – alter ego культуры (концепция О.Шпенглера, Н.Бердяева и др.), противостоит ей как внешнее-внутреннему, материально-техническое - духовному, всеобщее – индивидуальному, «тело» - «душе». Развитие цивилизации губительно для культуры. Ценностные установки культуры: духовность, личность, творчество, уникальность. Ц енностные установки цивилизации – прогресс, рационализм, комфорт, польза, высокий жизненный стандарт, гражданские свободы.

Т.о., если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация не совпадает с социально-экономической формацией (феодальной, капиталистической и пр.), поскольку реализует как собственную преемственность во Времени и Пространстве, так и связь с другими цивилизациями.

ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В историческом аспекте выделяют следующие этапы-цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная-информационная.

На вопрос: сколько в мире существует цивилизаций и как их можно определить, до сих пор нет единого мнения.

В конце 19 века русский ученый Н.Данилевский выделил 4 типа цивилизаций:

ü первичные, подготовительные (Древний Мир);

ü одноосновные, представленные прежде всего одной стороной культурной деятельности (например, еврейская – религиозной идеей, греческая – искусством, римская – политикой);

ü двухосновные (например, романо-германская цивилизация с доминированием науки и экономики)

ü четырехосновные, еще не проявившиеся в полной мере. Здесь им отмечаются 4 культурные формы: религиозная сторона, политическая справедливость и свобода, наука и искусство). Таковой, по его мнению, должна стать Россия.

 

О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (1914 г.)назвал 8 исторических типов цивилизации: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). 9-я, по его мнению, только зарождается. Речь шла, как не удивительно, о «русско-сибирской» цивилизации!?

А.Тойнби назвал 21 цивилизацию, из них ныне существующие – 8: западная, византийско-ортодоксальная!?, русская, арабская, индийская, дальневосточная!?, китайская, японо-корейская.

Американский социолог С.Хантингтон выделил 8 типов цивилизаций в современном мире: западная (европейская), конфуцианская (китайская), японская, исламская, латиноамериканская, африканская и православно-славянская.

Кроме того, нередко выделяют т.н. мировые цивилизации, связанные прежде всего с распространением мировых религий (христианства, буддизма, ислама), региональные – синтетические, определяемые замкнутостью географического региона и его локализацией (латиноамериканская, дальневосточная). Используют также понятие «глобальной цивилизации», характерной для современного этапа и характеризующейся возрастающей целостностью мирового сообщества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: