Группа№21, биология, урок№44.
Тема программы: Основы биологии размножения и развития.
Тема урока: Постэмбриональное развитие. Рост и развитие организмов.
Цель: Изучить постэмбриональное развитие. Рост и развитие организмов.
План.
Постэмбриональное развитие.
2.Прямое постэмбриональное развитие,
Постэмбриональное развитие с метаморфозом
Рост организма
Влияние факторов внешней и внутренней среды на рост организма
Опорный конспект.
Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определённым сроком или длится в течение всей жизни.
Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:
· прямое развитие;
· развитие с превращением, или метаморфозом (непрямое развитие).
Выделяются 3 периода постэмбрионального развития:
· ювенильный (до окончания созревания);
· пубертатный (занимает большую часть жизни);
· старение (до смерти).
Прямое постэмбриональное развитие, или прямое развитие — тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов. В случае прямого развития молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведёт тот же образ жизни, что и взрослые. Этот тип развития свойственен, например, пресмыкающимся, птицам, млекопитающим.
Постэмбриональное развитие с метаморфозом, или непрямое развитие — тип развития, при котором родившийся организм должен пройти одну или несколько стадий метаморфоза, прежде чем превратится во взрослый организм.
|
Из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведёт иной образ жизни по сравнению со взрослыми организмами (например, бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растёт и на определённом этапе превращается во взрослую особь, причём этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии, однако существует небольшое количество исключений. Например, аксолотли — личинки хвостатых земноводных амбистом — способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией.
Рост организма
Для развития любого существа в онтогенезе характерно увеличение массы тела, т.е. наличие роста. Рост — количественный признак, характеризующийся увеличением количества клеток и накоплением массы внутриклеточных образований, линейных размеров тела. Масса тела увеличивается до тех пор, пока скорость ассимиляции превышает скорость диссимиляции. По характеру роста все живые существа могут быть разделены на 2 группы: с определённым и неопределённым ростом. К первой группе относятся насекомые, птицы, млекопитающие; ко второй — моллюски, ракообразные, рыбы, земноводные, рептилии.
Влияние факторов внешней и внутренней среды на рост организма
|
На процесс роста у человека и животных влияет множество экзогенных и эндогенных факторов. Для нормального развития организм нуждается, прежде всего, в полноценном питании. Пища должна включать необходимое по возрасту количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Роль света определяется его участием в синтезе в организме кальциферола (витамин D2) и пигмента меланина в коже. Поэтому свет можно считать важным фактором роста и развития. К экзогенным факторам, влияющим на рост и развитие организма, относятся также витамины, которые в зависимости от растворимости делятся на жирорастворимые (витамины А, D, E, K) и водорастворимые (витамины С, P, РР, группы B). Из эндогенных факторов, влияющих на рост и развитие организма, большое значение придаётся гормонам.
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://window.edu.ru/window, свободный. Загл. с экрана.
2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lawcenter, свободный. Загл. с экрана.
3. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lwww.gaudeamus.omskciti.com/myPDFlidrary.html. Загл. с экрана.
Д.З. Изучите конспект и ответьте на вопросы: