Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: «Цены и ценообразование» для обучающихся по техническим специальностям




Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки обучающихся технических специальностей колледжа к изучению темы: «Цены и ценообразование».

Методические указания включают требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Цены и ценообразование», теоретический материал по изучаемой теме, перечень вопросов для самоконтроля, тесты, общие рекомендации по выполнению практической работы, ситуационные задачи с примерами их решения, а также список рекомендуемой литературы.

В результате освоения темы: «Цены и ценообразование» обучающийся должен:

знать:

- виды цен и их классификацию;

- роль цены в управлении предприятием;

- методы ценообразования.

уметь:

- рассчитывать цены на продукцию, работы и услуги;

Список рекомендуемых источников:

Основная литература:

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) Москва: КНОРУС, 2011 408 с.

2. Еремина Е.И. Щукина А.Я. Практикум по экономической теории. Москва: «Академия», 2009. 184 с.

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва: Финансы и статистика, 2009. 240 с.

4. Липсиц И.В. Экономика. Москва: ВИТА, 2009. 350 с.

5. Маховикова Г.А. Ценообразование: практикум. Москва: Эксмо, 2008. 304 с.

Дополнительная литература:

1. Баркан Д.И. Управление фирмой в условиях рынка. Маркетинг и нововведение. Москва: Аквилон, 2008. 118 с.

2. Еремина Е.И. Щукина А.Я. Практикум по экономической теории Москва: Академия, 2009. 184 с.

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва: Финансы и статистика, 2009. 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. Поисковая система Google Режим доступа: https://www.google.com

2. Свободная энциклопедия Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Обучающимся рекомендуется следующий алгоритм изучения темы и самостоятельного выполнения практической работы:

1. Найдите тему: «Цены и ценообразование» в любом из предложенных учебных пособий.

2. Прочитайте материал, изложенный в учебнике.

3. Читайте материал, изложенной в учебнике, до тех пор, пока прочитанное, не будет понятным.

4. Если во время чтения, Вам встретились незнакомые слова, лексическое значение которых Вы не знаете, найдите их в экономическом словаре и выпишите.

5. Если все прочитанное понятно, приступайте к составлению конспекта. Конспект – это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений. Конспектирование ведётся своими словами, без переписывания текста, с использованием нескольких источников.

6. Перечитайте конспект ещё раз и попытайтесь ответить на все предложенные задания.

7. Проверить свои знания по теме Вы сможете, ответив на тесты.

8. Ознакомьтесь с целями и задачами практической работы.

9. Разберите примеры решения ситуационных задач.

10. Решите ситуационные задачи, предложенные в практической работе.

11. Оформите решение в тетради для практических работ.

Теоретический раздел:

Цена – это наиболее важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия. Цена является фактором, представляющим большое значение для производителей и потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.

В ходе ценообразования приходится учитывать большое количество факторов:

- задачи производства (начало производства товара – высокие издержки, хочется поднять цену, но надо определить поможет ли это предприятию);

- маркетинговые исследования;

- результаты финансовой деятельности предприятия;

- поведение конкурентов на рынке;

- действующее законодательство.

Цена в самом узком смысле – это количество денег, запрашиваемых за товар или услугу.

Цена в широком смысле – это сумма тех ценностей, которые потребитель отдает за право обладать или использовать соответствующий товар или услугу.

С позиций рыночной экономики цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать товар (рис. 3).

Рисунок 3. Иллюстрация понятия цены с позиций рыночной экономики

С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость очень сложно вычислить.

Функции цены – отражают её сущность и роль в экономике, определяют её место среди других экономических категорий, и взаимосвязь с этими категориями. Традиционно выделяют следующие функции цены:

- учетная;

- распределительная;

- сбалансирования спроса и предложения;

- стимулирующая;

- функция цены как средства рационального размещения производства.

Таблица 9. Схема формирования розничной цены

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Товарная надбавка
ОПТОВАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ        
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЗ НДС      
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ С НДС (ПОКУПНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА)    
ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА (ПОКУПНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ)  
Р О З Н И Ч Н А Я Ц Е Н А

Акциз– (фр. accise, от лат. Accido – обрезаю) – косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

НДС – налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС, конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага. Однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.

Ставки НДС в России

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров – ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов.

Отпускная цена предприятия (без НДС) – цена, с которой продукция выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) – цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.

Снабженческо-сбытовая наценка (наценка посреднических организаций) – цена на услуги по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим предприятиям прибыль.

Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.

Торговая наценка – цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки).

Ценовая политика – это общие принципы, которых придерживается предприятие (организация) в сфере установления цен на свои товары или услуги.

При формировании ценовой политики на предприятии (организации) учитывают следующие моменты:

- какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом рынке, где действует предприятие (организация);

- какой метод расчета цены должен быть выбран;

- может ли выдержать предприятие роль «ценового лидера», т.е. выдержит ли оно «ценовую войну»;

- какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров;

- как должна изменяться цена в зависимости от жизненного цикла товара.

 


Таблица 4. Особенности ценообразования на различных типах рынков

показатель ТИП РЫНКА
свободная конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия
Характер ценообразования Свободное, конкурентное Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного продукта Монополизированное, но обусловлено взаимной зависимостью немногих конкурентов Монополизированное ценообразование
Особенность продукта Однороден, часто стандартизирован Дифференцирован, не входит в группу заменителей Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным Уникален, нет близких заменителей
Число предприятий Очень большое Много Немного Одно
Контроль рыночной цены предприятием Не контролируется, согласовывается с рыночной ценой Контролируется в весьма ограниченных пределах Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор Контролируется монополистом
Неценовая конкуренция Отсутствует Играет значительную роль Является типичной Является главной

Основные методы установления цен на товары и услуги. Выделяют следующие методы установления цен на товары, работы и услуги:

1. затратные методы ценообразования;

2. рыночные методы ценообразования;

3. параметрические методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования – основаны на затратном подходе, при которых к издержкам на производство товара прибавляется определенная сумма прибыли, которую планирует получить предприятие (метод полных издержек, метод прямых затрат, метод предельных издержек, метод надбавки к цене, метод анализа безубыточности, метод учета рентабельности инвестиций).

Рыночные методы ценообразования – основаны на конъюнктуре рынка, различают методы с ориентацией на потребителя, методы с ориентацией на спрос, методы расчета цены с ориентацией на конкурентов.

Параметрические методы ценообразования базируются на нормативах затрат на технико-экономические параметры продукции, различают метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, балловый метод, агрегатный метод.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под ценой?

2. Что такое равновесная цена?

3. Какую роль играют цены на рынке совершенной конкуренции?

4. Могут ли действия отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции изменить рыночную цену?

5. Является ли рынок хлебобулочных изделий конкурентным?

6. Приведите примеры стимулирующего воздействия цены на действия продавцов и покупателей товара.

7. Перечислите функции цены на рынке.

8. Что Вы понимаете под структурой цен?

9. В чем состоит отличие оптовых цен от розничных? Как они определяются?

10. Какие факторы влияют на уровень цен?

11. Как на чувствительность покупателей к цене влияет наличие на рынке заменяющих товаров?

12. Какие факторы ценообразования можно отнести к внутренним?

13. Что такое ценовая эластичность спроса? Как она определяется?

14. Какие факторы ценообразования являются внешними по отношению к предприятию и почему?

15. Как влияет на структуру розничной цены изменение каналов движения товара от продавца к покупателю?

16. Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу, а какие – покупателю?

17. Какие существуют методы установления цен?

18. Какой вид имеет график спроса и предложения? В каком случае возникает дефицит и излишек товаров?

Тесты:

Выберите правильный ответ.

1. К внешним факторам ценообразования относятся:

A. конкуренты;

B. издержки;

C. потребители;

D. государство.

2. К факторам спроса, влияющим на уровень и структуру цены, относятся:

A. вкусы и предпочтения потребителей;

B. доходы потребителей;

C. величина накопленного имущества;

D. технический прогресс.

3. Понижению цены товара способствуют следующие факторы:

A. спад производства;

B. нестабильность экономической ситуации;

C. увеличение взимаемых налогов;

D. уменьшение числа посредников.

4. Повышению цены товара способствуют следующие факторы:

A. монопольное положение предприятия – изготовителя;

B. наличие ажиотажного спроса;

C. обострение конкуренции;

D. технический прогресс.

5. Ценность товара включает …

А. затраты фирмы и выигрыш покупателя;

Б. затраты фирмы и прибыль фирмы;

С. выигрыш покупателя и прибыль фирмы;

D. затраты фирмы, прибыль фирмы и выигрыш покупателя.

6. Внутренние факторы ценообразования – это:

А. реклама;

Б. имидж производителя;

С. уровень динамики инфляции;

D. конкуренция между производителями.

7. При более высоком уровне цены точка безубыточности будет достигнута при …

А. меньшем объёме производства;

Б. неизменном объёме реализации;

В. большем объёме реализации.

8. Верхняя граница цены определяется …

А. суммой постоянных и переменных затрат;

Б. спросом;

В. суммой внешних и внутренних издержек;

D. издержками и максимальной прибылью.

9. Разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами – это:

А. балансовая прибыль;

Б. чистый доход;

В. маржинальная прибыль;

D. чистая прибыль.

10. Главное отличие затратных и параметрических методов ценообразования:

А. первые учитывают себестоимость, а вторые цену основных параметров товара;

Б. первые не учитывают прогнозируемую прибыль, а вторые – учитывают;

В. первые учитывают косвенные налоги, а вторые – не учитывают;

D. первые не учитывают себестоимость, а вторые – учитывают.

11. Пороговой называется выручка, соответствующая …

А. среднему объёму продаж;

Б. минимальному объёму продаж;

В. максимальному объёму продаж;

D. точке безубыточности.

12. Психология покупателя наиболее часто учитывается при исчислении …

А. розничной цены потребительских товаров;

Б. отпускной цены на продукцию производственного назначения;

В. издержек производства;

D. оптовой цены.

13. Равновесная цена – цена, при которой равны …

А. объём спроса на товар и объём его предложения;

Б. прибыль и затраты на производство товара;

В. объём реального производства и потенциальные возможности предприятий.

14. Методы установления цен на основе нескольких параметров…

А. балльный метод;

Б. агрегатный метод;

В. метод удельных показателей;

D. метод регрессионного анализа.

15. Экономия живого труда по мере развития научно-технического процесса вызывает …

А. снижение общественно-необходимых затрат, а вместе с ними и цен;

Б. сохранение затрат и цен в неизменном виде;

В. возрастание общественно-необходимых затрат, а вместе с ним и цен;

D. нет правильного ответа.

16. Точка безубыточности – это …

А. равенство валовых издержек и совокупной выручке;

Б. равновесие спроса и предложения;

В. средние издержки равны цене;

D. объем продаж равен нулю.

17. Издержки производства – это …

А. расходы на содержание производственного оборудования;

Б. сумма всех затрат на производство продукции;

В. сумма денег, полученная от реализации продукции;

D. сумма затрат на реализацию продукции.

18. На рынках с высокой чувствительностью покупателей к цене целесообразно …

А. не изменять цены;

Б. повышать цены;

В. снижать цены;

D. увеличивать объемы производства.

19. Использование выводов экономической теории в практическом ценообразовании …

А. невозможно;

Б. бесполезно;

В. возможно;

D. очень трудно.

20. Цену предложения определяют …

А. возможности произвести необходимый товар;

Б. желанием продать товар;

В. закон спроса и предложения;

D. потребительские свойства товара.

Практическая работа № 1 Расчет цен на продукцию, работы и услуги.

Цель практической работы:

- научить обучающихся рассчитывать оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены;

- выработать умения доводить задание до логического конца;

- развивать навыки анализа экономической информации;

- развивать умения делать выводы из произведенных расчетов.

Ситуационные задачи

Задача № 1

Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене продукции составляла 20 %, доля затрат на заработную плату – 26 %. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18 %, ставки заработной платы вырастут на 15 %. На сколько процентов вырастет цена продукции.

Пример решения:

Р = 100 × (1,18 × 0,2 +1.15 × 0,26 + 0,54) = 107,5 %

Ответ: цена на продукцию возрастет на 7,5 %.

Изменение тарифов и ставок оплаты труда будет иметь разные последствия для отраслей с разной структурой затрат.

Задача № 2

Определите, выгодно ли производителю снизить цену мороженого на 0,5 рубля, если текущая цена мороженого 6 руб., планируемый объем продаж 1 млн. штук. Показатель эластичности спроса по цене 1,5.

Пример решения:

Снижение цены мороженого с 6 руб. до 5,5 руб. составляет 8,3 %, что при эластичности спроса 1,5 означает, что объем продаж увеличится на 12,45 % = (1,5 × 8,3 %)

Определяем объем продаж: 1 × 112,45:100=1,125 млн. штук

Определяем выручку от реализации мороженого по цене 6 рублей:

РП = 6 × 1 = 6 млн. руб.

Определяем выручку от реализации мороженого по цене 5,5 рублей:

РП = 5,5 ×1,125 = 6,188 млн. руб.

DРП = 6,188 – 6 = 188 тыс. руб.

Ответ: выручка от реализации мороженого увеличится на 188 тыс. рублей.

Задача № 3

Определите, розничную цену 1 кг пшеничного хлеба высшего сорта, исходя из следующих данных:

- стоимость 1 кг пшеницы – 5 руб.;

- издержки элеватора – 1,2 руб.;

- рентабельность затрат элеватора – 20%;

- издержки мельниц – 1,5 руб.;

- рентабельность затрат мельниц – 20%;

- издержки хлебозавода – 1,8 руб.;

- рентабельность затрат хлебозавода – 30%;

- норма выхода хлеба – 140 %;

- оптовая цена 1 кг пшеничного хлеб –?;

- НДС – 10%;

- отпускная цена 1 кг пшеничного хлеба с НДС –?;

- торговая надбавка – 25%;

- розничная цена 1 кг пшеничного хлеба –?

Пример решения:

1. Определяем цену 1 кг пшеницы, поставляемой элеватором мельнице:

Цэл= (5+1,2) × 1,2 =7,44 руб.

2. Определяем цену 1 кг пшеницы, поставляемого мельницей хлебозаводу:

Цмл = (7,44 +1,5) × 1,2 =10,73 руб.

3. Определяем цену 1 кг пшеницы на хлебозаводе:

Цхл = (10,73 +1,8) × 1,3 = 16,3 руб.

4. Определяем оптовую цену пшеничного хлеба (при норме выхода 140%):

Цоп =16,3: 1,4 =11,6 руб.

5. Определяем отпускную цену пшеничного хлеба с учетом НДС:

Ц с НДС =11,6 × 1,1 = 12,8 руб.

6. Определяем розничную цену 1 кг пшеничного хлеба.

Цроз =12,8 × 1,25=16 руб.

Ответ: Цоп =1 1,6 руб.; Ц с НДС = 12,8 руб.; Цроз = 16руб.

Задача № 4

Определите, оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных:

- свободная отпускная цена изготовителя – 4800 руб. за единицу;

- ставка акциза – 20 %;

- ставка НДС – 18 %.

Пример решения:

1. Определяем свободную отпускную цену товара без НДС, но с акцизом:

×100 = 6000 руб.

2. Определяем свободную отпускную цену товара с НДС:

6000 + (6000 × 0,18)= 7080 руб.

Ответ: свободная отпускная цена товара с НДС 7080 руб.

Задача № 5

Определите, оптовую цену закупки, исходя из следующих данных:

- оптовая отпускная цена единицы товара – 7080 руб.;

- издержки обращения посредника – 700 руб.;

- рентабельность, планируемая посредником – 30%;

- НДС для посредника – 18 %.

Пример решения:

1. Определяем прибыль посредника:

П = 700 × 0,3=210 руб.

2. Определяем величину надбавки посредника:

Н = × 100=1110 руб.

3. Определяем оптовую цену закупки:

7080 + 1110 = 8190 руб.

Ответ: оптовая цена закупки 8190 руб.

Ситуационные задачи для самостоятельного решения:

специальность 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Задача № 1

Определите, оптовую цену закупки кондиционеров, исходя из следующих данных:

- оптовая отпускная цена единицы товара – 12600 руб.;

- издержки обращения посредника – 2300 руб.;

- рентабельность, планируемая посредником – 10%;

- НДС для посредника – 18 %.

Задача № 2

Определите, оптовую цену закупки кондиционеров, исходя из следующих данных:

- оптовая отпускная цена единицы товара – 15600 руб.;

- издержки обращения посредника – 4300 руб.;

- рентабельность, планируемая посредником – 15%;

- НДС для посредника – 18 %.

Задача № 3

Определите, оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных:

- свободная отпускная цена изготовителя – 4500 руб. за единицу;

- ставка акциза – 20 %;

- ставка НДС – 18 %.

Задача № 4

Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене продукции составляла 10 %, доля затрат на заработную плату – 46%. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18%, ставки заработной платы вырастут на 5 %. На сколько процентов вырастет цена продукции.

Задача № 5

Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене продукции составляла 40 %, доля затрат на заработную плату – 36%. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 30%, ставки заработной платы вырастут на 20 %. На сколько процентов вырастет цена продукции.

Задача №6*

Таблица 5. Исходные данные для определения цены мороженного

Статьи затрат Затраты на 1 т мороженого, руб.
  Молочное Рожок Пломбир
Сырье и основные материалы      
Транспортные расходы      
Вспомогательные материалы      
Заработная плата производственных рабочих с начислениями      
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования      
Итого переменные затраты ? ? ?
Цеховые расходы      
Общезаводские расходы      
Полная себестоимость продукции ? ? ?
Рыночная цена в розничной торговле      
Снабженческо-сбытовая надбавка, в % к оптовой цене      
Торговая надбавка, в % к цене закупки      
Прибыль производителя по полным затратам ? ? ?
Прибыль производителя по сокращенным затратам ? ? ?
Рентабельность по полным затратам ? ? ?
Рентабельность по сокращенным затратам ? ? ?

Определите, какое мороженое выгоднее производить?

Задача № 7

Себестоимость услуги по установке кондиционера равна 2600 руб., приемлемая рентабельность – 20 %; НДС – 20 %; акциз – 10 %. Устроит ли Вас отпускная цена на установку кондиционера в размере 3000 руб.?

Задача № 8

Себестоимость выпуска кондиционера равна 9000 руб. за единицу, минимальная приемлемая для производства рентабельность -20 %, ставка НДС – 18 %, ставка акциза – 20 %. Определите, минимальную приемлемую отпускную цену кондиционера.

Задача № 9

Определите возможное изменение выручки от реализации в результате повышения цены кондиционера на 15%, если коэффициент эластичности спроса кондиционеров равен 2,5.

Задача № 10

Определите, выгодно ли производителю снизить цену на 1 руб., если текущая цена товара 10 руб., планируемый объем производства 500 тыс. штук. Показатель эластичности спроса по цене 1,8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: