Тема урока: Религия древних египтян (история 5 класс)
Педагогические цели: Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнегреческих богов.
Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений.
Планируемые результаты (предметные): Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные результаты: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его умению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты: Спрособность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Основное содержание темы, понятия и термины: Религиозные верования египтян. Общеегипетские боги: Амон-Ра, Геб, Нут, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса, Атрибуты богов - Священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы – хранители мудрости и научных знаний. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия, анимизм, тотемизм.
|
Образовательные ресурсы: Учебник. Учебная карта. Учебная картина К. Бекташева «Храмовое хозяйство в Древнем Египте».
Ход урока:
1.Организационный момент: (приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку)
2. Актуализация знаний.
- Какую страну мы изучаем?
- Покажите на карте, где расположена эта страна. Проговариваем словами (работа с картой)
- какая крупная река протекает в Африке?
- Как вы считаете, почему именно здесь на берегах Нила возникли ранние государства?
-Когда появились первые государства?
-Когда появилось единое государство в Египте?
- Какой город стал первой столицей Египетского государства?
- Как называли царей Древнего Египта?
- Назовите признаки государства.
- С какой целью фараоны Египта совершали военные походы?
- В какие страны совершали походы? (работа с картой)
- Каковы были результаты походов, для фараона, военачальников и рядовых воинов?
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т.д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Вывод: У древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
|
-Как вы думаете о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (определение темы урока, запись в тетрадь)
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы отправимся в Древний Египет, в гости к египетским богам.
Проблемный вопрос: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?
- Какая связь существует между религией и государственной властью?
Усвоение новых знаний и способов действий.
(Рассказ об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе.)
- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?
- Тотемизм, анемизм.(работа над понятиями, запись в тетрадь)
- Жрецы – служители богов.
Геродот: - «….египтяне – самые богобоязненные из всех людей.». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
- Учитель предлагает познакомиться с египетскими богами. Организует выступления учащихся с сообщениями.
- Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса. (чтение мифа об Осирисе в учебнике, беседа по его содержанию. Читает «Суд Осириса» (см. Приложение)
- В чем клялся умерший?
- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Обожествление фараона.
(Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволял поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты?
- Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью? (учебник п.5 п.10 и ответы на данный вопрос)
Составляем схему: