Исторический факультет
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Реферат
Международные экономические отношения России с развивающимися странами
Выполнила: Проверила:
студентка группы Э-994 доцент кафедры СГН
Олейник О.В. Кривоусова Е.А.
Петропавловск-Камчатский, 2002
ПЛАН
Стр.
1. Предисловие. 3
2. Россия и взятые в целом развивающиеся страны. 4
3. Сотрудничество России с Китаем и Индией. 11
4. Список литературы 20
Международные экономические отношения России с развивающимися странами
ПРЕДИСЛОВИЕ
На рубеже ХХ и ХХI веков мировая экономика стала глобальной. Плотные торговые, инвестиционные и информационные потоки создают универсальное экономическое поле, а действующие в нем производственные корпорации и финансовые институты стирают национальные границы и устанавливают единые правила игры. Страны, отгородившиеся от глобальной экономики, отброшены на обочину мирового развития.
Ряд государств (речь в первую очередь идет о Китае и Индии) частично изолировали свои экономики от глобального экономического поля. Через ограниченную конвертируемость национальных валют и определенную закрытость текущего счета платежного баланса, а также систему ограничений для нерезидентов на фондовом рынке и в сфере прямых инвестиций эти страны-гиганты обеспечили себе относительную свободу маневра на внутреннем рынке. Вместе с тем свои внешние связи и Китай, и Индия выстраивают в полном соответствии с превалирующими глобальными закономерностями.
Из-за двойного банкротства российской (советской) экономики, с точки зрения как исчерпания внутренних потенций развития, так и буквального банкротства при взаимодействии с внешним миром (неподъемная задолженность), отношения России с развивающимися (впрочем, и с развитыми) странами подчинены универсальным правилам игры, может быть, даже в большей степени, чем взаимодействие по линиям «развивающиеся страны – развивающиеся страны» и/или «развивающиеся страны – развитые страны». Будучи банкротом и докатившись до критической зависимости от импорта потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования, Россия в первой половине 90-х годов была вынуждена практически полностью либерализовать текущие и капитальные статьи платежного баланса и ввести полную конвертируемость национальной валюты.
|
РОССИЯ И ВЗЯТЫЕ В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
Россия и взятые в целом развивающиеся страны – разновесные подсистемы глобальной экономики. Совокупный ВВП развивающихся стран больше российского в 5 раз, экспорт – в 20 раз, экспорт промышленного оборудования и транспортных средств – более чем в 50 раз. Приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны превосходит аналогичный показатель для России более чем в 50 раз, а прямые инвестиции за рубеж – более чем в 100 раз.
Не в пользу России и двусторонние экономические сравнения. По объему ВВП и экспорта, притоку инвестиций многие развивающиеся страны обходят Россию. По общему размеру ВВП Россия в 1999 г. уступала Бразилии, Китаю, Индии, Мексике и Южной Корее. По среднедушевому ВВП, составившему в том же году по официальному обменному курсу 1245 долл. (по паритету покупательной способности рубля – 7100 долл.), Россия скатилась в группу государств со средним уровнем развития, пропустив вперед не один десяток развивающихся стран. В докладе ООН за 1997 г., охватывающему 174 страны, России по «индексу человеческого развития» отведено скромное 71-е место. При этом едва ли не по всем значимым позициям положение России в мировой экономике продолжает ухудшаться.
|
Начало XXI в. Россия встречает как средняя по масштабам народного хозяйства страна, которая к тому же серьезно перегружена внешней задолженностью и безнадежно отсталыми и стремительно деградирующими основными производственными фондами. Эти реалии и предопределяют характер и структуру экономического взаимодействия России с развивающимися странами, многие из которых, напротив, переживают хозяйственный подъем. Рассмотрим это взаимодействие через призму торговых, инвестиционных и долговых потоков.
Начнем с торговли. Удельный вес развивающихся стран в российском экспорте в 1996-1998 гг. снизился с 18.2 до 16.9% (таблица 1). При этом экспортные потоки из России сконцентрированы на небольшом числе рынков. Около 80% российского экспорта в развивающиеся страны приходится всего на 10 государств, а почти треть – на Китай.
Примечательно, что относительная значимость экспорта на рынки бурно прогрессирующих «драконов» и «тигров» Восточной Азии падает. С учетом того обстоятельства, что ни у одного из крупнейших российских импортеров (за исключением Кубы) импорт из России не превышает 5% их совокупного импорта, это свидетельствует о неспособности российских экспортеров встроиться в контуры расширенного воспроизводства в наиболее динамичной зоне глобальной экономики.
|
Таблица 1. Торговая взаимозависимость развивающихся стран и России (%)
Экспорт | Импорт | |||||||||||
Доля в российском экспорте | Доля России в экспорте страны | Доля в российском импорте | Доля России в импорте страны | |||||||||
1996г. | 1997г. | 1998г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | |
Развивающиеся страны в целом 10 крупнейших экспортеров в Россию 10 крупнейших импортеров из России КНР Турция Виргинские о-ва (Великобритания) Республика Корея Индия Сингапур Тайвань Кипр Египет Куба Бразилия Аргентина Индонезия КНР (Гонконг) Иран Вьетнам Монголия Кот д`Ивуар | 18.2 14.4 5.5 2.0 1.9 1.4 0.9 0.7 0.6 0.6 0.5 0.5 | 16.6 12.5 4.7 2.3 0.9 1.0 1.1 0.3 0.7 0.5 0.5 0.4 | 16.9 13.0 4.4 2.7 1.6 0.7 0.8 0.5 0.6 0.2 0.7 0.4 | 1.1 6.4 1.5 1.0 0.7 17.1 0.6 20.1 1.0 0.6 0.1 0.3 0.4 1.8 | 1.1 7.8 1.3 2.3 0.6 19.4 0.6 18.3 1.4 0.8 0.04 0.2 0.3 1.9 | 1.0 5.0 0.8 1.7 0.3 10.2 0.4 22.6 1.3 0.6 0.1 0.2 0.2 0.6 1.7 | 10.8 8.9 2.2 1.3 1.7 1.3 0.5 0.9 0.4 0.2 0.2 0.2 | 13.3 9.6 2.4 1.5 1.6 1.5 0.4 0.2 0.7 0.9 0.4 0.2 | 14.8 11.5 2.7 1.2 2.3 1.5 0.2 1.0 1.5 0.3 0.2 0.2 | 3.7 4.3 1.2 2.5 0.1 2.8 2.2 16.9 0.7 0.4 0.04 0.3 5.6 1.4 | 2.9 4.4 1.1 1.7 0.1 4.4 2.9 11.8 0.6 0.4 0.02 0.4 3.4 0.3 | 2.6 4.7 1.1 1.6 0.04 2.9 2.0 0.5 0.6 0.05 0.2 3.8 2.4 3.0 |
В 1998 г. развивающиеся страны обеспечили 14.8% импорта России по сравнению с 10.8% двумя годами ранее. Более 4/5 импортных потоков идут из десяти государств, то есть импорт России привязан к ограниченному числу развивающихся стран даже более жестко, чем экспорт. Если исключить Кубу, значимость экспорта на российский рынок для включенных в таблицу государств невысока. Иначе говоря, для подавляющего большинства основных торговых контрагентов из числа развивающихся стран Россия является второстепенным и третьестепенным партнером.
Структура торговли развивающихся стран и России задана особенностями экономики последней. С институциональной и структурной точек зрения российская экономика представлена неэффективным аграрным сектором, а также, за редчайшими исключениями, отсталой и нежизнеспособной перерабатывающей промышленностью. И аграрный, и индустриальный секторы, как и стагнирующая социальная сфера, могут поддерживать свое существование лишь за счет перетока ресурсов из сырьевых отраслей. Основные же наши партнеры из развивающихся стран, напротив, отличаются относительно эффективной и технологически передовой экономической структурой.
От обвальной либерализации российской экономики выиграли наиболее успешно развивающиеся страны или страны капиталистической полупериферии – Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Турция, а также КНР и Вьетнам, которые более или менее успешно осуществляют переход от централизованного планирования к рынку. Их успехи в торговле с Россией основываются на таких факторах, как наличие динамичного аграрного сектора, текстильной и легкой промышленности, производства современных потребительских товаров на базе микрочипов, а также потребность в импорте сырья.
Не только для развитых, но и для развивающихся стран российская экономика превратилась (а для унаследованных от советского прошлого партнеров осталась) преимущественно в источник сырья и рынок сбыта продовольствия, продукции легкой промышленности и потребительской электроники.
Российский экспорт в развивающиеся страны представлен преимущественно нефтью, древесиной и металлами низкой степени переработки (таблица 2).
Совокупный удельный вес этих трех товарных позиций российском экспорте в Китай в 1997 г. достигал 55%, Турцию – 80, Иран – 60, Египет – 55, Республику Корея – 46 и Тайвань – 83%. В целом же для десяти включенных в таблицу 2 стран этот показатель составлял 56.2%. Доля машин и оборудования в экспорте на их рынки составляла в 1997 г. всего 9.6%, лишь незначительно превышая поставки древесины и целлюлозо-бумажной продукции.
В структуре российского импорта из развивающихся стран преобладают такие товары, как чай и кофе (Индия и Бразилия), сахар (Куба и Аргентина), легковые автомобили (Республика Корея и Тайвань). Удельный вес продовольствия и напитков в импорте с Кубы достигает почти 100%, из Аргентины – 90, Бразилии – 85, Индонезии – 80, Индии – 55% (таблица 3). На продовольствие и напитки приходилась треть совокупного импорта России из десяти ведущих поставщиков.
Таблица 2. Структура импорта развивающихся стран из России в 1997 г. (%)
Минеральное сырье | Черные и цветные металлы | Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | Машины и оборудование | Транспортные средства | |
Китай Турция Индия Республика Корея Иран Египет Вьетнам Тайвань Куба Сингапур 10 стран | 8.4 42.1 0.1 11.0 0.9 1.6 22.4 3.8 64.9 31.7 16.5 | 37.6 30.9 7.2 27.9 41.8 28.6 10.3 79.3 3.4 9.4 31.0 | 9.2 6.6 10.3 7.1 18.1 24.9 1.0 0.3 0.5 0.02 8.7 | 11.0 0.8 24.6 1.8 11.9 15.5 14.3 0.7 18.3 5.5 9.6 | 8.3 1.5 24.0 17.4 13.1 19.2 43.1 13.1 5.8 10.9 11.1 |
На первый взгляд широкие возможности перед Россией открыты в импорте капитала из развивающихся стран. На 1 июля 1999 г. удельный вес этих стран в накопленных в российской экономике прямых инвестициях достигал 33% (таблица 4). Однако детализация данных показывает, что основным инвестором в Россию из числа развивающихся стран был Кипр. Между тем хорошо известно, что это островное государство выбрано российскими банками и финансово-промышленными группами в качестве основного канала для вывоза капитала из отечественной финансовой системы. Проще говоря – в качестве площадки отмывания капитала, массово бегущего из России, и придания ему статуса нерезидентного. Впоследствии этот капитал частично реинвестируется в экономику страны происхождения.
Таблица 3. Структура экспорта развивающихся стран в Россию в 1997 г. (%)
Продовольствие и напитки | Текстиль, одежда, обувь | Транспортные средства | Электроника, домашние приборы и оборудование | |
Китай Республика Корея Индия Турция Бразилия Куба Сингапур Аргентина Тайвань Индонезия 10 стран | 26.5 9.3 53.8 17.1 83.0 99.9 6.7 89.4 0.02 81.4 32.4 | 13.3 3.7 2.9 11.4 0.3 0.3 10.0 4.3 6.4 | 8.6 35.7 6.7 19.4 4.0 0.0 4.8 0.01 30.4 13.2 | 3.8 15.2 1.3 5.6 0.1 0.0 28.6 0.0 15.0 1.2 5.9 |
Отмывание капитала через специфические финансовые зоны с либеральным внешнеторговым, банковским и инвестиционным законодательством – общепринятая мировая практика. Так, согласно некоторым оценкам, более половины прямых иностранных инвестиций, поступавших в китайскую экономику в 90-е годы, на деле имели континентальное происхождение и просто рециклировались через Гонконг. Кипр, для того чтобы играть роль российского Гонконга, существенно адаптировал свое законодательство и подстроил его под интересы российских деловых партнеров.
В современной российской действительности размытость отношений собственности, а главное крайне неблагоприятные исходные предпосылки для становления института частной собственности делают работу через офшор неизбежной. Только такие способы ведения бизнеса позволяют формирующимся частным собственникам страховать системные риски. Вместе с тем подобная интеграция в «серую» зону мировой экономики оборачивается существенными экономическими потерями для страны происхождения «маятникового» капитала.
Без учета псевдокипрских потоков, а также ресурсов из некоторых других офшорных зон и налоговых гаваней глобальной экономики вклад развивающихся стран в общий приток прямых инвестиций в российскую экономику падает до 3.6%, или чуть более 350 млн. долл. Около 45% приходится на Турцию, примерно 1/5 – на Южную Корею. Еще по 20-35 мл. долл. инвестировали в Россию Сингапур, Гонконг и КНР. Даже для отличающихся глобальной инвестиционной агрессивностью турецких и южнокорейских компаний, не говоря уже о компаниях других НИС, российская экономика не является привлекательным объектом для инвестирования.
Еще одной формой экономического взаимодействия России и развивающихся стран являются потоки ссудного капитала. Причем Россия выступает и как кредитор, и как заемщик. Долговые отношения несут сильнейший отпечаток недавнего советского прошлого. Особенно это справедливо в отношении задолженности, оставшейся в наследство от СССР.
Совокупный долг бывших советских партнеров из Третьего мира оценивается в 100 млрд. руб., или около 150-160 млрд. долл. по тогдашнему курсу Госбанка СССР. Правда, оценка эта весьма условна. Кредитные отношения оформлялись в те времена юридически неряшливо и редко содержали валютную привязку, то есть фиксацию объема кредита в твердой валюте. Это дало возможность многим должникам отречься от обязательств. К тому же подавляющая часть кредитов предоставлялась под поставки оружия. У большинства бывших советских партнеров в Третьем мире радикально сменились правительства и режимы, и многие государства отказались признать внешнеполитические долги.
Не менее существенно то обстоятельство, что значительная часть задолженности приходится на так называемые «наименее развитые страны». Мировое сообщество регулярно списывает задолженность этих государств. Вступление в Парижский клуб автоматически предполагает, что и России придется присоединиться к подобной практике.
Следует также учитывать, что при институциональном хаосе, отсутствии государства и всепроникающей коррупции значительная часть долгов многих развивающихся стран бывшему СССР оказалась приватизирована. По сообщениям российской печати, такая судьба постигла, например, долги Анголы и Нигерии.
От СССР унаследован и долг самой России таким странам, как Южная Корея или Кувейт. Российское правительство охотно получило бы новые кредиты. Однако число финансовых доноров среди развивающихся стран невелико, а упомянутые кредиторы озабочены возвратом прежних кредитов. Например, на начало 1999 г. российская задолженность только Южной Корее оценивалась в 1.8-1.9 млрд. долл., и стороны вовлечены в трудные переговоры по погашению этой задолженности. Поэтому надежды на то, что развивающиеся страны выступят в качестве источника свежих займов и кредитов, беспочвенны.
Сравнительно новой формой взаимодействия в 1995-1998 гг. стал приход капитала из развивающихся стран на российский финансовый рынок. Речь идет главным образом о рынке краткосрочных государственных обязательств, так как портфельные инвестиции компаний из развивающихся стран в акции российских предприятий не превышают 100 млн. долл. (таблица 4). По некоторым данным, в период подъема рынка ГКО-ОФЗ на нем обращалось до 4 млрд. долл. южнокорейского происхождения. Это, кстати, в десятки раз превышает объем российско-южнокорейского товарооборота и в сотни раз – прямые инвестиции южнокорейских чеболей в российскую экономику. Стоит ли говорить, что движение краткосрочного капитала независимо от страны его происхождения всецело диктуется закономерностями функционирования мирового финансового рынка.
Таблица 4. Участие развивающихся стран в накопленных иностранных инвестициях в России (млрд. долл., в скобках - %)
На 1 июля 1999 г. | ||||
все типы инвестиций | прямые | портфельные | займы и кредиты | |
Иностранные инвестиции, накопленные в российской экономике Инвестиции из всех развивающихся стран развивающихся стран без Кипра развивающихся стран без офшорных зон и налоговых гаваней | 26.1 (100.0) 3.7 (14.3) 0.8 (3.1) | 10.1 (100.0) 2.8 (28.0) 0.4 (4.4) 0.4 (3.6) | 0.2 (100.0) 0.1 (4.1) | 15.7 (100.0) 0.2 (5.0) 3.0 (2.0) 0.2 (1.0) |
Таким образом, экономическое взаимодействие России и развивающихся стран полностью подчинено глобальным закономерностям, а по своему характеру и наполнению принципиально не отличается от отношений с наиболее развитыми мировыми центрами. Здесь нет ничего удивительного, так как экономическая структура российских партнеров из развивающихся стран сама представляет собой продукт глобализации. В этом смысле российскими контрагентами являются национальные экономики, вписанные в глобальный контекст и развивающиеся в рамках глобальных императивов. При этом в 90-е годы и российская экономика находится под определяющим влиянием глобализации. Последняя фактически и сформировала экономическую и даже социальную структуру постсоветской России. В ближайшие десятилетия доминирующее воздействие глобализации и на Россию, и на развивающиеся страны будет лишь усиливаться.