РОССИЯ И ВЗЯТЫЕ В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




Исторический факультет

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

Реферат

Международные экономические отношения России с развивающимися странами

 

Выполнила: Проверила:

студентка группы Э-994 доцент кафедры СГН

Олейник О.В. Кривоусова Е.А.

 

 

Петропавловск-Камчатский, 2002

 

ПЛАН

 

 

Стр.

1. Предисловие. 3

2. Россия и взятые в целом развивающиеся страны. 4

3. Сотрудничество России с Китаем и Индией. 11

4. Список литературы 20

 

 

Международные экономические отношения России с развивающимися странами

ПРЕДИСЛОВИЕ

На рубеже ХХ и ХХI веков мировая экономика стала глобальной. Плотные торговые, инвестиционные и информационные потоки создают универсальное экономическое поле, а действующие в нем производственные корпорации и финансовые институты стирают национальные границы и устанавливают единые правила игры. Страны, отгородившиеся от глобальной экономики, отброшены на обочину мирового развития.

Ряд государств (речь в первую очередь идет о Китае и Индии) частично изолировали свои экономики от глобального экономического поля. Через ограниченную конвертируемость национальных валют и определенную закрытость текущего счета платежного баланса, а также систему ограничений для нерезидентов на фондовом рынке и в сфере прямых инвестиций эти страны-гиганты обеспечили себе относительную свободу маневра на внутреннем рынке. Вместе с тем свои внешние связи и Китай, и Индия выстраивают в полном соответствии с превалирующими глобальными закономерностями.

Из-за двойного банкротства российской (советской) экономики, с точки зрения как исчерпания внутренних потенций развития, так и буквального банкротства при взаимодействии с внешним миром (неподъемная задолженность), отношения России с развивающимися (впрочем, и с развитыми) странами подчинены универсальным правилам игры, может быть, даже в большей степени, чем взаимодействие по линиям «развивающиеся страны – развивающиеся страны» и/или «развивающиеся страны – развитые страны». Будучи банкротом и докатившись до критической зависимости от импорта потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования, Россия в первой половине 90-х годов была вынуждена практически полностью либерализовать текущие и капитальные статьи платежного баланса и ввести полную конвертируемость национальной валюты.

РОССИЯ И ВЗЯТЫЕ В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

 

Россия и взятые в целом развивающиеся страны – разновесные подсистемы глобальной экономики. Совокупный ВВП развивающихся стран больше российского в 5 раз, экспорт – в 20 раз, экспорт промышленного оборудования и транспортных средств – более чем в 50 раз. Приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны превосходит аналогичный показатель для России более чем в 50 раз, а прямые инвестиции за рубеж – более чем в 100 раз.

Не в пользу России и двусторонние экономические сравнения. По объему ВВП и экспорта, притоку инвестиций многие развивающиеся страны обходят Россию. По общему размеру ВВП Россия в 1999 г. уступала Бразилии, Китаю, Индии, Мексике и Южной Корее. По среднедушевому ВВП, составившему в том же году по официальному обменному курсу 1245 долл. (по паритету покупательной способности рубля – 7100 долл.), Россия скатилась в группу государств со средним уровнем развития, пропустив вперед не один десяток развивающихся стран. В докладе ООН за 1997 г., охватывающему 174 страны, России по «индексу человеческого развития» отведено скромное 71-е место. При этом едва ли не по всем значимым позициям положение России в мировой экономике продолжает ухудшаться.

Начало XXI в. Россия встречает как средняя по масштабам народного хозяйства страна, которая к тому же серьезно перегружена внешней задолженностью и безнадежно отсталыми и стремительно деградирующими основными производственными фондами. Эти реалии и предопределяют характер и структуру экономического взаимодействия России с развивающимися странами, многие из которых, напротив, переживают хозяйственный подъем. Рассмотрим это взаимодействие через призму торговых, инвестиционных и долговых потоков.

Начнем с торговли. Удельный вес развивающихся стран в российском экспорте в 1996-1998 гг. снизился с 18.2 до 16.9% (таблица 1). При этом экспортные потоки из России сконцентрированы на небольшом числе рынков. Около 80% российского экспорта в развивающиеся страны приходится всего на 10 государств, а почти треть – на Китай.

Примечательно, что относительная значимость экспорта на рынки бурно прогрессирующих «драконов» и «тигров» Восточной Азии падает. С учетом того обстоятельства, что ни у одного из крупнейших российских импортеров (за исключением Кубы) импорт из России не превышает 5% их совокупного импорта, это свидетельствует о неспособности российских экспортеров встроиться в контуры расширенного воспроизводства в наиболее динамичной зоне глобальной экономики.

 

Таблица 1. Торговая взаимозависимость развивающихся стран и России (%)

  Экспорт Импорт
Доля в российском экспорте Доля России в экспорте страны Доля в российском импорте Доля России в импорте страны
1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г.
Развивающиеся страны в целом 10 крупнейших экспортеров в Россию 10 крупнейших импортеров из России КНР Турция Виргинские о-ва (Великобритания) Республика Корея Индия Сингапур Тайвань Кипр Египет Куба Бразилия Аргентина Индонезия КНР (Гонконг) Иран Вьетнам Монголия Кот д`Ивуар 18.2     14.4     5.5 2.0 1.9   1.4 0.9 0.7 0.6 0.6 0.5 0.5 16.6     12.5     4.7 2.3 0.9   1.0 1.1   0.3 0.7 0.5   0.5 0.4 16.9     13.0     4.4 2.7 1.6   0.7 0.8     0.5 0.6   0.2   0.7 0.4     1.1 6.4     1.5 1.0 0.7   17.1 0.6 20.1 1.0 0.6 0.1 0.3 0.4     1.8     1.1 7.8     1.3 2.3 0.6   19.4 0.6 18.3 1.4 0.8 0.04 0.2 0.3     1.9     1.0 5.0     0.8 1.7 0.3   10.2 0.4 22.6 1.3 0.6 0.1 0.2 0.2 0.6   1.7 10.8   8.9   2.2 1.3     1.7 1.3 0.5   0.9 0.4 0.2 0.2   0.2 13.3   9.6   2.4 1.5     1.6 1.5 0.4 0.2     0.7 0.9 0.4 0.2 14.8   11.5   2.7 1.2     2.3 1.5 0.2   1.0 1.5 0.3 0.2     0.2     3.7 4.3     1.2 2.5 0.1   2.8 2.2 16.9 0.7 0.4 0.04 0.3 5.6     1.4     2.9 4.4     1.1 1.7 0.1   4.4 2.9 11.8 0.6 0.4 0.02 0.4 3.4     0.3     2.6 4.7     1.1 1.6 0.04   2.9 2.0   0.5 0.6 0.05 0.2 3.8 2.4   3.0

 

В 1998 г. развивающиеся страны обеспечили 14.8% импорта России по сравнению с 10.8% двумя годами ранее. Более 4/5 импортных потоков идут из десяти государств, то есть импорт России привязан к ограниченному числу развивающихся стран даже более жестко, чем экспорт. Если исключить Кубу, значимость экспорта на российский рынок для включенных в таблицу государств невысока. Иначе говоря, для подавляющего большинства основных торговых контрагентов из числа развивающихся стран Россия является второстепенным и третьестепенным партнером.

Структура торговли развивающихся стран и России задана особенностями экономики последней. С институциональной и структурной точек зрения российская экономика представлена неэффективным аграрным сектором, а также, за редчайшими исключениями, отсталой и нежизнеспособной перерабатывающей промышленностью. И аграрный, и индустриальный секторы, как и стагнирующая социальная сфера, могут поддерживать свое существование лишь за счет перетока ресурсов из сырьевых отраслей. Основные же наши партнеры из развивающихся стран, напротив, отличаются относительно эффективной и технологически передовой экономической структурой.

От обвальной либерализации российской экономики выиграли наиболее успешно развивающиеся страны или страны капиталистической полупериферии – Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Турция, а также КНР и Вьетнам, которые более или менее успешно осуществляют переход от централизованного планирования к рынку. Их успехи в торговле с Россией основываются на таких факторах, как наличие динамичного аграрного сектора, текстильной и легкой промышленности, производства современных потребительских товаров на базе микрочипов, а также потребность в импорте сырья.

Не только для развитых, но и для развивающихся стран российская экономика превратилась (а для унаследованных от советского прошлого партнеров осталась) преимущественно в источник сырья и рынок сбыта продовольствия, продукции легкой промышленности и потребительской электроники.

Российский экспорт в развивающиеся страны представлен преимущественно нефтью, древесиной и металлами низкой степени переработки (таблица 2).

Совокупный удельный вес этих трех товарных позиций российском экспорте в Китай в 1997 г. достигал 55%, Турцию – 80, Иран – 60, Египет – 55, Республику Корея – 46 и Тайвань – 83%. В целом же для десяти включенных в таблицу 2 стран этот показатель составлял 56.2%. Доля машин и оборудования в экспорте на их рынки составляла в 1997 г. всего 9.6%, лишь незначительно превышая поставки древесины и целлюлозо-бумажной продукции.

В структуре российского импорта из развивающихся стран преобладают такие товары, как чай и кофе (Индия и Бразилия), сахар (Куба и Аргентина), легковые автомобили (Республика Корея и Тайвань). Удельный вес продовольствия и напитков в импорте с Кубы достигает почти 100%, из Аргентины – 90, Бразилии – 85, Индонезии – 80, Индии – 55% (таблица 3). На продовольствие и напитки приходилась треть совокупного импорта России из десяти ведущих поставщиков.

 

Таблица 2. Структура импорта развивающихся стран из России в 1997 г. (%)

  Минеральное сырье Черные и цветные металлы Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Машины и оборудование Транспортные средства
Китай Турция Индия Республика Корея Иран Египет Вьетнам Тайвань Куба Сингапур 10 стран 8.4 42.1 0.1 11.0 0.9 1.6 22.4 3.8 64.9 31.7 16.5 37.6 30.9 7.2 27.9 41.8 28.6 10.3 79.3 3.4 9.4 31.0 9.2 6.6 10.3 7.1 18.1 24.9 1.0 0.3 0.5 0.02 8.7 11.0 0.8 24.6 1.8 11.9 15.5 14.3 0.7 18.3 5.5 9.6 8.3 1.5 24.0 17.4 13.1 19.2 43.1 13.1 5.8 10.9 11.1

 

На первый взгляд широкие возможности перед Россией открыты в импорте капитала из развивающихся стран. На 1 июля 1999 г. удельный вес этих стран в накопленных в российской экономике прямых инвестициях достигал 33% (таблица 4). Однако детализация данных показывает, что основным инвестором в Россию из числа развивающихся стран был Кипр. Между тем хорошо известно, что это островное государство выбрано российскими банками и финансово-промышленными группами в качестве основного канала для вывоза капитала из отечественной финансовой системы. Проще говоря – в качестве площадки отмывания капитала, массово бегущего из России, и придания ему статуса нерезидентного. Впоследствии этот капитал частично реинвестируется в экономику страны происхождения.

 

Таблица 3. Структура экспорта развивающихся стран в Россию в 1997 г. (%)

  Продовольствие и напитки Текстиль, одежда, обувь Транспортные средства Электроника, домашние приборы и оборудование
Китай Республика Корея Индия Турция Бразилия Куба Сингапур Аргентина Тайвань Индонезия 10 стран 26.5 9.3 53.8 17.1 83.0 99.9 6.7 89.4 0.02 81.4 32.4 13.3 3.7 2.9 11.4 0.3   0.3   10.0 4.3 6.4 8.6 35.7 6.7 19.4 4.0 0.0 4.8 0.01 30.4   13.2 3.8 15.2 1.3 5.6 0.1 0.0 28.6 0.0 15.0 1.2 5.9

 

Отмывание капитала через специфические финансовые зоны с либеральным внешнеторговым, банковским и инвестиционным законодательством – общепринятая мировая практика. Так, согласно некоторым оценкам, более половины прямых иностранных инвестиций, поступавших в китайскую экономику в 90-е годы, на деле имели континентальное происхождение и просто рециклировались через Гонконг. Кипр, для того чтобы играть роль российского Гонконга, существенно адаптировал свое законодательство и подстроил его под интересы российских деловых партнеров.

В современной российской действительности размытость отношений собственности, а главное крайне неблагоприятные исходные предпосылки для становления института частной собственности делают работу через офшор неизбежной. Только такие способы ведения бизнеса позволяют формирующимся частным собственникам страховать системные риски. Вместе с тем подобная интеграция в «серую» зону мировой экономики оборачивается существенными экономическими потерями для страны происхождения «маятникового» капитала.

Без учета псевдокипрских потоков, а также ресурсов из некоторых других офшорных зон и налоговых гаваней глобальной экономики вклад развивающихся стран в общий приток прямых инвестиций в российскую экономику падает до 3.6%, или чуть более 350 млн. долл. Около 45% приходится на Турцию, примерно 1/5 – на Южную Корею. Еще по 20-35 мл. долл. инвестировали в Россию Сингапур, Гонконг и КНР. Даже для отличающихся глобальной инвестиционной агрессивностью турецких и южнокорейских компаний, не говоря уже о компаниях других НИС, российская экономика не является привлекательным объектом для инвестирования.

Еще одной формой экономического взаимодействия России и развивающихся стран являются потоки ссудного капитала. Причем Россия выступает и как кредитор, и как заемщик. Долговые отношения несут сильнейший отпечаток недавнего советского прошлого. Особенно это справедливо в отношении задолженности, оставшейся в наследство от СССР.

Совокупный долг бывших советских партнеров из Третьего мира оценивается в 100 млрд. руб., или около 150-160 млрд. долл. по тогдашнему курсу Госбанка СССР. Правда, оценка эта весьма условна. Кредитные отношения оформлялись в те времена юридически неряшливо и редко содержали валютную привязку, то есть фиксацию объема кредита в твердой валюте. Это дало возможность многим должникам отречься от обязательств. К тому же подавляющая часть кредитов предоставлялась под поставки оружия. У большинства бывших советских партнеров в Третьем мире радикально сменились правительства и режимы, и многие государства отказались признать внешнеполитические долги.

Не менее существенно то обстоятельство, что значительная часть задолженности приходится на так называемые «наименее развитые страны». Мировое сообщество регулярно списывает задолженность этих государств. Вступление в Парижский клуб автоматически предполагает, что и России придется присоединиться к подобной практике.

Следует также учитывать, что при институциональном хаосе, отсутствии государства и всепроникающей коррупции значительная часть долгов многих развивающихся стран бывшему СССР оказалась приватизирована. По сообщениям российской печати, такая судьба постигла, например, долги Анголы и Нигерии.

От СССР унаследован и долг самой России таким странам, как Южная Корея или Кувейт. Российское правительство охотно получило бы новые кредиты. Однако число финансовых доноров среди развивающихся стран невелико, а упомянутые кредиторы озабочены возвратом прежних кредитов. Например, на начало 1999 г. российская задолженность только Южной Корее оценивалась в 1.8-1.9 млрд. долл., и стороны вовлечены в трудные переговоры по погашению этой задолженности. Поэтому надежды на то, что развивающиеся страны выступят в качестве источника свежих займов и кредитов, беспочвенны.

Сравнительно новой формой взаимодействия в 1995-1998 гг. стал приход капитала из развивающихся стран на российский финансовый рынок. Речь идет главным образом о рынке краткосрочных государственных обязательств, так как портфельные инвестиции компаний из развивающихся стран в акции российских предприятий не превышают 100 млн. долл. (таблица 4). По некоторым данным, в период подъема рынка ГКО-ОФЗ на нем обращалось до 4 млрд. долл. южнокорейского происхождения. Это, кстати, в десятки раз превышает объем российско-южнокорейского товарооборота и в сотни раз – прямые инвестиции южнокорейских чеболей в российскую экономику. Стоит ли говорить, что движение краткосрочного капитала независимо от страны его происхождения всецело диктуется закономерностями функционирования мирового финансового рынка.

 

Таблица 4. Участие развивающихся стран в накопленных иностранных инвестициях в России (млрд. долл., в скобках - %)

    На 1 июля 1999 г.
все типы инвестиций прямые портфельные займы и кредиты
Иностранные инвестиции, накопленные в российской экономике Инвестиции из всех развивающихся стран развивающихся стран без Кипра развивающихся стран без офшорных зон и налоговых гаваней 26.1 (100.0)     3.7 (14.3) 0.8 (3.1) 10.1 (100.0)     2.8 (28.0) 0.4 (4.4) 0.4 (3.6) 0.2 (100.0)     0.1 (4.1) 15.7 (100.0)     0.2 (5.0) 3.0 (2.0) 0.2 (1.0)

 

Таким образом, экономическое взаимодействие России и развивающихся стран полностью подчинено глобальным закономерностям, а по своему характеру и наполнению принципиально не отличается от отношений с наиболее развитыми мировыми центрами. Здесь нет ничего удивительного, так как экономическая структура российских партнеров из развивающихся стран сама представляет собой продукт глобализации. В этом смысле российскими контрагентами являются национальные экономики, вписанные в глобальный контекст и развивающиеся в рамках глобальных императивов. При этом в 90-е годы и российская экономика находится под определяющим влиянием глобализации. Последняя фактически и сформировала экономическую и даже социальную структуру постсоветской России. В ближайшие десятилетия доминирующее воздействие глобализации и на Россию, и на развивающиеся страны будет лишь усиливаться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: